Инновации: теория и практика

15 Октября 2009

Челябинск, если верить педагогическим форумам, — признанный центр образовательных инноваций в стране

Челябинск, если верить педагогическим форумам, — признанный центр образовательных инноваций в стране. Наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Новосибирском. С одной стороны, это здорово и прогрессивно. С другой… Насколько оправданны «педагогические опыты» применительно к детям? Их последствия непредсказуемы, схемы внедрения сомнительны… Чтобы выяснить плюсы и минусы инноваций в системе образования, мы обратились к теоретикам и практикам.


Вместе — дружная семья


Школа № 1 (ныне — гимназия) всегда была в Челябинске на особом счету. Старейшее образовательное учреждение, в котором наряду с крепкими традициями развито педагогическое новаторство и поиск. О том, как это сочетается, рассказывает директор Дамир ТИМЕРХАНОВ:


— По общему рейтингу среди общеобразовательных учреждений наша гимназия на третьем месте в городе: после 31-го лицея и лицея № 11. Среди гимназий мы на первом месте. И еще гимназия № 1 на седьмом месте среди 520 школ Челябинской области. Данные основаны на итогах ЕГЭ, других показателях.


Кстати, при проведении ЕГЭ мы шли от пожеланий детей. Наши выпускники могли выбрать для ЕГЭ любой из 15 изучаемых предметов. Никаких ограничений!


В 2011 году наша школа будет отмечать свое 150-летие. По архивным данным мы выяснили, что она основана 4 июля 1861 года как женская гимназия. А здание, в котором размещена школа сейчас, на улице Красной, было открыто в 1935 году. Это советский период в жизни школы.


…Яркий, смелый шаг в развитии нашей школы, безусловно, годы управления ею Владимиром Абрамовичем Караковским — 60—70-е годы. Это был настоящий прорыв! По-иному стали строиться отношения детей с учителями, развивалась и поощрялась творческая деятельность педагогов. Караковский дал мощный импульс… Считаю, мы его не растеряли и теперь, стремимся углублять и развивать имеющиеся наработки.


Просто некоторые традиции модернизировались, от каких-то пришлось отказаться, потому что они идеологические. Караковский увидел здравое зерно в коммунарских сборах. И сегодня они продолжаются, но в измененном виде. Больше по объему, разнообразнее, больше привлекается детей.

Современные коммунарские сборы — это и тренинги, и ролевые игры. В задачу им мы ставим личностный рост участников. Каждый год приходится придумывать что-то новое! Самому неинтересно повторяться, идти от стандарта. С другой стороны, дети меняются. Мы это учитываем. Надо идти в ногу с ними, быть для них интересными. Удивлять!


Из основных наших традиций сохраняем, развиваем и поддерживаем дни творчества. Каждый год дети сами выбирают какую-то тему. И каждый класс, с 1-го по 11-й, в силу своего развития и креативности создает маленький спектакль на избранную тему. В постановке есть место музыке, хореографии, пластике. Такие спектакли состоятся каждый год. По числу классов (их 30—31). Смотрим все, в три захода. В этом году темы такие: «200 лет со дня рождения Гоголя», «210 лет со дня рождения Пушкина».


Школа № 1 формирует свой коллектив — педагогический и детский — как единую семью. В этом наша главная традиционная установка. В этом году 11 сентября школа превратилась в гудящий улей. Я первый раз попробовал (и получилось!) собрать родителей на собрания в один день, для 31 класса сразу. Родители занимались планированием работы на год. Не классные руководители, директор школы или попечительский совет, а именно родители. В контексте: что я могу предложить, как я сам буду в этом участвовать и насколько смогу быть ответственен за проведение предлагаемого мероприятия?


В прошлом году мы попробовали и в этом году продолжим мероприятия день мам и день пап. День мам — в конце ноября, а день пап — в феврале, но не 23-го. Так мы пытаемся вовлечь современных очень занятых родителей в вопросы воспитания.


