ВСМ во сне. Строительство уральской магистрали может стать драйвером экономического роста

11 Июля 2019 Автор: Андрей Темников Фото: Вячеслав Шишкоедов
ВСМ во сне. Строительство уральской магистрали может стать драйвером экономического роста


Эксперты в очередной раз подтвердили эту мысль — теперь в ходе панельной дискуссии «Формирование агломераций как инструмент развития регионов» на международной выставке «Иннопром-2019».

При этом участники форума сожалеют, что проект строительства ВСМ Челябинск — Екатеринбург пока еще находится в спящем режиме.

 Передвижение умов

 О перспективах строительства ВСМ Челябинск — Екатеринбург говорили в первый рабочий день «Иннопрома». Создание агломераций и метрополий необходимо для экономического роста государства — такой тезис прозвучал на открытии дискуссии. По словам вице-президента Центра стратегических разработок Натальи Труновой, основные мировые державы движутся именно в этом направлении. «В КНР и в США за последние годы количество городов мирового значения выросло в два раза. В России таких городов пока всего два — Москва и Санкт-Петербург. И никакой динамики не наблюдается», — отметила Трунова.

 По ее словам, в условиях инновационной экономики следует обеспечить условия для «передвижения умов» внутри страны. «Мы должны повысить плотность коммуникаций между основными городскими центрами, — считает эксперт. — В Екатеринбурге и Челябинске уже достаточно большая концентрация умов и бизнеса, и ВСМ может ее только увеличить».

 По словам замгубернатора Свердловской области Олега Чемезова, особенность Челябинска и Екатеринбурга заключается в том, что они находятся в 200 километрах друг от друга, в России больше нет миллионников с такой географической близостью. «В этом плане наша конурбация уникальна и может претендовать на место в международных рейтингах», — говорит он.

Напомним, конурбация — это городская агломерация, которая имеет в качестве ядер несколько более или менее одинаковых по размеру и значимости городов при отсутствии явно доминирующего центра. Термин «конурбация» иногда объединяют с термином «городская агломерация», главным отличием которой является формирование агломерации вокруг одного крупного города-ядра.

Как напомнил глава Свердловской железной дороги Иван Колесников, проект ВСМ Челябинск — Екатеринбург включен в долгосрочную программу развития РЖД. «Сейчас мы в тесном взаимодействии с представителями федеральных и региональных властей, а также бизнес-структур прорабатываем технические и технологические аспекты реализации этого проекта», — сказал Колесников.

Член комитета Госдумы по транспорту и строительству Дмитрий Ионин напомнил о том, что в Китае ВСМ объединили разрозненные территории и это дало развитию экономики страны серьезный толчок. Он также предложил руководству Челябинской и Свердловской областей встретиться на площадке комитета и совместно с Минтрансом, Минстроем, Минвостокразвития, Минфином и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обсудить вопросы развития транспортной инфраструктуры будущей конурбации Екатеринбург — Челябинск.

ВСМ_сайт-Минэкономразвития.jpg
Фото с сайта минэкономразвития Челябинской области

 Два шага

 Планы по строительству ВСМ между Челябинском и Екатеринбургом, которая позволит перемещаться между двумя городами за 70 минут, вынашиваются уже несколько лет. Построить магистраль планируют к 2024 году. В будущем ВСМ должна стать частью международной ВСМ «Евразия», которая пройдет через шесть стран, включая Китай, Россию, Казахстан и Узбекистан.

 Объем необходимых затрат оценивается в 402 млрд рублей. Предполагается, что половину этой суммы в рамках концессионного соглашения выделит федеральный бюджет, остальное вложат инвесторы.

 Для реализации проекта был создан консорциум «Уральская высокоскоростная магистраль» (УСМ), соучредителями которого на данный момент являются минимущества Челябинской области, Корпорация развития Среднего Урала, Челябинский трубопрокатный завод, «Русская медная компания», инвестиционная группа «РВМ Капитал», ММК и «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК, Москва) — бывшая «дочка» РЖД, в апреле этого года заявившая о намерениях стать перевозчиком на ВСМ Челябинск — Екатеринбург.

