Эксперты считают, что в Челябинске слишком много официантов с высшим образованием

19 Июля 2018 Автор: Станислав Смирнов Фото: Вячеслав Шишкоедов
Эксперты считают, что в Челябинске слишком много официантов с высшим образованием


Челябинская область в этом году может снизить показатель регистрируемой безработицы до 18 тысяч человек. Это для нашего региона очень хорошие цифры, чиновники их называют «рекордными». Однако в сфере занятости по-прежнему очень много «но», которые не позволяют назвать ситуацию на рынке труда абсолютно безоблачной.

Минус пять тысяч

Сейчас в регионе зарегистрировано около 21 тысячи безработных, тогда как годом ранее цифра составляла 26 06_рынок-труда_Смирнов-Владислав.jpg700. Безработица идет на спад, и этот тренд, как отмечает начальник главного управления по труду и занятости Челябинской области Владислав Смирнов, сохранится и к началу осени. «В этом году мы ждем минимальных значений по регистрируемой безработице — порядка 18 тысяч человек. Это очень мало, рекорд, можно сказать», — говорит он. После этого сезонный фактор сыграет на повышение числа безработных (сезонная безработица характерна для некоторых отраслей экономики, где потребность в рабочей силе зависит от времени года), и к концу года цифра вырастет, но максимум до 22 тысяч, считает эксперт. Так или иначе, статистика констатирует уменьшение числа регистрируемой безработицы примерно на 5 тысяч человек, и это серьезный прогресс.

Судя по официальным данным, ситуация в Верхнем Уфалее, считавшаяся плачевной из-за остановки градообразующего предприятия, не портит общую картину: безработица здесь тоже падает. Возможно, это не столь очевидно для местных жителей (месяц назад в беседе с корреспондентом «ЮП» они отмечали сохраняющуюся нервозность на рынке труда), но цифры выглядят позитивно: показатель регистрируемой безработицы годичной давности (12,1 %) к середине текущего лета снизился больше чем вдвое (до 5,5 %). «С начала массового высвобождения, то есть с марта прошлого года, к нам обратились 1950 бывших работников «Уфалейникеля», сейчас из этого числа остаются нетрудоустроенными 320. В целом по городу там зарегистрировано 820 безработных, большинство из них не имеют отношения к закрытию комбината», — говорит Владислав Смирнов.

По его мнению, обойти самые негативные последствия удалось во многом благодаря усилиям местных работников системы занятости — системы, изначально «заточенной» на проблематику массовых сокращений, эффективной с точки зрения государственного управления. «Массовую проблему мы решаем на ура, а вот о том, насколько система эффективна с человеческой точки зрения, можно поспорить, — добавляет эксперт. — Понятно, что есть и потеря времени, потери в зарплатах при трудоустройстве на новую работу и так далее. Сейчас массовых сокращений не происходит, поэтому мы постепенно начинаем заниматься реорганизацией службы, переходить на рельсы индивидуальной работы с людьми. Безработица — проблема сугубо личная. Когда мы говорим о сокращении числа безработных с 26 до 18 тысяч, это, конечно, здорово. Но это ведь, вдумайтесь, 18 тысяч индивидуальных проблем! Причем на самом деле гораздо больше, так как не все обращаются в службу занятости».

Здесь не занято?

Одновременно со снижением уровня безработицы служба занятости отмечает стабильный рост банка вакансий. «Второй год подряд идем где-то в шаге плюс 20 %. Это много», — говорит Владислав Смирнов. Так, в 2016 году было заявлено около 100 тысяч позиций, в 2017-м — 120 тысяч, за эти полгода — около 70 тысяч вакансий. То есть вполне реально выйти на 140 тысяч к концу года. Вместе с тем глава управления уточняет, что эти цифры скорее индикатор, чем отражение реальной картины по свободным рабочим местам на рынке. Потому что многие работодатели не заявляют о своих потребностях в службу занятости (хотя обязаны по закону), а ведь есть еще и теневой сектор.

То, какую зарплату готов платить работодатель, тоже является своеобразным индикатором. Если предлагают высокий заработок, значит, на этом рынке кадровый голод, и работодатель четко понимает, что более скромная зарплата не впишется в настроения соискателя. Кстати, в прошлом году южноуральские работодатели заметно «подтянули» средний уровень зарплаты (не без участия надзорных органов, а также вслед за повышением МРОТ).

Форсированный рост зарплат наблюдается в основном по рабочим специальностям, например, по сварщикам и токарям. Сегодня рабочие профессии вообще на вес золота, в отличие от бухгалтеров, экономистов и юристов, которые уже на протяжении десятка лет замыкают список наиболее востребованных профессий.

Куда податься

Цифровой показатель принятия решения при переходе на аналогичную должность к другому работодателю не превышает 15 %. Другими словами, если работнику предложат зарплату чуть больше, чем он зарабатывает в настоящее время, то он будет готов поменять работу. «Это значит, что работодатель сегодня очень слабо работает со своими подчиненными на закрепление, — поясняет Владислав Смирнов. — Работодатели, как правило, вкладывают ресурсы в повышение квалификации своих сотрудников, потому что не заинтересованы выдавать низкокачественный продукт или услугу. Но не заботятся о закреплении кадров. И люди никак не ассоциируют себя с той фирмой или предприятием, на которых работают. Это для них просто источник дохода, предложи чуть больше, и он уйдет».

