Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

СОVID-19 ускорил рост электронной торговли на Южном Урале

21 Октября 2020 Автор: Андрей Темников Фото: Олег Каргаполов, Людмила Ковалева
СОVID-19 ускорил рост электронной торговли на Южном Урале


Эксперты в области электронной коммерции отмечают серьезные изменения покупательского поведения в пользу онлайн-шопинга. Самоизоляция только усилила этот тренд.

В Челябинске в пресс-центре медиахолдинга «Гранада Пресс» прошла онлайн пресс-конференция, посвященная развитию электронной торговли.

Темпы роста

По словам заместителя управляющего Челябинским отделением Сбербанка Андрея Антонова, посчитать объемы этого рынка привычными способами невозможно, тем более в масштабах отдельного региона.

«В Челябинской области объем розничной торговли составляет около 46 млрд рублей в месяц. Что касается объема интернет-торговли по точкам, зарегистрированным в Челябинске, то это всего 1 млрд. Кажется, что цифра небольшая, но в эту статистику не попадают крупные сетевые магазины, присутствующие на региональном рынке. Если же брать темпы роста компаний, которые размещены именно в Челябинской области, то мы видим, что в 2020 году этот рынок (а мы его оцениваем по заявкам, поступающим на точки продаж через интернет), растет примерно на 10 % в месяц. За период пандемии, с мая по сентябрь, количество компаний, которые вышли на этот рынок, выросло на 35 %. При этом спрос сохраняется, количество точек продолжает увеличиваться, что свидетельствует о том, что рынок удваивается каждый год. Это впечатляющие темпы», — отмечает Антонов.

Эксперт также указывает, что в разных сегментах рынок развивается по-разному, но если говорить о спросе, то в текущем году он резко вырос. При этом серьезно набирают обороты онлайн-продажи продуктов питания. «Это единственная отрасль, которая после снятия ограничительных мер продолжает расти очень активно, — говорит он. — В этом году объем интернет-торговли в этом сегменте вырос вдвое. Если большинство отраслей, кто вынужденно входил в этот рынок в период пандемии, после карантина снизили свои продажи в интернете, то продукты питания сохраняют тенденцию роста».

Рост рынка электронной торговли — вполне сформировавшийся тренд, отмечает Антонов. Он приводит результаты опросов исследовательского центра «Делойт», которые показывают, что 9 из 10 респондентов уже имеют опыт онлайн-покупок или заказов продуктов через интернет (два и более раз). Это свидетельствует об уже сформированном спросе и клиентском опыте интернет-покупок, считает он.

Как отмечает со ссылкой на данные социологических исследований сооснователь компании Sellercenter.ru Павел Сабуров, во время первой волны пандемии 5 из 10 опрошенных впервые совершили покупки в интернете. При этом заметно выросла аудитория в возрасте 55+. «Поэтому рост рынка продолжится», — уверен он.

шопинг_Ковалева_c-6044_витрина,-школьная-одежда,-маски_торговля.jpg

Дело за регионами

По словам директора по развитию бизнеса «СберМаркет» Павла Глухова, в третьем квартале этого года объемы продаж в компании выросли более чем втрое (по сравнению с первым кварталом). «С начала года мы сделали уже порядка 70 тысяч заказов. Основной рост пришелся на весну, когда началась пандемия. Летом было небольшое падение, сейчас спрос на стабильном уровне, — рассказал он. — В целом российский рынок Е-commerce развивается очень активно. Если в 2018 году его объем оценивался в 30-35 млрд рублей, то сейчас только одна наша компания делает такие продажи».

По оценке Глухова, российский рынок онлайн-торговли оценивается в 1 % от всего объема FMCG-продаж (Fast Moving Consumer Goods — товары повседневного спроса или товары широкого потребления, продающиеся быстро по относительно низкой цене). «Все идет к тому, что через два года мы будем приближаться к 5 %, то есть рынок должен вырасти минимум в пять раз, — отмечает он. — При этом большую роль в достижении этих цифр должны сыграть не столичные города, а регионы. Сначала практически все продажи у нас были в Москве, а сейчас мы имеем там меньше 30 % от всего объема. И этот процент, я уверен, будет снижаться».

шопинг_Ковалева_c-155855_магазин,-торговля,-пандемия.jpg

Задавать моду

Несмотря на то, что игроков на рынке много, Павел Глухов называет его «довольно пустым». «Перспективы развития рынка и роста продаж настолько высокие, что сколько бы ни появилось конкурентов, мы все равно в каждом новом городе натыкаемся на огромные пласты населения, которые ничего не знают про онлайн. Конкуренцию мы сейчас оцениваем как отсутствующую, потому что новые компании развиваются не в борьбе друг с другом, а посредством освоения рынка, обучением людей. Мы, по сути, инвестируем в то, чтобы показать населению, что есть возможность экономить время и деньги, не ходя в магазины».

