«Мама Математика», «Бабушка Словесность» и другие

15 Апреля 2010
«Мама Математика», «Бабушка Словесность» и другие

Без преувеличения: директор физико-математического лицея № 31 Александр ПОПОВ — педагог-творец, воспитал большое количество талантливых Пифагоров и Ньютонов...

Без преувеличения: директор физико-математического лицея № 31 Александр ПОПОВ — педагог-творец, воспитал большое количество талантливых Пифагоров и Ньютонов. О достижениях юных математиков из Челябинска знают далеко за пределами нашего региона. И признают их! А еще он пишет книги. И при этом так характеризует себя: «Чем больше ощущаю сопротивление своей идее, тем проще мне ее реализовывать». Возможно, это чувство вдохновило его на появление нового произведения «Мама Математика»?

Сначала были числа

— Одна из причин, подтолкнувших меня написать эту книгу, — нежелание мириться с тем, как ослабевает российская школа, — признался он. — Я это изнутри знаю! Уходят учителя советской эпохи. А учитель новой формации еще не создан… Недавно было 12 апреля, День космонавтики. Между прочим, именно советский учитель удивил когда-то Америку. Кто-то из великих американцев, чуть не их президент того периода, сказал, узнав о полете русских в космос: «Победил советский учитель».

Почему такое было возможно? У этого учителя была идеология… А какова идеология российского учителя?.. Наша школа учит плохо, я знаю. Это министерства отчитываются, показывают какие-то успехи. А я беседую с детьми всех возрастов, во всех школах и вижу, что реально происходит. Преподаватели, ректоры институтов констатируют: как резко пал студент, какой низкий уровень знаний! Поэтому они вынуждены понижать уровень своего преподавания. Несопоставимо, какой объем знаний давали студенту в советские времена и какой сейчас. Но никто эту статистику не показывает. Так что образование упало, и не только среднее. Надо что-то придумывать, как-то его повышать…

А вторая причина — состояние нынешней школы. Она превращена, по сути, в вокзальную жрицу любви, которая удовлетворяет всех подряд: министерства образования — федеральное и региональное, городское и районное управления образования, технадзор, пожарных, СЭС, милицию, военкомат… Но это ли школе нужно?! Детьми же при этом мы занимаемся лишь после того, как всех удовлетворили. К тому же и уровень зарплаты учителя низок, схож с тем заработком, который может обеспечить себе та самая вокзальная жрица. Разве можно такой школе доверять детей?

Поэтому, раз школе не до детей, надо возвращать их в семьи. И надо, чтобы в семьях детей заинтересовывали науками. Пока что, увы, школа разоб­щает семью и ребенка.

Свою книгу «Мама Математика» я не рекомендую давать в руки учителям. Она написана именно для мам. Мама должна каждый день кормить ребенка не только пищей, но и вопросами. Если мама, прочитав мою книгу, станет следовать рекомендациям и кормить ребенка каждый день вопросами, он будет защищен от школьной муштры, от тех образовательных стандартов, которые система образования приняла и ему навязывает. Так что эта книга — прививка против стандартов!

— А почему математику в мамы определили? Она слишком жесткая, рациональная…

— Мама — это чувства. А математика — первая, чувственная ступень культуры. Ступень, на которой слово не играет роли, оно не нужно. Человек начал мыслить раньше, чем говорить. Поэтому число в моей книге преподается на чувственном уровне. Сначала для ребенка существуют мама и чувственность.

В книге дан такой материал, который можно легко донести даже до дошкольников. Но если разобраться, это будет полезно и одиннадцатиклассникам, которые в восьмидесяти процентах случаев не знают материал, изложенный в моей книге. Я вас уверяю!
Я пробую развить вкус и жажду к числу. Сначала были чувства. А вот уже после — слова. И появляется следующая книга цикла — «Бабушка Словесность». Пишет эту книгу учитель литературы нашего лицея Сергей Викторович Ефремцев. Он возвращает смысл звукам, рассказывает о волшебном мире букв.

Когда в семье будет освоена «Бабушка Словесность», на сцену выйдет папа. Папа — это реальность. Это физика! Поэтому третья книга цикла называется «Папа Физика». И пишет ее Вадим Борисович Грабович, преподаватель Челябинского гуманитарного института.

Мы решили наполнить все эти школьные предметы теплотой, объединить их в семью. Общее название цикла — «Зернышко». Все три книги адресованы родителям.

Вопросы-витамины

— Сколько вы работали над книгой? Какие там образы, персонажи?

— Наша троица преподает в основном детям начальной школы, с первого по четвертый класс. Школа этих ребят еще не испортила. Не вбила в плоскость, не исказила мозги стандартами, штампами. Процесс выглядит так: сначала я работаю с детьми, вдохновляюсь общением с ними. А потом, вечером, сажусь и пишу!

— В книге приводятся диалоги, оригинальные детские ответы на разные вопросы. Они реальны?

— Конечно! Вся книга написана в сотрудничестве с детьми. Мы придумываем вместе игры. Меня очень интересуют дети, и нравится с ними играть. Играем мы, например, в числа.

— Как вам видится сверхзадача всего цикла?