Миграция в более широком понимании, то есть финансовый разрыв в доходах между регионами, — серьезнейшая проблема, считает эксперт. Например, Челябинская область традиционно оттягивает на себя трудовые ресурсы из Курганской области, а с Южного Урала в последние годы идет большой отток на север и в центральную часть России, это касается, в частности, врачей, которые в Москве могут зарабатывать втрое больше. «Работодатели в основной своей массе очень просто подходят к этому вопросу, дескать, увеличим зарплату. Только потом быстро выясняется, что денег на это нет, и квалифицированные специалисты разбегаются», — продолжает Владислав Смирнов.

Одна из причин сложившейся ситуации, по его мнению, заключается в сроках владения бизнесом, которые в начале нулевых вроде бы начали увеличиваться, но быстро «схлопнулись» после кризиса 2008 года. И зачастую происходит следующее: человек вкладывает деньги в то или иное предприятие, затем возвращает их вместе с прибылью, после чего продает бизнес. Понятно, что инвестировать в сотрудников при таком раскладе работодатель считает излишеством.

Предсказуемость жизни

Сейчас, по словам начальника службы, они готовят системное исследование рынка за несколько лет с оцифрованными показателями тех или иных трендов. Собрали с работодателей уже почти три с половиной тысячи анкет, где рассматриваются программы по закреплению кадров, вопросы формирования кадровой политики, отношения к инвалидам и т.д. «Мы увидели, что у нас есть несколько демографических магнитов, долгое время притягивающих к себе молодежь и квалифицированных специалистов среднего возраста, которые едут под конкретное рабочее место. Доминирующим центром профобразования является Челябинск, меньший по весу — Магнитогорск, затем Златоуст. Кроме того, нашу молодежь серьезно оттягивают на себя Уфа и Екатеринбург. Мы их по большому счету теряем, потому что коэффициент возвратности, особенно по селам и малым городам, очень низкий. Эта история со сверхконцентрацией молодежи в некоторых территориях имеет свои плюсы и минусы. Переизбыток предложения серьезно затрудняет карьерный старт для молодежи и размывает профессиональные установки, поскольку создается конкуренция на учебные места. Конечно, добрый дядя или тетя из приемной комиссии могут подсказать, куда ты пройдешь без конкурса, но тогда вопрос о том, кем ты будешь работать в дальнейшем, останется открытым. Проблема карьерного старта для молодежи характерна для всей страны, даже для Москвы. В Европе предсказуемость жизни значительно выше».

Владислав Смирнов нередко высказывает претензии в адрес системы высшего образования, которая, по его словам, «кует нам серьезные проблемы — и социальные, и политические»: «Они (высшие учебные заведения. — Прим.ред.) нашу молодежь обучают, но сначала нужно разобраться, есть ли у человека призвание, скажем, учиться на автотракторном факультете или он просто решил уйти от службы в армии. А потом он кем будет? И вот проблема: в Челябинске слишком много официантов с высшим образованием. К сожалению, очень удачная для студента профессия: легко и просто туда зайти и поднимать каждый день денежку, да еще и, возможно, с чаевыми. Ночью поработал, днем поспал в аудитории — все классно. Только вот вопрос: кто куда тебя потом возьмет? Тем же официантом? Но тебе будет 35 лет, и у тебя начнется тяжелая депрессия, потому что станет ясно, что ты — никто».

Комментарий

Елена-Чибук-заместитель-директора-Центра-занятости-населения-Челябинска.jpgЕлена Чибук, заместитель директора Центра занятости населения Челябинска:

«Одна из услуг службы занятости — мы переобучаем на востребованные профессии, буквально под конкретного работодателя и гарантированное рабочее место. Например, несколько дней назад выпустили группу токарей для ЧМК по персональному заказу. Недавно попробовали новую для Челябинска профессию — флориста. Могу сказать, что в целом шансы на трудоустройство после переобучения возрастают вдвое.

Сегодня в центрах занятости состоит на учете равное количество мужчин и женщин — и по области, и по Челябинску. Еще недавно женщин было намного больше. Кроме того, в Челябинске довольно высокий процент безработных с высшим и средним образованием. В области все-таки превалирует профобразование».

Поделиться

Сегодня | 14:38
Как обеспечивают развитие горнодобывающей отрасли на Южном Урале

Промышленники, ученые и представители власти обсудили перспективы по добыче полиметаллов в России.

20.03.2024 | 15:41
В Челябинске показали новый трамвай со звездным названием

Модель Усть-Катавского вагоностроительного завода с февраля испытывают на улицах областного центра.

06.03.2024 | 15:33
Юрист объяснил, что ждет «дробильщиков» бизнеса после послания Путина

В послании президента Федеральному собранию были затронуты три вопроса, связанные с правом и предпринимательством.

01.03.2024 | 09:01
По новым правилам. Какие законы заработают с марта 2024 года

В России начал действовать закон, предусматривающий конфискацию имущества за преступления против безопасности России. Об этом 28 февраля заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин, сообщается в телеграм-канале палаты.

Новости   
Спецпроекты