Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Офис на дому. Какие плюсы и минусы скрывает удаленка

30 Октября 2020 Автор: Юлия Махлеева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Офис на дому. Какие плюсы и минусы скрывает удаленка


Переход на дистант поставил работодателей Челябинской области в неравное положение. Одни сокращают издержки благодаря удаленке, другие, напротив, терпят убытки.

В каких сферах выгодно работать онлайн, а в каких важно межличностное общение, эксперты обсудили на пресс-конференции медиахолдинга «Гранада Пресс».

Трое на одном месте

Еще до начала пандемии ряд российских и региональных компаний создавали на своей базе алгоритмы, позволяющие вести работу удаленно. Формированием программных систем для онлайн-работы, онлайн-обучения, онлайн-покупок сегодня озадачен весь мир. Пандемия лишь ускорила эти процессы и переход в дистанционный режим. Такого мнения придерживается доцент кафедры политологии, истории и философии челябинского филиала РАНХиГС Елена Сытых.

«Существуют две радикальные позиции. Одни эксперты утверждают, что офисы скоро будут не нужны и всю работу за нас будут делать роботы. Другая позиция говорит нам о том, что после пандемии мы все благополучно забудем об удаленке. Мне представляется, что истина посередине и некоторые практики будут работать удаленно, но всегда будут вопросы, которые нужно решать лично. Это касается сферы бизнеса, госслужбы и образования. Человеку здесь нужен человек», — отметила Елена Сытых.

работа_Шишкоедов_DSC7414.jpg

Понятно, что сферы тяжелой и легкой промышленности, металлургии, машиностроения, где люди работают у станков и оборудования, дистант почти не затрагивает. Переход на удаленку прежде всего касается непроизводственных компаний. Какую же выгоду могут получить руководители таких компаний при переходе в режим онлайн?

«Это сокращение издержек, — констатирует директор компании «ГлавБухПлюс» Наталья Субботина. — Мы занимаемся оказанием бухгалтерских, юридических услуг и вопросами кадрового сообщения. Наша компания постоянно расширяется, что требует найма новых сотрудников. Новые места — значит, аренда офиса покрупнее, покупка мебели и техники для нового рабочего места. Переход на удаленку дает нам возможность для введения режима свободного офиса. Одно место может принадлежать нескольким сотрудникам. И они могут работать на нем, к примеру, через день, а остальное время — из дому. Это позволит сократить издержки и расширить штат до необходимой величины».

Наталья Субботина отмечает, что в их компании уже созданы условия для дистанционной работы, у всех сотрудников есть удаленный доступ к нужным программам, поэтому карантин не застал их врасплох. Даже сейчас в соответствии с рекомендацией Роспотребнадзора в компании дистанционно работают 30 % штата.

«В числе сотрудников нашей компании бухгалтеры, кадровики, юристы. Такие профессии легко переводятся на удаленку. По сути, отправить на дистант я могу всех сотрудников, кроме себя и своего заместителя, потому что привлечение клиентов и заключение договоров лучше делать воочию», — подчеркнула Наталья Субботина.

работа_Шишкоедов_бухгалтерия_DSC2436.jpg

Ночные совещания

По словам директора креативного агентства «ЫТЬ» Максима Шахматова, формат удаленной работы успешно применяется в их компании уже на протяжении двух лет. Эксперт называет такой рабочий режим куда более эффективным, чем офисный. В штате их организации — дизайнеры и айти-программисты.

«Проблема в том, что в Челябинске хороших дизайнеров раз-два и обчелся. Таких специалистов не хватает на рынке труда нашего региона. Поэтому мы работаем со всей Россией, а также Украиной, Белоруссией. Удаленка дает возможность нанимать специалистов независимо от региона их проживания, — поясняет Максим Шахматов. — Еще один плюс дистанта — непривязанность к восьмичасовому рабочему дню. Иногда мы проводим совещания даже в час ночи, если того требует проект. В нашем бизнесе это выгодно и удобно».

Впрочем, далеко не всем компаниям в непроизводственной сфере пришелся по вкусу онлайн. Некоторые понесли из-за этого убытки. Об этом рассказала директор некоммерческой организации «Ассоциация инвалидов «Мастера творческих направлений деятельности»» Татьяна Новак. В их НКО работают люди старшего возраста и южноуральцы с ограниченными возможностями здоровья. Обе эти категории не всегда полноценно владеют интернет-технологиями.

«Мы постоянно имеем дело с личностным и эмоциональным контактом. Большинство вопросов могут решаться в нашей организации только совместным мозговым штурмом. Кроме того, удаленное общение с поставщиками услуг оказалось неэффективным. У нас в регионе недостаточно квалифицированных компаний, которые могут выполнить наши заказы, а которые есть — подняли цены на карантине. В итоге мы понесли убытки. Для нашей сферы дистант — усеченный вариант работы. Он неэффективен», — подчеркнула Татьяна Новак.

По ее мнению, лишь компании в сфере услуг, в которых продукт не вручается лично, может эффективно работать на удаленке. Но даже им придется не так уж просто, ведь вместе с массовым переходом на дистант возрастет и конкуренция.

«Сфера услуг глобализируется. Возможность нанимать сотрудников из других городов и сотрудничество с другим компаниями не встречаясь обостряет конкуренцию. Она уже идет не только внутри региона, но и за его пределами», — считает Максим Шахматов.

работа_Шишкоедов_DSC6040_компьютеры.jpg

Чтобы не халтурили

Еще один вопрос, который непременно нужно будет решать компаниям при затянувшемся дистанте, — контроль за эффективностью сотрудников. Где гарантия того, что, работая из дому, менеджер или бухгалтер будут усердно заполнять договоры, а не валяться на диване за просмотром сериалов. Как отмечают эксперты, эффективность сотрудников можно отследить при помощи специальных программ. К примеру, сейчас работодатели активно используют систему учета рабочего времени в «Битрикс24», также в большинстве офисов установлены программы «1С», при помощи которых можно проследить, сколько работы за утро или за день успел сделать сотрудник. За срыв сроков нерадивым работникам, как правило, грозят штрафы.

Еще один способ повышения эффективности работы — уход от системы окладов. По словам Максима Шахматова, в ряде компаний сотрудники работают по контракту и получают свои проценты от заключенных договоров или выполненных контрактов. Тут работает принцип «чем больше сделал, тем выше зарплата», а это отличная мотивация.

При этом работодатели не запрещают сотруднику работать по свободному графику, чередуя режим работы и отдыха на свое усмотрение, лишь бы все обязанности были выполнены хорошо и вовремя.

«К примеру, сотрудник может интенсивно потрудиться с 09:00 до12:00, потом пойти забрать ребенка из школы, сделать с ним уроки и домашние дела или заняться своим хобби, а потом вернуться к работе с 16:00 до 20:00. От этого работа будет только эффективней, а в семье меньше скандалов. Если сфера позволяет сотрудникам выстроить свой режим самостоятельно, то работодатели только пойдут навстречу», — отмечает Наталья Субботина.

Безусловно, при такой системе взаимоотношений есть свои риски. По словам Елены Сытых, иногда сотрудники и работодатели, общаясь удаленно, могут неправильно понять задачи, или недомолвки могут возникнуть с клиентами. Это приведет к тем или иным потерям для компании.

«Есть и психологические риски. Мы жили в рамках индустриального общества, когда был определенный тип отношения к работе. Бывало, что муж с женой и своими детьми виделись реже, чем со своими коллегами, а тут семьи оказались в замкнутом пространстве. Рабочие и домашние обязанности перемешались. В СССР часто говорили, что квартирный вопрос нас всех испортил, на дистанте это фраза стала актуальной вновь. Безусловно, удаленка — это вызов человеку и его образу жизни», — заключила Елена Сытых.



26.11.2020 | 16:15
Бросить якорь. В Миассе решат вопрос о выделении земли под логистический центр Wildberries

Международный онлайн-ретейлер Wildberries намерен построить в Миассе крупный логистический центр за 2,6 млрд рублей . Чтобы не пускать грузовики через центр города, компания рассматривает возможность реконструкции участка М5 и строительства новых дорог.

24.11.2020 | 16:46
Развитие в кризис. Какие точки роста способны спасти бизнес во время пандемии

Коронакризис стал настоящим испытанием для российских предпринимателей. Как заявили участники круглого стола «Точки роста малого и среднего бизнеса в условиях нестабильности», предпосылки экономической напряженности существовали давно, но все случилось внезапно. Ситуацию осложнила пандемия, охватившая весь земной шар.

26.11.2020 | 10:26
В помощь маме. Как на Южном Урале поддерживают женщин с детьми?

Чтобы повысить демографию, южноуральских мам готовы бесплатно обучать востребованным профессиям в удобном формате, выплачивать им стипендии и несколько видов пособий на детей.

25.11.2020 | 11:30
Как мамы на Южном Урале осваивают новые профессии

В течение года более 500 мам с детьми до 7 лет, находящиеся в декрете или в статусе домохозяйки, смогли вновь сесть за парту и пройти бесплатное обучение по востребованным профессиям или повысить квалификацию. Это позволяет им обеспечить свою конкурентоспособность на рынке труда и вновь вернуться к работе.

Новости   
Спецпроекты