Челябинцы смогут заработать на раздельном сборе мусора
В областном центре протестируют мобильное приложение, которое, как считают разработчики, поможет перейти на раздельный сбор мусора.
Точечные коммуникации
Сегодня эта услуга работает в Восточном округе столицы и доступна 200 тыс. москвичей. Сервис функционирует таким образом: житель оставляет пакет с вторсырьем на лестничной клетке, а в приложении указывает, где его забрать. Сборщик (чаще всего дворник) забирает пакет, сортирует вторсырье и продает его перевозчику, причем сделка происходит онлайн. Затем перевозчик продает вторсырье заготовителю, который сортирует его и продает перерабатывающим заводам или перерабатывает сам. Люди, сдавая вторсырье, смогут получать скидки от бизнеса, представленного в их районе: ресторанов и кафе, салонов красоты, фитнес-центров, стоматологических кабинетов и т.д.
«Этот сервис предназначен для людей, которые готовы делить мусор и сдавать на переработку, — рассказал «ЮП» один из создателей сервиса Sborbox Михаил Морозов. — По нашим подсчетам, за первый месяц количество пользователей приложения составляет 10-12 % от общего количества проживающих в той или иной жилой зоне. Это люди, которые и так замотивированы сдавать мусор раздельно. Затем возникает вопрос об искусственной мотивации других жителей. Мы договариваемся с представителями малого бизнеса, расположенного вблизи, о предоставлении скидок для пользователей приложения. У такого бизнеса, как правило, очень мало возможностей точечной коммуникации с жителями в определенной географии. Например, в жилых комплексах Москвы запрещено разбрасывать по почтовым ящикам листовки, расклеивать рекламу внутри подъездов — тоже. Реклама в интернете не позволяет таргетироваться до жителя какого-то конкретного дома. Мы же с учетом того, что знаем, в каком доме живут наши пользователи, можем проецировать сообщения того или иного бизнеса конкретным людям. Взамен бизнес предоставляет пользователям какие-то эксклюзивные скидки или предложения».
Кроме того, как добавил Михаил Морозов, сейчас они пытаются договориться с муниципалитетами о том, чтобы пользователи приложения могли претендовать на скидку в «мусорных» тарифах. «Если нам это удастся, это будет самая ценная и понятная для жителей мотивация», — отмечает он.
Начало тестовой эксплуатации сервиса было запланировано на апрель-май, но, возможно, на некоторое время сроки будут сдвинуты. «Мы подыскиваем в Челябинске партнера, который взялся бы за внедрение этой истории, находимся в активной коммуникации уже примерно два месяца. Нашлись предприниматели, которые по крайней мере артикулировали, что хотят попробовать, но до тестовой эксплуатации пока не дошло. Мы работаем над этим», — говорит Морозов.
Напомним, о необходимости ускорить переход Челябинской области на раздельный сбор мусора недавно заявлял врио губернатора Алексей Текслер. «Во многих регионах я видел, как раздельный сбор превращается в показуху, потому что не организована сама система переработки. Так что нужно подойти к этому с умом», — отметил глава региона во время свой рабочей поездки на предприятие по переработке вторсырья «Втор-ком».
Дворники по будням
Алексей Бубнов, директор ООО «Центр коммунального сервиса» (ЦКС, регоператор по обращению с ТКО на территории Челябинского кластера), признает интересной идею москвичей, но сомневается, что у них получится «раскрутить» такую схему сбора мусора в Челябинске. «В Москве много мелких сторонних бизнесов, готовых участвовать в этом процессе, для них это один из способов достучаться до конечного потребителя. В Челябинске, на мой взгляд, нет такой плотности коммерческих организаций, которые стремились бы к использованию новых механизмов привлечения клиентов. Вряд ли они скажут: «О, наконец-то вы появились, мы готовы через вас работать». Поэтому, если даже ребята и попытаются запустить сервис в Челябинске, их, скорее всего, постигнет крах. Не потому что население проигнорирует — я больше чем уверен, что жители-то как раз активно включатся в эту историю. Но она должна генерировать хотя бы минимальную доходность, чтобы покрывать управленческие издержки, и когда инициаторы поймут, что этого не происходит, то будут вынуждены уйти. Только с сожалением можно об этом говорить», — отмечает Алексей Бубнов.
Что касается возможного снижения тарифа за вывоз ТКО для населения, то, по словам Бубнова, они уже давно и без особого успеха пытаются договориться с управляющими компаниями (УК) о переходе на раздельный сбор отходов, причем предлагаемая схема предусматривает снижение платежной нагрузки.
«С физическими лицами мы имеем возможность работать только по нормативам накопления, а с юридическими — как по нормативам накопления, так и по фактическим объемам. В случае, если УК по решению жильцов заключит прямой договор с регоператором, мы сможем рассчитываться с населением по фактическим объемам. Если УК возьмет на себя обязательство и организует раздельный сбор у себя на месте, то мы у них будем забирать только остатки неотсортированных отходов. А то, что УК отсортирует, они могут продавать другим организациям. Или мы будем выкупать. Выручку УК может использовать в своей работе, например, направить на благоустройство придомовой территории. Мы уже точно год говорим об этом, но желающих очень мало. Хотя это, с нашей точки зрения, самый простой и легальный способ внедрить раздельный сбор и уменьшить платежи с человека», — пояснил Алексей Бубнов.
А самая «больная» проблема, как для Челябинска, так и для Екатеринбурга, это дворники управляющих компаний, которых директор «ЦКС» называет «виртуальными». «Мы часто сталкиваемся с тем, что по субботам и воскресеньям они не работают. Спрашиваем: как же так, ведь выходные — период максимального отходообразования? В управляющей компании разводят руками. А в понедельник, как это часто бывает, нам прилетает претензия от УК, что контейнеры свободные, а вся площадка завалена мусором. Но это ведь и происходит по той причине, что дворники в выходные отдыхали».
Поделиться