Эксперт указывает на тенденцию укрупнения игроков, которая, по его мнению, будет актуальной в ближайшие годы. «Мы были компанией Instamart, когда пришли в Челябинск, а через год стали «СберМаркет» (в 2018 году первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис вложил средства в онлайн сервис доставки продуктов Instamart. — Прим. ред.) Уверен, что через два-три года останутся две или три компании, которые будут иметь на этом рынке если не монополию, то огромные доли. Они будут задавать тон и моду для остальных игроков», — считает Глухов. Этими гигантами, как он считает, с наибольшей вероятностью станут «СберМаркет» и Яндекс, которые «точно имеют амбиции быть первыми на рынке и обладают средствами и возможностями для достижения этой цели».

Для продавца важна многоканальность продаж, указывает Александр Буянов, сооснователь интернет-магазина Incosmetic.com, который реализует товары и в розницу. «Мы начинали семь лет назад и изначально были интернет-магазином. Розничная история с офлайн-точками у нас появилась два-три года назад. Интернет составляет 80 % продаж, но появление розничной точки усиливает онлайн-продажи в регионе. Когда мы открываем офлайн-магазин, то видим заметный приток онлайна», — отмечает он.

шопинг_офлайн_Каргаполов_83866447_касса,-покупатели,-маски,-тележка.jpg

Офлайн не вымрет

В Челябинске зарегистрированы две электронные площадки по продаже фермерской продукции. Одна из них появилась в апреле этого года по инициативе креативного агентства «ЫТЬ». «Во время пандемии мы росли каждую неделю на 20-30 %, — рассказывает директор креативного агентства «ЫТЬ», маркетолог сельхозкооператива «Уральская ферма» Максим Шахматов. — В сентябре темпы немного замедлились, а сейчас идет планомерный рост. Фермерскую продукцию покупают не каждый день, а скорее для того, чтобы побаловать себя чем-то натуральным и экологически чистым, но и в этом направлении наблюдается рост. Пандемия в этом плане сильно помогла».

Из сложностей этого бизнеса Шахматов отмечает необходимость приучать фермеров к стабильному качеству. И дело не в том, что производители экономят на этом, просто им довольно сложно сохранять на одном уровне, например, вкусовые качества того или иного продукта в рамках большого ассортимента. «Приходится с этим бороться», — говорит он.

Кстати, «СберМаркет» тоже решил заняться продажами фермерской продукции. «Мы сейчас разрабатываем проект по доставке продукции с колхозных рынков в Москве. Особенность в том, что это совершенно неоцифрованная, темная и с финансовой, и с организационной точки зрения территория. Поэтому мы ищем технических партнеров, готовых оцифровать контент. Здесь у нас уже большой прогресс. Думаю, уже в этом квартале начнем доставлять продукцию с 20-30 рынков в Москве», — говорит Павел Глухов.

Привычка покупать в интернете останется у людей и после коронакризиса, уверен Андрей Антонов. «После 7-10 операций в месяц начинается экспоненциальный рост потребительской активности отдельного клиента, — отмечает он. — Скорее всего, человек уже будет искать возможность купить товар онлайн, нежели идти в офлайн. Хотя и офлайн останется неотъемлемой частью любого бизнеса. Людям нужно общение, нужно потрогать товар».



Вчера | 10:03
Достанется на прорехи. Как будет финансироваться экономика Челябинской области в 2021 году

Бюджет региона на будущий год уже утвержден и передан на рассмотрение в Законодательное Собрание. Из-за пандемии региональная казна в новом году, пожалуй, более чем когда-либо будет заточена на «социалку».

03.12.2020 | 09:39
Как на Южном Урале с помощью государства и агробизнеса обустраивают деревню

Уходящий год стал во многом знаковым для южноуральских аграриев. Несмотря на жестокую засуху и пандемию, аграрии сумели закрыть потребность области в продуктах питания. На новый уровень выходит развитие социальной и инженерной инфраструктуры. В регионе, как и по всей стране, запущена программа комплексного развития сельских территорий. В ее рамках на селе строят новые дороги, проводят газ и ремонтируют дома культуры. Жизнь на селе должна стать благоустроенней, комфортней, и изменения уже начались.

01.12.2020 | 17:33
Сколько стоят елки и новогодние украшения в Челябинске

Средняя цена на живую елку пока держится на уровне 80 рублей, но ближе к праздникам она может подрасти.

30.11.2020 | 17:17
Как в Челябинской области цифровые технологии меняют производство

Информационные технологии важны не сами по себе, а в решении конкретных бизнес-задач. Это не панацея, а всего лишь инструмент. И проблема в том, что людей, способных правильно пользоваться этим инструментом, на российском рынке становится все меньше.

Новости   
Спецпроекты