Продуктовый маркер. Челябинские производители готовы ставить на продукты зеленый знак качества

29 Марта 2018 Автор: Евгений Аникиенко Фото: Вячеслав Шишкоедов
Продуктовый маркер. Челябинские производители готовы ставить на продукты зеленый знак качества

Напомним, что в России до конца 2018 года пройдет добровольная маркировка полезных продуктов питания.

Концепцию размещения на них отличительных знаков соответствия требованиям здорового питания уже одобрило правительство РФ. Предлагаемая Минздравом РФ эмблема «Здоровое питание» может появиться на продуктах уже в ближайшее время.

Впрочем, Роспотребнадзор предлагает свою маркировку продуктов — по принципу светофора, как в странах Евросоюза. Обозначение компонентов зеленым, желтым и красным цветом подскажет, насколько продукт соответствует принципам здорового питания, есть ли в нем ГМО, трансгенные добавки.

Что по этому поводу думают производители продуктов, представители надзорных органов?

Страховка от упреков?

У производителей на этот счет мнения разделились — одни поддерживают начинание, другие считают, что это может привести к дополнительным затратам, а значит, и подорожанию продуктов. Но кое-кто уже и сам ставит собственный экознак — своего рода прообраз здоровой маркировки!

— Мы только «за», — заверяет Сергей Кузнецов, директор предприятия «Уйские сыроварни». — Мало того, уже ставим на свою продукцию фирменный знак соответствия экологическим требованиям — зеленый листок. Всегда тщательно проверяем качество, и готовы предоставить свой сыр на любую проверку!

В целом мы за эмблему о здоровом питании, но лишь бы не было перегибов! Есть опасение, что с вводом зеленой маркировки нагрянут проверяющие, будут придирки, потери времени, нервов. С другой стороны, кто будет контролировать качество? У Роспотребнадзора штат невелик, и вряд ли он справится с такими объемами. А значит, появятся аккредитованные частные «проверяющие структуры», которые за свои услуги будут брать немалые деньги! Производителям придется поднимать цену, а это ударит по карману потребителя!

— У нас любят валить вину на производителя продуктов, а нередко они инфицируются из-за нарушений правил хранения, перевозки и продажи, — считает генеральный директор ООО «Чебаркульская птица» Дмитрий Пырсиков. — «Зеленый бренд» может стать своего рода гарантией изначального качества, защитой от надуманных обвинений.

— Мы тоже считаем, что здоровым питанием, нравится ли это кому‑то или нет, заниматься надо, — говорит директор компании «Ромкор» Дмитрий Мясников. — Дополнительные расходы не столь уж и велики у тех, кто этим занимался раньше. К примеру, мы эти затраты заложили изначально и проверяем качество на всей цепочке — от производства до поставки в магазин.

Добровольно или по требованию?

К слову, «маркеры здоровья» могут принимать самые разные формы. Этикетка — лишь самое наглядное, первичное звено качества. Если у покупателя возникли сомнения, он вправе потребовать предъявить сертификат. Однако проблема в том, что сертификация на многие продукты сегодня тоже добровольная!

— Действительно, сертификация в системе ГОСТ-Р проводится производителем в добровольном порядке, — сообщила Елена Голубчикова, руководитель органа по сертификации и декларированию челябинского центра подтверждения соответствия требованиям качества. — Зато продукты питания обязательно должны проходить проверку в рамках так называемого декларирования. Но набор требований в нем меньше, и если есть желание, производители могут оформить и сертификаты. Мы как независимая аккредитованная структура после проверки качества их выдали уже около 70 — компании «Ромкор», «Южурал-рыба», «Бизон», «Мясное раздолье», «Равис»…

По словам Елены Голубчиковой, в условиях создания ЕАЭС требования к качеству, в том числе и маркировке, возрастают. Нужно технические регламенты входящих в него стран привести к единому знаменателю.

Как сообщили в Роспотребнадзоре, маркировка продуктов питания в России уже нормируется техническим регламентом ЕАЭС и Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки». Пищевая ценность продукта включает такие показатели, как калорийность, количество белков, жиров, углеводов, а также витаминов и минеральных веществ. А дополнительная информация, которая подскажет покупателю, насколько полезен продукт, помогла бы людям ориентироваться в запутанной гастрономии супермаркетов.

И все-таки, есть ли резон огород городить? Что маркировочная новинка реально даст покупателям?

— Очень многое, — считает Инна Красильник, заместитель начальника управления по торговле и услугам администрации Челябинска. — Это своеобразный знак качества, который присваивает не производитель, а государство! Конечно, дополнительные затраты могут сказаться на цене, но везде в мире экологически чистые продукты стоят дороже. У потребителя должен быть выбор — брать товар подешевле, но с добавками, или же подороже, зато натуральное, с гарантированным качеством. Если молоко получено из порошка, ультрапастеризовано и хранится месяцами, поскольку вместе с вредными микробами уничтожено и немало полезных, покупатель должен это знать! Если в продукте есть небезопасные трансгены, усилители вкуса, такие как глутамат натрия, — укажите и это! Информация на этикетке мелким шрифтом с непонятной буквой Е — вовсе не выход! Поэтому, на мой взгляд, добровольная маркировка здорового питания со временем должна стать обязательным требованием.

Поделиться

05.04.2024 | 12:22
Алексей Текслер озвучил инициативы по поддержке российских регионов

Глава региона принял участие в совещании, которое провел Владимир Путин.

29.03.2024 | 14:38
Как обеспечивают развитие горнодобывающей отрасли на Южном Урале

Промышленники, ученые и представители власти обсудили перспективы по добыче полиметаллов в России.

20.03.2024 | 08:32
Могут ли вспышки на Солнце изменить жизнь на Земле

По мнению южноуральского астрофизика, такой вариант маловероятен.

19.03.2024 | 08:33
Как гормоны влияют на мозг человека весной

Этот и другие вопросы обсудили на телемосте в ИЦАЭ Саратова и Челябинска.

Новости   
Спецпроекты