Как бизнесу превратить в активы интеллектуальную собственность
Эксперт рассказал, какую пользу принесет компаниям регистрация товарного знака, патенты и оформленные ноу-хау.
«Недавно мы с предпринимателями из Челябинского областного отделения «Опора России» разбирали, как объекты интеллектуальной собственности отражаются в бухгалтерском учете. Это только один из нюансов темы интеллектуальной собственности компании. Интерес к теме растет стремительно», — отметил эксперт.
По словам Андрея Коршунова, для нашей страны тема интеллектуальной собственности весьма перспективна.
«Исторически корни понятия интеллектуальной собственности уходят в Европу, во времена, когда, зародилось книгопечатание. Нужно было придумать, как защищать автора, — говорит юрист. — Хотя известно, что первые товарные знаки появились еще до нашей эры. При археологических раскопках в домах зажиточных семей находили глиняные горшки с клеймами определенных мастеров, а в жилищах обычных семей — всех подряд. Значит, уже тогда были свои бренды».
Если взять новейшую историю, то тема изобретений и их патентования была популярна в нашей стране в советское время.
Объекты интеллектуальной собственности можно отразить на балансе предприятия, превратить их в активы, соответственно учесть затраты на их разработку. Увеличение стоимости активов компании влияет, например, на возможность получения кредита.
Конечно, получить кредит под залог только объекта интеллектуальной собственности пока очень непросто. Однако практика показывает, что под такого рода активы реально привлечь до 10 процентов кредита. Для бизнеса это значительная доля.
«Зарегистрировать товарный знак стоит плюс-минус 30-50 тысяч рублей, а в кредитной линии эти 10 процентов могут вылиться в 5-10 млн рублей. В моей практике был случай, когда предприниматель получал льготное финансирование, и в его активах учли товарный знак. Под залог товарного знака он получил плюсом 5 млн рублей, потратив на регистрацию товарного знака около 30 тысяч», — приводит цифры адвокат.
Объекты интеллектуальной собственности уже стали оценивать в бюджетных программах финансирования бизнеса.
«В Москве запущен пилотный проект — льготное финансирование предпринимателей под залог объектов интеллектуальной собственности, — продолжает Андрей Коршунов. — Это первая ласточка в том, чтобы решить проблему, когда бизнес страдает от недостатка финансирования, а банки — от того, что им нечего взять в залог. Будем анализировать, как проект реализуется в Москве, и посмотрим, не предложить ли нам что-нибудь подобное для Челябинской области».
По мнению эксперта, южноуральским предприятиям есть что регистрировать и использовать в качестве такого актива.
Есть еще такое понятие, как промышленный образец: это защита внешнего вида товара. Можно получить патент на промобразец и использовать его как актив.
«Я уже не говорю про такие вещи, как ноу-хау, то есть секреты производства, — рассуждает наш собеседник. — Пожалуй, самый известный пример ноу-хау — рецепт кока-колы. Если бы 200 лет назад производители получили на него патент, то через какое-то время все бы смогли им воспользоваться. Но американские предприниматели пошли по другому пути: защитили рецепт газировки как ноу-хау и товарным знаком».
В теме использования интеллектуальной собственности преуспели также японцы. В послевоенное время в Японии были большие проблемы с капитализацией предприятий. Тогда жители Страны восходящего солнца стали регистрировать изобретения и товарные знаки, отыскивая их по всему миру.
Наша страна, имея богатые традиции в изобретательском деле, продолжает двигаться по пути эффективного и юридически верного использования интеллектуальной собственности. У российских и челябинских предпринимателей и юристов эта тема очень актуальна.
Поделиться