 Неделю назад стало известно, что федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) поручило местным властям межевать участки под ВСМ. Руководство хозпартнерства «УСМ» заявило, что это важный этап для будущего проекта магистрали.

По словам гендиректора УСМ Сергея Бревнова, который также участвовал в дискуссии, все необходимые для реализации проекта бумаги уже подготовлены, подана частная концессионная инициатива, ведутся переговоры с Минтрансом. Осталось два шага — войти в магистральный план и заключить соглашение, чтобы начать проектировать и строить магистраль.

 Как отмечает куратор проекта, ВСМ обеспечит комфорт, безопасность, экологичность передвижения для жителей обоих городов. При этом цена билета на ВСМ будет конкурировать со стоимостью поездки в междугороднем автобусе (около 500 рублей в эконом-классе).

 «Учитывая инерционный рост, к 2034 году, на десятый год эксплуатации магистрали, пассажиропоток всего рынка перевозок между двумя городами ожидается на уровне 7 млн человек. Мы делаем консервативный прогноз, что только 26 % из них перейдут на использование ВСМ для передвижения между городами. Это 1,8 млн человек. Планируется, что к ним добавится еще около миллиона новых пассажиров. Когда появится два транзитных направления, добавится еще 800 тысяч человек в год по направлениям Челябинск — Нижний Тагил и Челябинск — Тюмень. В случае, если появится ВСМ-Евразия, добавится еще полмиллиона пассажиров в год. Итого, только по консервативному прогнозу ВСМ будут ежегодно пользоваться 4 млн человек», — рассказал Бревнов.

Рассчитать заново

 Это грандиозный проект, который требует множества различных согласований, поэтому со стороны может складываться впечатление, что он зашел в тупик. «Строилась бы железнодорожная магистраль Екатеринбург — Челябинск, это подтянуло бы частных инвесторов вокруг агломерации. Но решение так и не принято. Регионам нужны инвестиционные проекты, которые стали бы для них локомотивами развития», — заявил на полях «Иннопрома» глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. При этом он добавил, что регионам нельзя рассчитывать только на государственные инвестиции и вложения крупных компаний, им также необходимо развивать платформы для инвестирования малых и средних предприятий.

ВСМ_Текслер_сайт-главы-региона.jpg
Фото с сайта главы региона

По поводу строительства ВСМ высказался и Алексей Текслер, возглавлявший делегацию Челябинской области. Напомним, в рамках своей первой большой пресс-конференции в апреле Алексей Текслер говорил о том, что этот проект, по его мнению, является слишком дорогим и что окончательной позиции по этому вопросу он не сформировал.

 На одной из площадок «Иннопрома», отвечая на вопросы журналистов о стоимости проекта, Алексей Текслер назвал финансовые расчеты «неправдоподобными». «Механизм концессии должен работать, но сейчас есть вероятность, что в этом придется участвовать и бюджетными деньгами, чего нам бы не хотелось, — цитирует Текслера URA.RU. — Так что нужно дополнительно рассчитать расходы и провести исследование пассажиропотока с учетом наиболее вероятной будущей загрузки. Только после этого мы сможем обозначить конкретные показатели, в том числе по деньгам. Я предполагаю, что до конца года цифры можно будет озвучить».

По оценкам Центра экономики инфраструктуры, экономическая выгода от реализации проекта составит 2,2 трлн рублей.

Поделиться

17.04.2024 | 17:17
Челябинск представит креативный потенциал Урала

В областном центре пройдет окружной форум «Российская креативная неделя».

05.04.2024 | 12:22
Алексей Текслер озвучил инициативы по поддержке российских регионов

Глава региона принял участие в совещании, которое провел Владимир Путин.

Вчера | 10:53
На Южном Урале подешевели огурцы, апельсины и проезд в такси

Анализ мартовских цен опубликовала в своем телеграм-канале Контрольно-счетная палата (КСП) Челябинской области.

16.04.2024 | 15:33
В загородных лагерях Челябинска в этом году отдохнут более 29 тысяч детей

Это на пять тысяч больше, чем годом ранее.

Новости   
Спецпроекты