Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

В день рождения ОАО «РЖД» — об истории и современности железных дорог Южного Урала

30 Сентября 2020 Автор: Евгений Аникиенко Фото: предоставлено пресс-службой ЮУЖД- филиала ОАО РЖД
В день рождения ОАО «РЖД» — об истории и современности железных дорог Южного Урала Станция Челябинск 1900-е гг.

1 октября работники ОАО «Российские железные дороги» отмечают День компании. В настоящее время РЖД является одной из крупнейших транспортных компаний России, оказывающей существенное влияние на многие аспекты социально-экономического развития страны.

История ОАО «РЖД» началась с того, что 18 сентября 2003 года правительство России приняло постановление № 585 «О создании ОАО «Российские железные дороги», а 1 октября того же года новое акционерное общество начало свою производственную деятельность. По сравнению со 180-летней историей железных дорог нашей страны прошедшие 17 лет вроде бы небольшой отрезок времени, но за эти годы пройден огромный путь от МПС до современной высокотехнологичной компании. ЮУЖД является филиалом ОАО «РЖД». Какие перемены произошли за период ее становления от прокладки первого рельсового пути до динамично развивающейся компании?

Это нашей истории строки…

В биографии ЮУЖД тесно переплелись история и современность, прошлое, настоящее и будущее. Отправной точкой строительства Транссиба с западного направления принято считать место, где сейчас установлена памятная стела на станции Миасс-1. А первый перевальный столб «Европа — Азия» на станции Уржумка появился в конце XIX века. Его эскиз разработал инженер и известный писатель Гарин-Михайловский.

С 1893 года до 30-х годов XX века в Челябинске, возле вокзала железнодорожной станции, возникает крупнейший в России врачебно-питательный переселенческий пункт, через который проходили практически все переселенцы в Сибирь и на Дальний Восток. Челябинск превратился в своеобразные «ворота Сибири».

В 1918-1919 годах станция Челябинск оказывается в центре ключевых для страны событий, связанных с вооруженным мятежом челябинской группировки Чехословацкого корпуса и его подавлением.

1943 год. Погрузка танков на платформы на Челябинском Кировском заводе.jpg
1943 год. Погрузка танков на платформы на Челябинском Кировском заводе

В годы Великой Отечественной станция Челябинск играла важную роль. На Южный Урал эвакуировали множество промышленных предприятий, здесь производили и отправляли на фронт военную технику, боеприпасы. Только с 1941 по 1943 год на станции было разгружено 483 военно-санитарных поезда, а всего во время войны было доставлено в город около 220 000 раненых. С Южно-Уральской магистрали в первую военную зиму на фронт ушло 14 тысяч железнодорожников, которые пополнили ряды танкистов, летчиков, артиллеристов, связистов. Более тысячи впоследствии были награждены орденами и медалями. На ЮУЖД 21 Герой Советского Союза. Сегодня их имена увековечены на стене мемориала в музее железнодорожной техники в Челябинске.

За годы войны Южно-Уральская дорога построила 8 бронепоездов, десятки санитарных поездов и 4 поезда-бани. Средства на строительство бронепоездов поступали от субботников и воскресников. В январе 1942 года в них приняли участие более 10 тысяч железнодорожников и их семей. Уже 1 мая 1942 года первый бронепоезд, построенный на ЮУЖД, принял участие в бою на Брянском направлении под Мценском. В экспозиции музея истории дороги представлен макет бронепоезда «Вперед на Запад. 1942», выпущенного оренбургскими железнодорожниками зимой 1941-1942 гг.

Для восстановления разрушенных фронтовых железнодорожных линий и руководства их эксплуатацией на железнодорожном транспорте создавались мобильные, хорошо оснащенные восстановительные формирования, так называемые военно-эксплуатационные отделения (ВЭО), в состав которых входили специалисты разного профиля: машинисты, вагонники, путейцы, связисты. На Южно-Уральской железной дороге были сформированы два таких ВЭО. Каждое ВЭО насчитывало до 2,5 тысячи человек. Челябинское ВЭО-5 работало под Ленинградом, Оренбургское ВЭО-12 прошло путь до Праги.