Если говорить об образовательных инновациях… Мы понимаем, насколько важно сегодня развитие информационных технологий. В 18 классах нашей школы оборудованы автоматические рабочие места — с компьютерами, мультимедиапроекторами, интерактивными досками. Также пытаемся развивать дистанционное образование. Обучаясь в нашей школе, ученик, например, может на расстоянии заниматься дополнительно на различных семинарах либо на подготовительных курсах любого из вузов страны. А сорок педагогов нашей школы в прошлом году дистанционно обучались при МГУ — повышали квалификацию. Безусловно, это шаг вперед. Есть у нас и учителя, которые сами дистанционно обучают других.


Преподаватели английского, французского, немецкого языков разработали параметры контрольно-измерительных материалов в новой форме — для экзаменов (по типу ЕГЭ) в девятых классах. С моей точки зрения, материал, который создали наши учителя, может стать серьезной основой для работы в рамках подготовки и проведения ЕГЭ по всей Челябинской области.


Инновацией является и фестиваль для школ с углубленным изучением иностранных языков, который с недавних пор проводится в нашей школе. В фестивале обычно участвуют около десяти школ города. Обратите внимание, это не олимпиада, не конкурс. Создается языковое поле, идет спокойное творческое общение.


…Следующий год объявлен в стра- не Годом учителя. Главное, чего бы хотелось, — чтобы отношение к учительству переменилось. Если вы ведете своего ребенка к голодному, нищему, не имеющему квартиры учителю, а хотите, чтобы он любил вашего ребенка, отдавался своей профессии на все сто и думал о высоком: о том, что он взращивает будущее страны, — согласитесь, как-то не стыкуются эти вещи! Надо повысить престиж учительской профессии и повысить заработную плату. Тогда и молодежь в школы работать пойдет, а не за прилавок после педвуза.


Учитель отвечает за все


В Челябинске многие годы существует и развивается государственный институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. Год назад при институте был создан центр инновационных проектов, призванный концентрировать, переосмыслять, направлять в жизнь новейшие педагогические достижения. Рассказывает руководитель центра Ольга ИЛЬЯСОВА:


— Одно из важных направлений — создание новых стандартов образования. Прежде всего это касается информатизации системы образования. Педагоги повсюду в Челябинской области обучаются работе на компьютере. Ведется апробация цифровых образовательных ресурсов. Систему учебников пытаемся привести к единому знаменателю. Определяем лучшие из них и стремимся именно эти образцы продвигать. А не оправдавшие себя учебники не поддерживаем и не рекомендуем для дальнейших изданий. Создан даже специальный сайт для обсуждения учебников: www.fsu-expert.ru.


Постепенно обеспечивается переход к новым образовательным результатам. Если раньше ученик, выпускаясь из средней школы, должен был знать основы определенных наук, обладать набором умений, то теперь упор на другое. Ученик должен уметь рассуждать, вступать в дискуссию. Такого без инновационных подходов не добиться.


В рамках стандартов нового поколения немало внимания уделяется воспитанию. В нашем институте разработана, например, концепция воспитания и социализации младших школьников. Школа — некий маленький мир. Ребенок определяет в нем себя, дабы освоить культурное и научное наследие. В дальнейшем будут разработаны и концепции для школьников среднего и старшего звеньев.


Сейчас наступил момент переосмысления того, чего удалось достичь с помощью инноваций. Мы приходим к выводу, что акцент надо делать все же на ученика, на те результаты, которые он показывает, а не на новые педагогические технологии как таковые. Педагоги должны задуматься, каков психологический механизм формирования интереса ребенка, допустим, к математике? Чтобы правильно нажимать на нужные «клавиши», управлять ребенком в нужном направлении. А для этого необходимо изменить отношение действующего учительства к изучению педагогики и психологии, к собственному совершенствованию в этих вопросах. Это сейчас в нашем институте на первом месте.


ИРИНА БОГДАНОВА

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты