Пока ездит. Что ждет рынок автозапчастей

13 Августа 2022 Автор: Андрей Темников Фото: Вячеслав Шишкоедов (из архива редакции)
Пока ездит. Что ждет рынок автозапчастей


Российская экономика адаптируется к последствиям санкционной агрессии, рынки подстраиваются под меняющиеся условия. Эксперты оценивают ситуацию неоднозначно, так как экономические потрясения не только приводят к потерям, но и стимулируют предпринимателей к освоению освобождающихся ниш.

Одним из перспективных рыночных сегментов, по мнению некоторых экспертов, может быть отрасль автозапчастей, а именно, поставки комплектующих. Соответствующий анализ опубликовала ранее Контрольно-счетная палата (КСП) Челябинской области, где авторы пытаются ответить на вопрос «Автозапчасти — новая нефть?».

Чтобы оценить ситуацию, аудиторы КСП изучили статистику продаж автомобилей, цены и наличие отдельных запчастей, а также мнения экспертов о перспективах этого рынка.

запчасти_DSC1896.jpg

Пора присмотреться?

С марта 2022 года отечественный авторынок столкнулся с мощными потрясениями, следует из анализа. Из-за ухода с отечественного рынка ряда автопроизводителей, закрытия и приостановки работы на сборочных производствах и разрыва логистических цепочек машины оказались в условном дефиците. Покупательная способность населения упала, а дилеры начали сильно завышать цены на имеющиеся автомобили.

По данным аналитического агентства «АвтоСтат», в июле 2022 года в России было продано 35 583 новых легковых автомобиля, что на 75 % меньше, чем за аналогичный период 2021 года (141 456).

Топ-6 самых продаваемых в июле 2022 года легковушек выглядит так:

1. Lada — 10 400 (часть приходится на госсектор)
2. Kia — 4 004
3. Hyundai — 3 397
4. Chery — 2 577
5. Geely — 2 323
6. Haval — 2 155

По некоторым данным, у люксовых брендов объемы продаж сократились на 85-95 %.

«Означает ли это, что скоро все пересядут на китайские и корейские авто? Возможно, но отечественным автопроизводителям оказываются меры государственной поддержки, да и сам рынок регулирует (наши авто все-таки дешевле). Поэтому мы не исключаем, что объемы производства и продаж «жигулей», «газелей» и «уазиков» будут тоже расти», — говорится в исследовании.

При этом интерес населения заметно сместился в сторону вторичного рынка. В КСП считают, что к концу 2022 года произойдет «значительное наполнение» рынка подержанными автомобилями, а в роли основного продавца будут выступать автосалоны — бывшие дилеры.

запчасти_Шишкоедов_1_DSC1320-(17).jpg

Итак, можно ли поставить знак равенства между автозапчастями и понятием «новая нефть»?

Сейчас модель поведения автолюбителя «хочу другую, потому что эта надоела или пора бы обновиться» сменилась на «буду ездить, пока ездит», следовательно, понадобится больше запчастей. В КСП считают, что проблем с этим не должно возникнуть по следующим причинам:

— параллельный импорт из стран ближнего зарубежья: в приказ Минпромторга № 1532 включены запасные части к немецким, японским, английским, американским и итальянским маркам автомобилей, только в нем они поименованы как изделия из черных и цветных металлов, пластмассы, резины и стекла под определенными брендами;

— импорт аналоговых запчастей из Азии и Китая полностью открыт, незначительные трудности могут возникать из-за перегруженной логистики и проблем с маршрутами платежей.

«Можно сделать вывод, что для поставщиков запчастей и автосервисов наступает золотое время. И если вы в ближайшем будущем задумывались об открытии своего дела, но никак не решались, то, может, именно сейчас стоит присмотреться к рынку автозапчастей (поискать выгодный и работающий канал поставки)», — резюмируют аналитики КСП.

запчасти_Шишкоедов_DSC1320-(9).jpg

Проблема с мозгами

Автоэксперт Алексей Бруй не столь оптимистичен в своих прогнозах. По его словам, проблемы в автомобильной отрасли, как и во многих других, начались не в феврале этого года, а несколько лет назад, на фоне ковидной истерики.

«Именно тогда были разорваны основные технологические цепочки, возник дефицит и пошел рост цен, — говорит он. — Вспомните, отложенный спрос сформировался очень серьезный. И да, спецоперация усугубила эти проблемы».

Алексей Бруй предсказывает неизбежный крен в сторону китайских брендов, при этом Южная Корея со своей не очень понятной позицией по введению санкций в отношении России пока под вопросом. «Сейчас серьезно растут поставки автомобилей из Японии, Владивосток получил «вторую жизнь». Раньше поставки с Японии падали», — отмечает он.

Что касается запчастей, то можно ожидать увеличения спроса на китайские изделия, остальное привезут через третьи страны, считает собеседник «ЮП». При этом усложнение логистики скажется на конечной стоимости. «Но надо учитывать, что цены на запчасти взлетели еще весной, причем даже на то, что производится у нас. Раза в два. И даже для «Лады». Так что более высоких цен, чем сейчас, я не ожидаю».

запчасти_DSC1891.jpg

«Мозги», то есть электроника, — вот самая главная проблема сегодня, указывает эксперт. «Тоже, скорее всего, пойдет замена на Китай, они давно уже делают сами и АБС, и контроллеры. Но это дело не пяти минут, нужно время. Часть электроники предложит Турция, эти найдут как продать», — говорит Алексей Бруй.

Авторынок будет лихорадить как минимум еще несколько лет, считает он. Сейчас продавцы устанавливают цены кто во что горазд, причем и на первичном, и на вторичном рынках. И пока кривые спроса и предложения ищут точку пересечения.

«Автодилерам пришлось несладко. Там огромные вложения, причем долгосрочные. Насколько я понимаю, некоторые бренды просто «кинули» своих дилеров. Им надо будет искать свои ниши, новых поставщиков», — добавляет эксперт.

Алексей Бруй согласен с тем, что нынешняя ситуация — это время возможностей, однако выйти на авторынок будет сложно: «Случайных людей в этом бизнесе нет. Это непростой рынок со всех точек зрения. И конкурировать с ребятами, которые всю жизнь работают на этом поле, весьма рискованно».

Поделиться

27.09.2022 | 09:18
Господдержка бизнеса в Челябинской области составит порядка 4,5 млрд рублей

Об этом сообщил губернатор Алексей Текслер на форуме «Бизнес Урала-2022». По его словам, господдержка позволяет предоставлять льготные займы, компенсировать проценты по банковским кредитам, выдавать гранты для предприятий, в том числе на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

14.09.2022 | 13:01
Игорь Фетисов: «За нами постоянно подсматривают»

Сентябрь на Южном Урале оказался весьма насыщенным в плане событий, касающихся сферы информационных технологий (IT). На развитие связи в отдаленных селах и деревнях региона дополнительно выделено 8 млн рублей, под эгидой областного минцифры проводится конкурс «Лучший IT-проект», а в конце месяца в Челябинске пройдет Всероссийский форум «Информационное общество».

Вчера | 16:31
Южноуральские бизнесмены реструктурировали кредиты на 17,5 млрд рублей

Претендовать на послабления могут предприниматели из пострадавших отраслей.

Вчера | 15:14
Южноуральскому бизнесу компенсируют затраты на научную работу

Депутаты Законодательного Собрания Челябинской области одобрили изменения в закон о применении налогового инвестиционного вычета.

Новости   
Спецпроекты