1943 год. Работники паровозного депо Челябинск у паровоза Подарок Сталинграду.jpg
1943 год. Работники паровозного депо Челябинск у паровоза Подарок Сталинграду

«Тяжеловесы» труда

С ЮУЖД началась эра вождения тяжеловесных поездов — благодаря Вячеславу Воротилину, начальнику депо Карталы, который в январе 1936 года на свой страх и риск разрешил машинисту Адольфу Лянге провести состав весом 7200 тонн. Его средняя скорость составила 34,5 км/ч вместо установленной 28,6 км/ч. В адрес машиниста тогда поступила поздравительная телеграмма от наркома путей сообщения.

В трудовой летописи ЮУЖД немало и других примеров самоотверженности железнодорожников. К примеру, машинист паровоза, трижды почетный железнодорожник, лауреат Государственной премии Петр Агафонов в 1930-х годах внедрил новый метод кольцевой езды на железных дорогах и вождения тяжеловесных поездов. В годы Великой Отечественной он выступил инициатором создания паровозных колонн НКПС, которые широко использовались на прифронтовых дорогах.

Машинст паровоза Петр Агафонов2.jpgОсенью 1941 года Петр Агафонов организовал и возглавил первую в СССР колонну паровозов имени Государственного комитета обороны сначала в составе 5, а затем 15 локомотивов. Машинисты этой колонны без дополнительного топлива ускорили доставку грузов. Только за три года войны колонна Агафонова провела свыше 2000 тяжеловесных поездов, перевезла сверх нормы 1,5 млн тонн грузов, сэкономила 5000 тонн угля. Всего в годы войны на ЮУЖД работало 22 колонны.

В модернизацию отрасли большой вклад внесли рационализаторы и изобретатели ЮУЖД. В их числе Виктор Балашенко, автор знаменитых путевых машин, кандидат технических наук, лауреат Сталинской премии, трижды почетный железнодорожник. По его предложению в середине 60-х путевая машина была модернизирована, это повысило ее производительность. Новатор создал уникальную путерихтовочную машину, работавшую в непрерывном режиме, получил 15 авторских свидетельств на изобретения.

Другой знаменитый железнодорожник — Николай Буднев, Герой Социалистического Труда, легенда станции Челябинск-Главный. Николаю Макаровичу не было и тридцати, когда он стал инициатором нового метода скоростного роспуска вагонов. В результате скорость этой операции увеличилась с 3-5 км/ч до 10-12!

И вокзал, и храм

Гордостью ЮУЖД называют вокзал Челябинск (новое здание построено в 1965 году, в этом году отмечает 55-летие), который после недавней реконструкции преобразился и стал одним из лучших в России. В свое время он получил серебряную медаль на знаменитой выставке в Монреале в 1967 году и был признан лучшим вокзалом в СССР.

Здесь родилось немало интереснейших новаций. Так, День пассажира впервые на сети прошел на вокзале Челябинск. Эту нестандартную форму общения придумал легендарный начальник вокзала Александр Балкашин с руководством Дворца культуры железнодорожников.

1. Вид на Храм Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии на привокзальной площади Челябинска Фото Анатолия Шулепова.jpg
Вид на Храм Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии на привокзальной площади Челябинска Фото Анатолия Шулепова

А несколько лет назад на станции Челябинск появился и свой храм Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Он возводился на добровольные пожертвования сотрудников ЮУЖД, а также предприятий-партнеров. Роспись, покрывающая внутренние просторы сводов и стен, завершает изысканную архитектонику храма, наследующую высокие образцы византийского стиля. На некоторых участках доподлинно воспроизвели копии фресок со стен древнейших памятников мировой православной культуры: храма св. Георгия в Старо-Нагоричине (Сербия), православного монастыря Хора (Кахрие Джами) в Константинополе (Турция), монастыря Грачаница (Сербия) и других.

