Год учителя и кризис. Символично?

10 Сентября 2009

Отзвенело праздником 1 сентября. Начались учебные будни. Есть повод поговорить о современном образовании, вернее о проблемах, многократно им порождаемых

Отзвенело праздником 1 сентября. Начались учебные будни. Есть повод поговорить о современном образовании, вернее о проблемах, многократно им порождаемых. Наболевшие вопросы комментирует начальник Управления по делам образования города Челябинска, кандидат педагогических наук Александр КУЗНЕЦОВ.

Слияние и поглощение
— В бизнесе практикуется «слияние и поглощение», но в последнее время это стало актуально и для школ. Причем не всегда процесс проходит безболезненно. В поселке под Магнитогорском и в Копейске ученики и педагоги малокомплектных школ забастовали против этого. Так ли уж необходима подобная реорганизация?
— Могу рассказать, как это делается в Челябинске. Кампания по реорганизации началась у нас два года назад. Преобразованиям были подвергнуты около двух десятков учреждений. Причина реорганизации — переход в течение 2005—2008 годов на новые условия нормативно-подушевого финансирования.


Юридическая реорганизация не касалась учеников и педагогов. Только руководящего звена школ — бухгалтерии и самого директора малокомплектной школы. То есть статус у директора такой школы после реорганизации был иным, несколько ниже. Зато фонды оплаты труда у таких школ, превратившихся в структурные подразделения, повысились.
Реорганизация коснулась прежде всего поселковых школ, находящихся в черте Челябинска. Причем именно вывод, перемещение детей из родной школы в другое здание, произошел у нас только в двух случаях. 128-я школа Ленинского района перешла в расположенное рядом, буквально в 50 метрах, здание соседней школы. Аналогично и 44-я школа Калининского района. Расположена она была в несколько изолированном поселке, на ЧГРЭСе, в ней оставалось 60—70 учеников, очень мало. Их перевели в размещенную поблизости 50-ю школу.
Забастовок в Челябинске в связи с реорганизацией не было. Только обращения и петиции от педагогов, родителей.


— А освободившиеся здания куда переходят?
— На базе 128-й школы мы открыли центр психолого-педагогической коррекции, где обучаются дети с девиантным поведением. А 44-я поставлена на капитальный ремонт. Во всех остальных реорганизованных учреждениях школьники по-прежнему обучаются. Просто поменялся номер школы, сменилось юридическое лицо.
Освободившиеся площади мы приспосабливаем и для детских садов. Такие преобразования уже проведены в школах № 29, 95, 124 и других. вскоре появятся дошкольные детские группы и в других школах.


— Это временное явление, пока не улучшится финансовая ситуация, или надолго?
— Объединившиеся школы просуществуют в таком виде ближайшие лет двадцать, не меньше.

Старое и новое
— Следующий вопрос: о внутренних педагогических противоречиях. Я слышала от молодых педагогов, что пыл, с которым они приходят в школу, быстро разбивается не столько даже о низкие заработки и большие, изматывающие трудовые нагрузки, сколько о возражения и неоправданный пафос со стороны представителей старой школы. Поэтому, дескать, никакое новаторство, творчество в педагогике не прививается и прогресса в этой области в обозримое время не будет — стимулов нет. Так ли это?
— Мне видится здесь еще одна проблема: старение педагогических кадров. Хотя в Челябинске, например, средний возраст школьного учителя 40—45 лет. В общей сложности в школах работают сейчас 7,5 тысячи педагогов. Из них 20 процентов — пенсионеры. Да, старое поколение не всегда на ура воспринимает некоторые педагогические новации. Особенно в методах работы, связанных с техническими формами обучения, с компьютером.
Недавно я разговаривал с ректором Екатеринбургского педагогического университета. Он и его сотрудники воплощают интересный метод сотрудничества вуза со школами. Различные грантополучатели, победители конкурса «Учитель года» районного, городского, областного, федерального уровней работают в педуниверситете. Ведут мастер-классы по субботам. Все это проходит в виде живого общения со студентами. Во-первых, студентам демонстрируют яркий пример педагога, на который нужно ориентироваться. Во-вторых, педагоги, которые приходят в вуз, могут присмотреть и выбрать талантливых студентов и в дальнейшем пригласить их на работу.
В педагогику приходят не за деньгами. Должно быть особое внутреннее горение. Поэтому в педагогических вузах, на стадии отбора абитуриентов, нужно выставлять другие, более серьезные требования. Необходимо ввести психолого-педагогическое тестирование. Это есть уже за границей, в Европе. Существуют методики, определяющие, способен человек нести такие нагрузки или нет, способен он быть в постоянном напряжении, находиться все время среди людей, выдерживать «бурю и натиск» со стороны взрослеющих подростков с их бесконечным «выпендриванием»? Если нет, ему лучше не входить в эту профессию.

