В Челябинске выпущен альбом национального фотографического проекта «С чего начинается Родина?»

Огромный том: 550 страниц толстой мелованной бумаги размером 50x30 см. 36 известных фотографов, специально отобранных, сделали в разных концах страны фотоочерки из жизни 39 людей. Люди эти совершенно разные по возрасту, профессиям, судьбам, отношению к жизни, опыту, что за плечами.
Огромный том: 550 страниц толстой мелованной бумаги размером 50x30 см. 36 известных фотографов, специально отобранных, сделали в разных концах страны фотоочерки из жизни 39 людей. Люди эти совершенно разные по возрасту, профессиям, судьбам, отношению к жизни, опыту, что за плечами.
Каждую серию снимков фотомастера сопроводили короткими рассказами о тех, что предстали перед их объективами. Вернее, просто, без изысков поведали о впечатлении, которое объекты съемки на них произвели.
И выставка, и альбом
Проект задуман очень амбициозный, недаром точки съемки были старательно выбраны так, чтобы охватить практически всю страну: от Калининграда до Курильских островов, от Махачкалы и Кызыла до Мурманска и Тикси.
Замахнулись на неподъемную в общем то работу — создать образ бесконечно разнообразной страны, где людей объединяют общие история, язык, культура — солидные силы: Музей Москвы и Благотворительный фонд «Урал», где председатель Совета фонда первый президент Башкортостана Муртаза Рахимов.
Куратор проекта — известный галерист Ирина Меглицкая.
Сейчас в Музее Москвы работает выставка, которая так и называется «С чего начинается Родина?». Вернисаж состоялся 30 апреля, продлится экспозиция более чем шестисот фотографий до 8 июня сего года. А потом все это богатство черно-белых и цветных снимков начнет путешествие по стране.
Ирина Меглицкая говорит о проделанной работе: «Хотелось, чтобы выставка была разнообразна настолько, насколько разнообразна и наша страна — и географически, и ментально. Этакий «пестрый ковер». И 36 фотографов мне его обеспечили: я давно мечтала сделать такой проект. Когда выставка открывалась, я по ней прошла, у меня мурашки побежали по спине. Я этих мурашек и добивалась.
Героями фотографов стали и рыбак с тихоокеанского сейнера, и медсестра, которая в свои 80 лет стоит за операционным столом, потому что молодые уезжают из заполярного поселка под Мурманском, и прораб олимпийской стройки в Сочи, реставратор, летчик, балерина на пенсии, бывшая узница ГУЛАГа, эксперт-криминалист, бригадир сварочного цеха, рядовой срочной службы, смотритель слонов в Московском зоопарке…»
По словам директора Музея Москвы Алины Сапрыкиной, выставка заставляет задуматься «о счастье одних жителей страны и несчастье других, безумном темпе жизни в столице и медленном, а иногда безнадежном ее течении вдали от центров цивилизации, о зарождении новой культуры и о том, что осталось от старой».
А вот слова Муртазы Рахимова: «Для меня понятие «Родина» — святое. Есть такая народная истина: где родился, там и пригодился. Про себя могу сказать, что я действительно пригодился своей Родине — России, Башкортостану. И именно поэтому мне интересны такие же люди, которые пригодились своей стране».
Истории планет
Пока в Москве продолжается выставка «С чего начинается Родина?», в Челябинске вышел в свет альбом, тот самый, о котором говорилось в начале этих заметок. В нем есть все, что выставлено сейчас в Музее Москвы.
И те, кому попадет в руки эта книга, смогут убедиться, что национальный проект удался. Со страниц смотрят лица, безусловно интересные своей яркой индивидуальностью.
Мы публикуем сегодня несколько снимков из этой необычной галереи портретов наших современников с отрывками из рассказов о них, написанных авторами снимков.
Фотограф Ирина Попова о Любови Алексеевне Воробьевой-Жигалиной — директоре Центра культуры и досуга поселка Недокура Красноярского края:
«В Недокуру она ездит иногда. Мы с ней туда специально поехали во время съемки. Тамошний клуб — это заброшенный барак, в котором она собственными руками стелила полы, красила стены. В день, когда мы приехали, она собрала там дискотеку. Молодежь все сидела на завалинке, а вот моя героиня и тетеньки постарше вовсю плясали.
А вечером собрались старушки, накрыли большой стол — закусочки, водочка — достали народные костюмы, переоделись, стали петь. И это все было очень непривычно для меня».
Владимир Дубровский о Михаиле Тарковском, писателе, промысловом охотнике, поселок Бахта, Красноярский край:
«Племяннник Андрея Тарковского, внук Арсения Тарковского, родился он в Москве, окончил пединститут и уехал работать на Енисейсую биостанцию. А спустя несколько лет поселился в соседнем поселке Бахта. Там он занимался промысловой охотой, после — начал писать. Заочно окончил Литературный институт, стал специалистом по прозе, издал три книги».
Игорь Старков о Владимире Ильиче Толстом, директоре музея-усадьбы «Ясная Поляна», Тульская область:
«Он праправнук Льва Николаевича — раньше был директором «Ясной Поляны», а сейчас директствует его жена. Сам он занят совсем высокими делами — с 2012 года назначен советником президента по культуре. Они люди официальные, у них своей жизни, считай, нет».
Евгений Иванов об Александре Сергеевиче Пасканкиных, каменщике, Новосибирск:
«Обычно считается, что строители — это какие-то пьяницы, низший уровень рабочих, но эти люди совсем другие — скромные, при этом со здравой самооценкой, они работают и на крупных муниципальных проектах, и на строительстве дорогих коттеджей.
Сергей — один из самых молодых ребят в бригаде, очень непубличный и закрытый, снимать он поначалу совсем не хотел».
Анастасия Цайдер об Ирине Борисовне Ивановой, пенсионерке, потомке рода баронов фон Майдель, Санкт-Петербург:
«Потомок курляндских баронов Майделей, родилась в 1933 году в Ленинграде на Петроградской стороне.
В марте 1942 года девушки из первого бытового отряда обходили дома и нашли ее, маленькую девочку, лежавшей рядом с трупами мамы и бабушки. Ее отправили в распределитель, а затем, в июле, — в эвакуацию по Дороге жизни в детский дом в Ярославскую область».
Александр Земляниченко-мл. о Сергее Мельничуке, докере-механизаторе рыбного порта, Мурманск:
«Несмотря на то, что ему пятьдесят три года и он в бригаде самый старший, его все, включая 23-летнего парнишку, называют «Сереня». Он не обижается — он очень простой мужик, спокойный, неразговорчивый. Работу исполняет исправно, никогда не жалуется.
Никто не бухает. Я сначала думал, что они из-за съемки сдерживаются, но выяснилось, что на работе у них выпивать не принято».
Вот такой альбом с присущим ему высоким качеством печати выпустил «Автограф».
Листаешь его и вспоминаешь строки Евгения Евтушенко:
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как история планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
Поделиться