Достать звезду. Челябинские отели и базы отдыха сдают рейтинговый экзамен
Это может привести к росту цен для постояльцев.
Присвоенные звезды или статус «без звезд» крупный отельер или владелец крошечного гостевого домика обязан будет разместить в открытом доступе: на сайте, баннере, на ресепшн, в объявлении или пусть даже на заборе. Главное — не завышать реальную категорию, иначе оштрафуют.
Нюансы нового закона и то, как он повлияет на рынок гостиничных услуг в Челябинской области, обсудили в пресс-центре «Гранада Пресс».
По данным регионального Центра развития туризма, в 2018 году на Южном Урале отдыхающих принимали 450 гостиниц, отелей, санаториев, баз отдыха и прочих коллективных средств размещения. Из них классификацию прошел уже 41 объект, еще несколько в процессе оценки. Рейтингование в области проводят четыре организации, но бизнесмены вправе обратиться за услугой в любую другую аккредитованную в России компанию. Протестированные гостиницы и данные об экспертах-«экзаменаторах» заносят в федеральный перечень, он размещен на сайте классификация-туризм.рф.
— Классификация нужна прежде всего потребителям гостиничных услуг, это знак качества отелей. Гость, заезжая в номера определенной категории звездности, уже понимает, на что он может рассчитывать, — говорит специалист Центра развития туризма Челябинской области, эксперт по классификации Елена Гусева. — Причем единые критерии действуют для гостиниц по всей России. Теперь не будет разницы между отелем «5 звезд» в Челябинске и, к примеру, в Москве. Ранее в Челябинске были гостиницы, которые именовали себя двух- или трехзвездочными отелями, а по факту недотягивали до этого уровня.
— Классификация нас не пугает, она в числе прочих шагов делает рынок более цивилизованным. Особенно это актуально для Челябинска перед саммитами ШОС и БРИКС, — отмечает руководитель секции средств размещения, комитета по туризму челябинского отделения «Опоры России», владелец базы отдыха Олег Махалов. — Есть мнение, что государство таким способом опять зажимает бизнес, но это не так. Оцифровка — обычный для цивилизованного рынка процесс, и лично меня этот тренд радует.
По мнению Олега Махалова, экзамен на звездность не окажет на местный гостиничный рынок сколько-нибудь заметного влияния. Стоимость классификации небольшая (от 10 до 150 тысяч рублей), и вообще, как он утверждает, тестирование стоит рассматривать не как статью расходов, а как точку роста для бизнеса.
— В конкурентной борьбе побеждает тот, кто окружает гостя заботой и вниманием, а не пытается увильнуть от развития, — добавляет бизнесмен. — Вложения сейчас обернутся прибылью в будущем.
Но если смотреть шире, некоторые изменения на рынке все же должны произойти. Главным образом, в части цен. Ведь кроме затрат на классификацию у бизнеса появятся и другие, более серьезные статьи расходов. Прежде всего это вложения в реновацию, ведь гостиницам априори захочется подтвердить ранее заявленный уровень и, может быть, даже предвосхитить потом ожидания клиентов. Очевидно, что падающие звезды отельеры будут удерживать за счет потребителя.
Мнение
Юрий Звонков, директор отеля «Царский двор»:
— Недавно мы оформляли гостинице паспорт антитеррористической безопасности. Это довольно дорогая услуга, если ее заказывать на стороне. Но отельерам приходится это делать, поскольку не в каждой гостинице найдется специалист, который может подготовить этот документ и провести его по всем инстанциям. Недавно ввели онлайн-кассы, которые тоже ударили по бизнесу. Это достаточно дорогие устройства, требуют дорогостоящего обслуживания. В целом нагрузка на бизнес стала больше, чем была два-три года назад. Что касается затрат на классификацию, они, как и любые другие вложения, будут окупаться через цены для гостей. Не думаю, что гости это заметят. К примеру, в нашем отеле прибавка в цене составит не более 10-15 рублей к стоимости номера в сутки.
Цифры
В Челябинской области всего один пятизвездочный отель, 20 % объектов для размещения гостей имеют четыре звезды, остальные гостиницы уровня от трех звезд и ниже.
Штрафы
За непредоставление информации о «звездности» или ложные данные Роспотребнадзор оштрафует должностных лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) на сумму от 30 до 50 тысяч рублей, юридические лица заплатят от 1/40 до 1/25 из совокупного размера суммы годовой выручки всей компании.
Поделиться