Другой знаковый объект магистрали — музей железнодорожной техники на станции Челябинск. В числе его уникальных экспонатов — вагон-салон, построенный в 1910 году для перевозки высокопоставленных особ. Это единственный в России подобный вагон, который и сегодня на ходу. Кроме того, в ноябре 2019 года коллекцию музея пополнил новый экспонат — пассажирский двухосный деревянный вагон 1913 года постройки. Вагон изначально использовался для перевозок крестьян-переселенцев в Сибирь, а в советское время курсировал в составе пригородных поездов в Челябинской области. После списания вагон служил на территории одного из предприятий, а затем был передан Южно-Уральской железной дороге.

Будущее рождается сегодня

WYEj-f3h2YU.jpgОАО «Российские железные дороги» сегодня — это стабильно работающий и динамично развивающийся холдинг, надежный партнер для пассажиров, грузоотправителей и регионов, крупнейший работодатель с высоким уровнем социальных стандартов для работников. РЖД входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. В его активе — огромные объемы грузовых и пассажирских перевозок, высокие финансовые рейтинги, квалифицированные специалисты, большая научно-техническая база, проектные и строительные мощности, опыт международного сотрудничества.

Южно-Уральская железная дорога, филиал ОАО «РЖД» соединяет Европу и Азию. Протяженность ЮУЖД — 7567,3 км, эксплуатационная длина — 4545 км. Магистраль охватывает территории 7 субъектов РФ, в том числе Северо-Казахстанскую область Республики Казахстан (Петропавловское отделение ЮУЖД). На полигоне дороги расположены такие крупные промышленные центры, как Челябинск, Магнитогорск, Миасс, Златоуст, Оренбург, Орск, Новотроицк, Медногорск, Курган. ЮУЖД — одно из крупнейших предприятий региона, которое вносит серьезный вклад в развитие экономики и производства.

В 2019 году по ЮУЖД было отправлено более 9 млн пассажиров, погружено 76 млн тонн грузов. Кроме того, вырос объем инвестиционных вложений в развитие магистрали. Он составил почти 23,4 млрд рублей, что на 70 % больше, чем в 2018 году. Основные средства были направлены на обновление железнодорожного пути и тягового подвижного состава, путевой техники, развитие пассажирской инфраструктуры.

Одним из основных направлений работы ЮУЖД последних лет стало развитие пассажирской инфраструктуры, создание удобных и безопасных условий для пассажиров.

В рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» выполняются строительно-монтажные работы по техническому перевооружению здания вокзала Челябинск. На вокзале проводится реорганизация пространства для удобства и безопасности пассажиров, а также модернизация инженерных сетей. 

Общее фото2.jpg

В мае 2020 года завершено строительство пешеходного тоннеля протяженностью 54 метра, который соединил пригородный вокзал Челябинска и новую высокую платформу № 5. 

В преддверии Дня компании ОАО «РЖД» поздравляем с праздником всех железнодорожников, желаем благополучия, стабильности и новых успехов в труде.

21.10.2020 | 11:40
СОVID-19 ускорил рост электронной торговли на Южном Урале

Эксперты в области электронной коммерции отмечают серьезные изменения покупательского поведения в пользу онлайн-шопинга. Самоизоляция только усилила этот тренд.

15.10.2020 | 14:17
На Южном Урале льготная ипотека взбодрила рынок первичной недвижимости

Весной из-за пандемии COVID-19 на челябинском рынке недвижимости сократилось количество сделок, девелоперы были вынуждены заморозить стройки. Одним из основных стимулирующих факторов восстановления спроса стала государственная программа льготной ипотеки.

Вчера | 19:42
В Кизильском районе обновляют клубы, стадионы и школы

В Челябинской области на развитие сельских территорий направят более 700 млн рублей.

Вчера | 18:37
На Южном Урале для рыбаков разведут рыбу в озерах

Эту функцию хотят возложить на промпредприятия в качестве компенсации нанесенного экологии ущерба.

Новости   
Спецпроекты