Удержать инвестора. На какие льготы смогут рассчитывать резиденты
Алексей Текслер предложил доработать законопроект об ограничении льгот для инвесторов особых экономических зон.
Губернатор высказал ряд предложений по усовершенствованию законопроекта Минфина РФ как руководитель комиссии Госсовета РФ «Экономика и финансы». Документ был представлен на заседании комиссии, которое состоялось недавно в Челябинске.
Проект закона призван оптимизировать предоставление налоговых преференций в особых экономических зонах (ОЭЗ) и территориях опережающего развития (ТОР). Предлагается ограничить льготы объемом капиталовложений и расходами на НИОКР и технологические работы потенциальных резидентов. По словам статс-секретаря, замминистра финансов РФ Алексея Сазанова, правительству нужно установить перечень показателей, и если они не выполняются, то компания должна перестать получать льготы. «Это дополнительный стимул выполнять обязательства, которые компании берут на себя, пользуясь тем или иным режимом», — отметил он.
Фото предоставлено пресс-службой правительства Челябинской области
По мнению Алексея Текслера, дополнительные ограничения преференциальных режимов могут подтолкнуть инвесторов к выбору других территорий. Губернатор предлагает предоставить регионам возможность самостоятельно принимать решения по принципу «двух ключей». «Все участники процесса готовы обсуждать показатели эффективности, но их единая рамка по стране может привести к снижению инвестиционной привлекательности регионов. Слишком разные условия, обстоятельства и задачи в разных территориях», — сказал он.
В Челябинской области создано пять ТОР: «Бакал», «Верхний Уфалей», «Миасс», «Озерск» и «Снежинск». Также в регионе организована работа по формированию особой экономической зоны в Красноармейском районе, где планируется создание кластера чистых, высокотехнологичных, роботизированных производств.
Какую роль ОЭЗ и ТОР играют в развитии регионов? Насколько этот инструмент поддержки инвестиций важен для Челябинской области? Как озвученные Алексеем Текслером предложения отразятся на применении преференциальных налоговых режимов в регионах? Своими мнениями поделились члены «Экспертного клуба Челябинской области».
Глава комитета Законодательного Собрания Челябинской области по экономической политике и предпринимательству Евгений Илле поддерживает позицию главы региона относительно необходимости доработки законопроекта.
По его словам, механизмы ТОР и ОЭЗ были созданы именно для стимулирования развития территорий с низким уровнем социально-экономического развития, а также развития геополитически значимых территорий, господдержки приоритетных отраслей регионального развития. Именно для достижения указанных целей совокупность получаемых резидентами льгот в рамках преференциальных режимов повышает доходность инвестпроектов на долгосрочную перспективу, мотивируя бизнес к вложениям на значимых для государства территориях и направлениях.
«Предлагаемые же изменения несут риски повышения избыточной административной нагрузки на бизнес, уменьшают налогооблагаемую базу, устанавливают новые обязанности для резидентов, словом, ухудшают их положение как налогоплательщиков. И, соответственно, могут негативно сказаться на уровне заинтересованности потенциальных и действующих инвесторов в использовании преференциальных режимов. Что, в свою очередь, затруднит использование их потенциала для целей регионального развития, а также создаст дополнительные риски миграции российского бизнеса в преференциальные режимы других стран», — отметил он.
По мнению замдиректора по научной работе уральского филиала Финансового университета при правительстве РФ Эльвины Валеевой, само по себе периодическое, так называемое донастраивание или докручивание системных решений в сфере развития ОЭЗ и ТОР говорит о необходимости постоянной актуализации процесса в контексте новых вызовов и угроз.
«Но, безусловно, для полной оценки их эффективности как инструмента устойчивого развития регионов нужен анализ в чуть более длительной динамике, — добавляет она. — Алексей Текслер не впервые становится инициатором изменений, касающихся налоговой политики или развития российской экономики в целом и получающих поддержку как в самом Госсовете, так и в губернаторском пуле. Озвученный Алексеем Текслером принцип «двух ключей» подразумевает разделение управленческих функций и принятие решений со стороны регионов, что может повысить их активность и шире использовать возможности учета собственной специфики и выбора приоритетов развития».
По словам директора института экономики отраслей, бизнеса и администрирования ЧелГУ Юнера Капкаева, модный термин «донастройка» необходимо использовать с осторожностью: любая нестабильность в налоговой системе отпугивает больше бизнеса, чем привлекает инвесторов. «Если изменения направлены на более справедливые и конкурентные условия, то это желательная реформа, — добавляет он. — Если у бюджета есть ограничения, то правильнее не обещать бизнесу преференции, а не отбирать их по ходу работы».
Поделиться