— Первое — мы соединяем ребенка с семьей, с родителями общей темой. Второе — защищаем ребенка от школы. Раньше учитель был источником знаний, но сейчас он таковым не является. Он не выдерживает соперничества с телевизором, Интернетом и тем количеством интересных книг, которые изданы. Лет пятьдесят назад — да, учитель был авторитетом, был источником знаний. Но сейчас ситуация изменилась…

Я часто задаюсь вопросом: что за время мы переживаем сейчас? По-моему, снова наступил Всемирный потоп. Только вместо мутных потоков воды — мутные потоки информации. Ребенок в этих потоках тонет. Плюс учитель с ведрами своей информации (знаний) подходит к нему и еще льет, льет… Получается, учитель способствует потоплению детей.

Чтобы исправить ситуацию, нужны новые технологии обучения детей. В науке необходимы нанотехнологии, а у нас, по моему определению, нужны ной-технологии. За основу этого термина я взял имя библейского Ноя — человека, который сумел преодолеть потоп.

В чем заключаются ной-технологии? Мы, учителя, должны фильтровать информационные потоки. Должны очищать информацию, прежде чем выдавать ее детям. И учить защищаться от этой информации. То есть современный учитель должен быть фильтром, а не носителем знаний, как раньше.

— Вы сказали, что в этом году выйдут три книги цикла. А потом будет продолжение?

— Будет, в следующем году. Мне очень хочется выпустить еще «Дядю Информатику», «Бабу Ботанику», «Свето­экономику».

Простые истины

— Александр Евгеньевич, вы мудрый педагог, у вас колоссальная практика общения с родителями и детьми. Можете дать совет родителям? Часто приходится, например, слышать, что нынешние родители не могут найти взаимопонимание с детьми. Потеряна нить общения. Возможно ли ее восстановить?

— Нужны общие, совместные дела. Нужно вместе с ребенком их выполнять, делать. И все будет хорошо!

Такой пример. Я спросил у ребенка (внука моей сестры): «Ты знаешь, что есть юг, север, запад, восток?». Да, говорит, знаю. «А знаешь, что на Земле есть райское место, где везде только юг?». Он признался, что не знает, где это.

Проходит какое-то время. Моя сестра, его бабушка, мне звонит: «Скажи, где это? Мы не можем найти!». Но я не даю ответов.

На следующий день мальчик задал этот вопрос своей учительнице (школа — начальная). Она тоже не ответила. Вечером он дождался меня во дворе, кричит: «Не знает наша училка райского места! Скажи ответ!». Ладно уж, дал ему подсказку: смотри по глобусу. И наконец-то бабушка вместе с внуком взяли в руки глобус, начали искать и нашли верный ответ. Но их объединило дело, возникло общее воспоминание.

Я в этом году стал много работать с родителями. Есть среди них те, кто готов включиться в процесс обучения своих детей. Организовал даже курсы для родителей. На них ходила одна учительница: смотреть, слушать, как я работаю с родителями… Я задал ей вопрос (дело было перед Новым годом): «Сколько лет Деду Морозу?». Она озадачилась… Пошла в свою школу, задала вопрос учителям. Школа начала бурлить, все искали ответ и опять же звонили мне. Я был счастлив! Школа стала думать. Все советуются, спорят, высказывают разные версии. Это же творчество, это процесс. Это объединяет!

Вот так и родители должны с детьми своими работать. А не кормить их готовыми ответами. Вопросы для детей — как витамины. Они должны их бодрить, развивать.

— Может, ответите все-таки, сколько лет Деду Морозу?

— Я отвечаю лишь в редких случаях… Но тут уж отвечу, ладно: сколько детей на Земле, столько и лет Деду Морозу! (Смеется.) Но обычно у меня много ответов на один и тот же вопрос. Потому что не должно быть единого мнения.

— А если учителя говорят: ваш ребенок тупой, забирайте его с глаз долой… Доверять этому мнению?

— Прошлой осенью ко мне приходила женщина, мать второклассника, — в конце сентября, накануне Дня учителя. «Что делать? — говорит, чуть не плача. — Учителя заявляют, что мой ребенок не способен усвоить простые истины. Все дети уже понимают, что такое четверть (часа, допустим), а до него это понятие никак не доходит. Как быть?».

Я сказал ей: испеките пирог. Когда он будет готов, разделите на четыре части. Одну часть отдайте ему: «Вот, сынок, тебе четверть пирога!». Съел ребенок пирог, вы ему напомните: «Теперь эта четверть пирога лежит у тебя в животе». Наутро, уже для закрепления, попросите: «Покажи-ка на рисунке, что такое четверть». И потом еще четвертую часть пирога ему с собой в школу дайте: «А это отдай своей учительнице, угости в честь наступающего Дня учителя! И скажи ей: теперь я понимаю, что такое четверть, не сомневайтесь». Вот и все.

Не надо верить всему тому, что говорят о вашем ребенке. Пусть даже это говорят педагоги. Разуму надо своему доверять и сердцу. И верить в своего ребенка.

Все дети талантливы! Но школа вместе с родителями детей, к сожалению, уродуют.

ИРИНА БОГДАНОВА

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты