Внесите в Стратегию! В Челябинской области частные учебные заведения должны составить муниципальным и государственным детсадам и школам реальную конкуренцию

24 Марта 2014
Внесите в Стратегию! В Челябинской области частные учебные заведения должны составить муниципальным и государственным детсадам и школам реальную конкуренцию

Ожидается, что 26 марта глава региона Борис Дубровский озвучит новую стратегию развития Челябинской области. На протяжении последнего месяца «ЮП» знакомит своих читателей с позицией экспертов в различных отраслях относительно того, что, по их мнению, должно появиться в данном программном документе.

Ожидается, что 26 марта глава региона Борис Дубровский озвучит новую стратегию развития Челябинской области. На протяжении последнего месяца «ЮП» знакомит своих читателей с позицией экспертов в различных отраслях относительно того, что, по их мнению, должно появиться в данном программном документе.

Сегодня наш эксперт — Владимир Садырин, ректор Челябинского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент, действительный государственный советник первого класса:

«Люди все более убеждаются в том, что здоровье и образование — это главные ценности в жизни каждого человека. В связи с этим и роль педагогического вуза в социально-экономическом развитии региона должна измениться. Необходимо понимание, что учитель — это основа основ развития личности ребенка, успешности семьи, общества, процветания региона. А вклад в человеческий капитал — самый перспективный, самый выгодный.

На какие направления необходимо обратить внимание в первую очередь?

Во-первых, на развитие частного сектора в образовании. Необходимо создать условия для развития негосударственных, частных детских садов, яслей, школ, центров развития детей и других образовательных организаций. Потребность в них особенно велика в районах новостроек, а строить большие школы и детсады в них для бюджета чрезвычайно накладно. Это сняло бы в небольшой пока степени нагрузку с муниципальных и государственных учреждений, а значит и с бюджета; создало бы безопасные условия для обучения и развития детей. При том возникла бы конкуренция между частными и муниципальными организациями. Если бы такая программа была принята областным правительством, то можно было бы для таких организаций готовить и педагогов, и менеджеров образования.

Во-вторых, необходим прогноз подготовки молодых учителей. По статистике с 2012 года начинается сокращение детей дошкольного возраста с 220 тысяч человек до 200 тысяч детей в 2020 году. Вместе с тем, с 2015—2016 учебного года начнется значительный рост школьников (с 327,4 тысячи до 365,8 тысячи в 2019—2020 учебном году). В целом статистика дает такой прогноз, но его нет по каждому муниципальному образованию, а это значит, что ряд детских садов, которые будут построены в будущем, будут пустовать, начнется нехватка ученических мест в школах. В то же время потребуется почти на 25 % больше учителей в школах: с 25 215 предполагается рост в 2020 году до 28 138 педагогов. А если учесть, что 19,3 % учителей в школах Челябинской области (против 17 % — общероссийских) являются пенсионерами, то кадровый голод еще больше обострится.

В-третьих, школа заждалась молодых, современных, ИКТ-грамотных учителей. В последнее время выросла зарплата учителей, но одной зарплатой заманить молодых учителей не получается. Образование — тонкая материя, где зарплата все вопросы никогда не решала! Необходима областная и муниципальные программы поддержки учителей. Кое-где такие программы есть и помогают профадаптироваться молодым учителям. Но многие параметры, цифры финансирования в них безнадежно устарели! Например, 12 лет назад областное правительство стало выплачивать молодым учителям по 10 тысяч рублей подъемных — тогда это были деньги солидные (почти полугодовая зарплата молодого педагога!), сегодня эти же 10 тысяч составляют сумму менее половины месячной зарплаты учителя! А ведь для молодого учителя надо решать вопросы жилья, социального обустройства на селе или в малом поселке и т. д. В Пермском крае придумали нового «мобильного» учителя, когда учителю на 6 лет дают в аренду автомобиль, и он ездит в 2-3 малокомплектных школы сам за рулем, с необходимым оборудованием. Отпала необходимость в покупке и дорогом обслуживании школьных автобусов, в подвозе учеников. Доступность образования обеспечивает «мобильный учитель»!

Правительству Челябинской области следует занять более жесткую позицию по сохранению вузов. Вводимый федеральным Минобрнауки мониторинг вузов, их слияние и ликвидация по непродуманным формальным признакам — это большая опасность для будущего социальной сферы и экономики любой области. Без согласия областного правительства вузы не закроют. И потеря МАГУ должна стать уроком на будущее.

Происходящие процессы глобализации способствуют «утечке умов» в Челябинскую область. Необходимо сохранить все «профильные» вузы — университеты медицинский, педагогический, физической культуры, академии агроинженерную, культуры и искусств, ветеринарную. Именно такое наличие вузов характерно для всех городов-миллионников».

 


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты