По лезвию реестра. Подрядчики жалуются на несправедливые расторжения госконтрактов
Челябинские юристы указывают на участившиеся злоупотребления со стороны заказчиков по госконтрактам. Крупные компании, чтобы сэкономить, намеренно «накручивают» штрафы подрядчикам и угрожают включением в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
«В ходе исполнения контракта была выявлена необходимость исполнения дополнительных обязательных работ, не предусмотренных сметой. Неисполнение вызвано объективными причинами, связанными с изменением объемов и видов работ», — сообщила начальник административно-финансового отдела Челябинского УФАС Наталья Мартынюк.
Сверх сметы
Фирма-подрядчик при обследовании помещения и инженерных систем выявила скрытые и дополнительные работы, не учтенные сметной документацией. ПФР письменно предложил «СУ-33» выполнить эти работы, изменив объем, виды работ и стоимость контракта на 10 % (такая возможность предусмотрена законом о госзакупках). Однако подрядчик не принял этих условий, рассказали в пресс-службе консалтинговой компании «Лигал Эксперт» (представитель «СУ-33»).
Заказчик, ссылаясь на неготовность объекта, смог предоставить к нему доступ лишь через две недели после заключения госконтракта. При этом, по словам руководителя «СУ-33» Ольги Довгань, некоторые из предусмотренных сметой работ невозможно было выполнить качественно: перед наклейкой обоев нужно было снять со стен набел и удалить краску, а для того, чтобы заменить линолеум, подрядчик должен был демонтировать настил из фанеры. «Заказчик нам говорит: раз подписали контракт, давайте делайте, иначе включим вас в РНП и у вас будут проблемы», — рассказала Довгань.
После долгой переписки «СУ-33» предложило расторгнуть контракт по соглашению сторон, но вместо ответа получило от заказчика решение об одностороннем отказе от исполнения госконтракта. Позже стало известно, что заказчик также обратился в Челябинское УФАС с просьбой о включении «СУ-33» в РНП. Но, повторимся, получил отказ.
В региональном управлении ПФР не намерены оспаривать решение УФАС, сообщили в ведомстве.
Фото Олега Каргаполова («Вечерний Челябинск»)
Ресурсы в «ноль»
Такие споры в сфере госзакупок не редкость. По словам ведущего юриста юридической фирмы Intellect Дарьи Скудной, злоупотребления со стороны заказчиков в основном сводятся к ограничению конкуренции или желанию заплатить меньше, чем предусмотрено контрактом, а то и не платить вообще. «В первом случае техзадание обычно «затачивается» под конкретного подрядчика. Во втором в нем намеренно завышается объем работ, чтобы потом предъявить неустойку. Или подрядчик вынужден делать то, что не предусмотрено контрактом, иначе он его не сможет выполнить в целом», — отмечает юрист.
По данным Челябинского УФАС, в 2020 году в управление поступило 440 обращений о включении в РНП, в «черный список» попал 171 хозяйствующий субъект.
Разрыв контракта в одностороннем порядке и включение в РНП нередко приводит к банкротству компании, ведь понесенные затраты ей не компенсируют. По словам руководителя консалтинговой компании «Лигал Эксперт» Ольги Поповой, если компания попала в РНП, то путь в государственные и муниципальные закупки ей закрыт, а это для предпринимателя смерти подобно.
Ольга Попова приводит в пример подрядную компанию с более чем 20-летним опытом успешной работы в рамках госконтрактов. Она заключила контракт с крупным заказчиком, наняла на работу дополнительно 450 человек, взяла в лизинг производственную базу и начала выполнять работы.
«В процессе исполнения контракта возникает необходимость вносить изменения в проектно-сметную документацию, вплоть до того, что через 11 месяцев после начала работ (а контракт был заключен на один год) заказчик полностью отзывает ПСД. Подрядчик за это время израсходовал все ресурсы и сейчас находится в банкротстве. При этом мы оспариваем в суде включение его в РНП, взыскиваем с заказчика денежные средства. Параллельно с этим в отношении подрядчика возбуждено уголовное дело», — рассказала Попова.
Фото Олега Каргаполова («Вечерний Челябинск»)
Подписал — исполняй
Ольга Попова указывает на системную ошибку в законодательстве. По ее мнению, система жестко зарегулирована, налагает определенные обязательства и на заказчика, и на подрядчика, при этом остается очень много подводных камней.
«КоАП содержит порядка 15 статей, посвященных ответственности заказчика за то, что он сделал что-то не так, — добавляет она. — Но давайте представим себе заказчика, который должен предоставить информацию подрядчику, и пусть это будет даже не проектно-сметная документация, а хотя бы технические условия. Где заказчик должен взять эту информацию, если у него нет соответствующих специалистов? В итоге как может, так и составляет. При этом заказчик понимает, что техзадание неправильное, но он вынужден за него держаться, иначе его накажут. В итоге получаем ситуацию двух противоборствующих сторон. Со стороны заказчика идет посыл: подписал контракт — исполняй. Подрядчик в свою очередь изыскивает возможности, чтобы хоть как-то минимизировать убытки».
Однако председатель комитета ЮУТПП по правовой поддержке предпринимательства, председатель коллегии адвокатов Челябинской области «Экономическая» Андрей Коршунов не согласен с мнением о системных недоработках законодательства: «Не готов разделить его ни с точки зрения предпринимательской деятельности, ни как юрист».
«У нас очень любят ругать законы, забывая о том, что, каким бы плохим или хорошим ни казалось законодательство, практика его применения известна. Благо база решений арбитражных судов в круглосуточном доступе для всех желающих. Следовательно, можно оценить риски игры по существующим правилам, — считает он. — Все просто: надо читать условия договора и четко их исполнять».
Андрей Коршунов подтверждает, что в работе по госзаказу иногда возникают подобные проблемы. «Хотя говорить об их массовости я бы не стал, — добавляет он. — Практика по включению в РНП достаточно обширная, но говорить о том, что вся она в пользу госзаказчика, тоже не получается».
Реестр недобросовестных поставщиков — черный список участников закупок, контракты с которыми расторгли в одностороннем порядке или по решению суда, а также предпринимателей, которые уклонились от заключения договоров. Сведения в реестр включаются на два года, в течение которых бизнесмены не могут работать с закупками.
Поделиться