Сквозь дебри леса к «черту в зубы»

6 Октября 2009 Автор: Чуносов Александр Александрович

У человека обыденного вряд ли хватит фантазии, чтобы представить себе, как можно мчаться по крутой коварно извилистой трассе на байке — верном велике со скоростью до сорока километров в час да еще и в густом лесу

У человека обыденного вряд ли хватит фантазии, чтобы представить себе, как можно мчаться по крутой коварно извилистой трассе на байке — верном велике со скоростью до сорока километров в час да еще и в густом лесу?! Где любая вековая сосна, если мгновенно не справился с поворотом, может стать при лобовой встрече если уж не последней твоей «пристанью», то промежуточной «станцией» маршрута к травматологу… Велосипед освоил с детских лет, но по такой узенькой трассе, которая представляет собой всего лишь «змейку» не шире колеи тележного колеса по крутому склону лесистой горы, спуститься даже на самой малой скорости вряд ли бы решился…

Не в том дело, что прожитые годы и опыт, в том числе печальный, отваживают от потрясающего коктейля: смеси авантюры и попытки свою судьбу в очередной раз попытать. Нет, не было в наши времена ни такой супертехники, вроде различных моделей байков-велосипедов, что по своему техническому совершенству да и по стоимости иной раз подержанные «Жигули» перекрывают. Но подобные расходы на экстремальные велогонки по горам, скалам, лесам, горняцким карьерам требуют экипировки для спортсменов особо прочной, а велосипедов чрезвычайно надежных и живучих. Речь ведь идет совершенно не о том, чтобы разломать дотла дорогущий велосипед, который иной бы только лишь замшевой тряпочкой обтирал да в теплый угол в квартире ставил… Ребята не столько технику испытывают, она испытана до них многократно, сколько самих себя.


Познакомился на дистанции соревнований, прошедших в минувшее воскресенье с яростными экстрим-байкеристами, основателями челябинского спортивного клуба (увы, на правах андеграунда) «Aloe Team», студентами ЮУрГУ Яном Елтовским и Николаем Гуляевым. По сути дела они и сегодня являются бессменными руководителями и организаторами всех ярких состязаний велоэкстремалов этого общественного спортивного неформального образования.


— Что же вам препятствует, ребята, образовать в Челябинске под эгидой министерства спорта области, горспорткомитета вполне официальный спортклуб? Ведь интерес к занятиям горным велосипедом у нас сейчас огромнейший, а затраты, в том числе на ремонт техники, обустройство трасс требуются немалые. Да и как себя ощущать неформальным, андеграундным спортсменом, испытывать всевозможные гонения чиновников, когда один из видов состязаний на маунтбайках уже вошел в программу Олимпийских игр?!
— Это, конечно, так. Но самый экологически чистый доступный каждому велоспорт, байкер-экстрим, покуда энтузиазма у спортчиновников не вызывает, — отвечают с грустью Ян и Николай. — Мы на собственные деньги, например, построили дерт-трассу (от английского слова dirty — грязный, поскольку трамплины изготавливают из глины, камней, грязи) со множеством трамплинов. Правда, стационарных, не из глины и земли, а из соснового валежника. С такого, высотой в полтора метра трамплина, разогнавшись с горы, взлетаешь высоко и летишь десятки метров. Чем дело кончилось? Лесники предъявили нам… счет за ущерб экологии! А ведь мы использовали только гнилье, по сути дела, лес очистили. Любители шашлыков и костров в заповедном бору использовали в свою очередь нашу конструкцию на дрова… Обращались к руководству стадиона имени Елены Елесиной: дайте нам место для стационарных трамплинов. Для полетов в воздухе на байке. Ответ: конечно, конечно — всегда пожалуйста! Только вы сначала договоритесь, чтобы к стадиону клочок земли для занятий вашим спортом прирезали и оформили… Такие вот каверзы на непростом пути экстремальных маунт-байкеров. Оба моих собеседника бывали за границей. Например, Ян говорит, что при организации спортклубов в США дело происходит с точностью до наоборот: там не спортсмены-энтузиасты обивают месяцами пороги чиновников. Там наоборот — фирмы, различные организации, спонсоры ищут сами подобных энтузиастов, чтобы образовался в местной «community», пусть это будет даже деревня, свой собственный спортклуб.


…Наконец мы поднялись на лесистую вершину, откуда начинается почти километровая узенькая змейка коварной трассы. Каждый спортсмен, а их сегодня собралось на старт закрытия сезона более тридцати, чем-то похож вне зависимости от возраста и социального статуса. В глазах — азарт экстрим-гонки. Любо-дорого посмотреть на их любимцев, выносливые и надежные маунт-байки. Интересен состав участников. То, что все они фанатики зарождающегося в Челябинске вида спорта, ясно сразу. Им предстоит преодолеть сложнейший поворот — «тещин язык» в малиннике, где на узенькой колее трассы открылись под дождем скользкие камни, переплетения корней. Очевидно, многие улетят на скорости в малинник. Еще одна каверза: контур-уклон на крутейшем повороте. Это что-то вроде мини-трека, только из глины и дресвы. Затем дерт-трамплин прямо посреди густых кустов, после него самый ковырялистый участок — камни. Вибрации такие, что легко из седла вылететь. Потом повороты, крутые спуски следуют один за другим, пока не обрушишься на финишный дерт-трамплин и заключительную «гребенку»… Все это перечислять, видеть своими глазами — дух захватывает, а каково мчаться вниз, крутя педали, уворачиваясь от стволов на скорости километров за тридцать?


Самый юный спортсмен в клубе «Aloe Team», он здесь всего полтора года — тринадцатилетний Егор Цурков вихрем промчался всю трассу, только эхо полета маунт-байка его догоняло. В итоге почетное седьмое место, несмотря на столь юный возраст. Первым стал опытнейший и самый старший по возрасту участник гонки — Александр Горбанев (29 лет). Этот серпантин в густом лесу он преодолел за минуту пятьдесят четыре секунды. Это же какая средняя скорость на дистанции в километр? Быстрее камнепада с горы! А вот звезда байковских состязаний по акробатике в воздухе в стилях «Стрит» и «Дерт» Даниил Климин занял нынче лишь четвертое место. В воздушных пируэтах «Тейл-вип» ему равных нет, а на этой трассе «Мини-даунхилл с элементами дерта» все-таки специфика несколько иная. Недавно Даниил отличился на российских состязаниях по «фигурному воздушному пилотажу» на состязаниях по «Дерту» в Озерске и по «Стриту» в Челябинске. И там, и там первое место! Тем более что российские состязания «Маунтинбайк» в Озерске судил главный арбитр, лучший байкер Европы, москвич Павел Алехин.
А еще у байкеров есть такой вид состязаний «Норд Шор», когда над пропастью надо промчаться по мостику из жердей, только чуток шире велосипедной шины…

Поделиться

08.03.2024 | 14:14
Светлана Ишмуратова: «Мировой биатлон без россиян неинтересен!»

Двукратная олимпийская чемпионка поделилась с «ЮП» впечатлениями от стадиона и сегодняшнего биатлона.

29.02.2024 | 13:13
Как «Трактору» преодолеть башкирский рубеж в плей-офф

Уже сегодня челябинский «Трактор» проведет стартовый поединок первого раунда плей-офф сезона 2023/2024.

06.06.2013 | 10:14
Умом Россию поразила

Выпускница Челябинского лицея № 77 стала победительницей ХV Всероссийского конкурса интеллектуалов. Такого высокого результата уральская школьница в нашем регионе достигла впервые.

30.05.2013 | 09:39
Ангелы-хранители мегаполиса

Мало кто из земляков видел в работе взрывотехников, кинологов-саперов и минеров службы взрывобезопасности Челябинска ООО «Урал-Вымпел», этих истинно ангелов-хранителей нашего спокойствия, тишины, самих человеческих жизней…

Новости   
Спецпроекты