О нехватках
— По учебникам. Губернатор выделил на них 40 миллионов рублей, но с родителей все равно требуют сдавать на них деньги. Почему?
— Если разделить 40 миллионов рублей на 315 тысяч школьников Челябинской области, получится по 140 рублей на человека. А набор учебников стоит в среднем тысячу рублей. Вот родителям и приходится доплачивать. У школ есть так называемые учебные расходы. Средства на них выделяются из областного бюджета. Осуществляется и закуп учебников. Но денег не хватает, ведь средства тратятся не только на учебники, но на осуществление учебного процесса в целом — мебель, наглядные пособия, мел и даже на стиральный порошок, швабры и тряпки. Учебные расходы на одного ученика составляют сейчас в среднем 470—480 рублей.
Для сравнения, в соседней Свердловской области учебные расходы равны двум тысячам рублей на одного ученика. А в Новосибирской области — трем тысячам.


— Заметно, что в нашей стране и в Челябинске в частности все очень запущено с профориентацией. Одних специалистов не хватает, другие — в избытке…
— Профориентацией должны заниматься и предприятия, заинтересованные в притоке к себе людей. Раньше так и было, эта система работала. Производственники понимали, что это очень ответственная задача, и не перекладывали ношу на службу занятости или на вузы, профессиональные образовательные учреждения. Сейчас этим сложнее заниматься. Потому что в первую очередь, я подчеркиваю, выбирать не из кого. Детей мало! В этом году из челябинских школ выпустились 6200 человек. На следующий год их будет 5600. А в 2011 году мы выпустим 3200 одиннадцатиклассников. Это в два раза меньше даже в сравнении с нынешним годом.
Между тем уже в этом году в вузы регионального значения было некому поступать, а уж про ПТУ, техникумы я не говорю. Там недобор по полной. Поэтому естественно предположить, что в скором времени не будет хватать людей, в первую очередь на производстве, на каких-то трудных участках работы. В нашей системе не хватает, например, нянечек в детских садах. Платят мало, да и работа хлопотная, трудная…
В стране ведется сейчас позитивная демографическая политика. И это правильно. России не хватает самого главного — людского ресурса.

Год учителя
— Правда ли, что статусные школы не подтвердили заявленный уровень по ЕГЭ в этом году?
— Было зафиксировано, что несколько статусных учреждений — 97-й лицей, 10-я гимназия — снизили свои показатели. Но на это имелись объективные причины. ЕГЭ впервые проводился в штатном режиме. Математику и русский язык уже нельзя было не выбрать, эти предметы стали обязательными. Но дети из гуманитарных гимназий (а в 10-й гимназии упор на развитие искусств) не всегда хорошо владеют, например, математикой. Второе. В 97-м лицее произошло слияние. К нему была присоединена откровенно «слабая» 69-я общеобразовательная школа. Естественно, это сразу же нанесло удар по результатам.


И еще на один момент я хотел бы обратить внимание. Произошло заметное повышение уровня образования в обычных школах. Это не случайный успех, к этому наше управление при поддержке областного министерства образования и науки шло давно, последовательно создавая условия для улучшения качества образования, прежде всего в обычных городских школах. Поэтому я бы акцентировал внимание не на снижении результатов статусных школ, а на повышении баллов в общеобразовательных учреждениях.


— Сейчас идет Год молодежи, а следующий, как уверяют, Год учителя. Что это даст ученикам, педагогам, родителям?
— Действительно, следующий Год учителя. Это здорово! Но… Он совпадает с кризисом. Программа мероприятий предполагает традиционные семинары, конференции и встречи по обмену опытом. А нам бы, если честно, хотелось увеличения объемов финансирования. Но время еще есть. Возможны изменения к лучшему.  


ИРИНА БОГДАНОВА


Кстати. Пока наши педагоги размышляют над укреплением своих профессиональных рядов, в некоторых регионах принимают решительные меры. Министр образования и науки Республики Казахстан Жансеит Туймебаев, к примеру, собирается обязать казахстанских педагогов давать клятву перед вступлением в должность. А что? Пожалуй, это тема для полемики в Год учителя.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты