Рынок бумажной посуды растет на негативе по отношению к пластику

23.12.2013 Автор: Подольская Елена Александровна
Рынок бумажной посуды растет на негативе по отношению к пластику

Два станка, три работника и мало-мальски сформированный сбыт — таков сегодня базовый набор для организации бизнеса по изготовлению одноразовых бумажных стаканчиков, если судить по опыту челябинских производителей.

Два станка, три работника и мало-мальски сформированный сбыт — таков сегодня базовый набор для организации бизнеса по изготовлению одноразовых бумажных стаканчиков, если судить по опыту челябинских производителей. Причем во всех сетевых путеводителях для старт-аперов эту рыночную нишу называют чуть ли не золотой жилой.

На отечественном рынке производства одноразовой посуды бумага вытесняет пластик. Европейский тренд, в котором угадывается стремление Запада к «зеленым» технологиям, давно уже докатился до Москвы и Центральной России, а теперь просачивается дальше, на Восток. Это географическое направление считается сейчас самым перспективным для вхождения в рынок. Но крупных производителей стаканчиков и тарелок из бумаги нет пока и на околостоличных просторах. Небольшие московские и питерские предприятия зачастую специализируются на отдельных форматах, а широкий ассортимент одноразовой посуды не предлагает никто. Так что бумажная посуда активно импортируется из Европы и стран Азии.

В кризис сел на стакан

В Челябинской области, как и по всей стране, львиную долю объемов рынка закрывают заграничные производители. Почти вся бумажная посуда, из которой едят южноуральцы в заведениях фастфуда, — это финский или китайский продукт. «Макдональдс», «Сабвей» и другие транснациональные сети быстрого питания, щедро «рассыпанные» по фуд-кортам в торговых комплексах, используют посуду из Финляндии. Более мелкие представители общепита закупают недорогие китайские или российские чашки. Доля последних, кстати, на Южном Урале совсем небольшая. Производителей бумажной посуды на территории за Уральскими горами можно пересчитать по пальцам одной руки: в Перми, Екатеринбурге и Челябинске.

— Мы покупали готовый бизнес, — рассказывает Иван Лавринович, владелец челябинского производства бумажной посуды для горячих напитков. Его предприятие — это две машины для склейки стаканчиков из готовых картонных пластинок. — Прежний хозяин занимался строительством, а этот бизнес он приобрел во время кризиса как дополнительный актив, в котором можно сберечь деньги. Как только трудности миновали, он продал нам станки и договоренности с поставщиками, поскольку этим направлением нужно реально заниматься — иначе не заработать.

Иван считает, что за бизнес он переплатил. Приобретая станки и картонные заготовки самостоятельно в Китае, мог бы уложиться в миллион рублей. Оборудование для бумажной посуды из Поднебесной, по традиции, самое дешевое. Цена самого простенького станка для склейки стаканчиков начинается от 10 тысяч долларов. Дороже более производительные машины из Южной Кореи, США и Европы. Российских таких вообще нет.

— Надо бы спросить у наших машиностроителей — почему? — недоумевает Иван. — Те же китайцы рассказали мне, что производят станки для переработки автомобильных шин в практически любой продукт. Например, в резиновый состав для покрытия беговых дорожек и футбольных полей. Кто то из челябинцев недавно ради шутки заказал у них из покрышек резиновый кирпич. Так ведь они сделали и слова не сказали!

 Недостаток только один

Китайцы в бизнесе, по словам Ивана, вообще удивительно уступчивый народ. В том плане, что согласятся на все предложенные заказчиком условия. Однако сделают так же, как в сказке про жадного богача — «семь шапок из одной овцы». Так и с бумагой для посуды. Картонные листы можно формовать из природной целлюлозы, а можно и из дешевой газетной макулатуры, в которой скапливается свинец от типографской краски. Однако, как уверяет производитель, в Челябинск из Китая идут поставки качественных, безопасных заготовок. Все дело в том, что бумага из этих же партий отправляется и в  Европу, где требования к экологической чистоте продукта гораздо выше российских. Бракованные изделия могут появиться, скорее, уже здесь, на производстве.

— Наши два станка производят 20 тысяч стаканчиков в день. Хотя прежний собственник обещал не меньше 30 тысяч штук. Но опыт показал, что в таком режиме оборудование выдает много брака. Это когда донышко плохо проклеивается, и стакан дает течь. Нам даже пришлось ездить по прежним клиентам и доказывать, что теперь посуда будет без брака, — рассказывает Иван. — Теперь планируем расширять производство. Любому кафе нужно как минимум 4 объема стаканчиков в одинаковом дизайне. Для газировки, например, оптимальная вместимость — это 300 миллилитров, для кофе — 200. Возможно позже перейдем и на салатники, тарелки и разную другую посуду.

На рынке одноразовой посуды эксперты не видят бумаге адекватной замены. В отличие от пластика она приятнее на ощупь, красочнее и главное, ее можно перерабатывать. Кроме того, пластиковая посуда все больше ассоциируется с дешевыми забегаловками. Правда, у картонных стаканов и тарелок есть один, но весьма существенный недостаток — они дороже пластиковых в 3-4 раза.

Тем не менее Иван уверен, что рано или поздно южноуральский общепит все же перейдет с пластика на бумагу. По его словам, ниша бумажной посуды в регионе еще какое то время останется свободной. Но этот бизнес слишком долго раскачивается, и чтобы получать прибыли через несколько лет, предпринимателю стоит позаботиться о рынках сбыта уже сейчас.

фоторепортаж Владлены Шваб

Благодарим ООО «ЧелПК» за помощь в подготовке материала

Самый простой станок для производства бумажных стаканов настроен на 40 штук в минуту. Этого объема достаточно, чтобы перекрыть потребности всего Челябинска в бумажных стаканчиках одного объема.

 Заготовки для будущих стаканчиков вырезаются из листов ламинированной бумаги. Бумажные пластины для горячих напитков покрыты ламинатом лишь с одной, внутренней стороны, для холодных — с обеих.

Сейчас малое предприятие в Челябинске выпускает стаканчики четырех расцветок. Для этого дизайнер разрабатывает макет рисунка и отправляет его в Китай, производителям заготовок. Как признается Иван, с выбором графики на стаканах они немного ошиблись. Фрукты — не самый подходящий принт для горячих напитков.

 

Преумножить прибыль в стаканном деле можно за счет дополнительного направления — размещении на посуде рекламы.

Технология получения бумажной чашки проста: принтованная бумага оборачивается вокруг формы и сваривается боковой шов. Отдельно вырезается однотонное донышко и вклеивается в конус. Склейка происходит за счет того, что ламинат, которым обрабатывают картон, плавится, нагретый на станке до нужной температуры.

 


Новости   
Спецпроекты