На Южном Урале сохраняется острый дефицит рабочих кадров

Кадровый кризис коснулся всех сфер экономики, множество предприятий испытывают нехватку специалистов необходимой квалификации, особенно инженерно-технических работников.
-
Челябинские эксперты обсудили участие «Ростеха» в решении кадровой проблемы
-
Кого ищут южноуральские работодатели и на какую зарплату
По данным регионального главка по труду и занятости населения на 19 мая, на учете в Челябинской области состоит 6 773 безработных, им предлагается 32 511 вакансий. При этом уровень общей безработицы в регионе составляет 0,36 %, что является рекордно низким показателем.
Эксперты отмечают ряд причин возникновения кризиса кадров на рынке труда. Это и демографические тенденции, и отток мигрантов, и падение престижа рабочих профессий, и неграмотно выстроенная система подготовки специалистов. В итоге современный рынок труда переполнен юристами, бухгалтерами и экономистами, а к станку поставить некого. Особенно остро нехватка сотрудников ощущается на промышленных предприятиях.
Ситуацию на региональном рынке труда обсудили члены «Экспертного клуба» Челябинской области.

Фото Людмилы Ковалевой, из архива редакции
Дефицит кадров стал настоящим вызовом для страны, поэтому внимание к кадровой политике — один из приоритетов управления Челябинской областью под руководством губернатора Алексея Текслера, говорит советник председателя Общественной палаты Челябинской области Эльвина Валеева.
«Совет по кадровой политике, участие региона в нацпроектах, автоматизация системы прогнозирования потребности в кадрах по отраслям, строительство межуниверситетского кампуса, амбициозные проекты развития промышленности и строительства жилья — это лишь часть кадровой политики, реализуемой в регионе в противовес изменчивым внешним условиям. Отчасти комплекс данных мер позволяет стабилизировать кадровую ситуацию: общий уровень безработицы в регионе — 0,38% (к примеру, в соседнем Башкортостане — 0,4%). Но для изменения баланса на рынке труда нужен и системный подход, и экономические регуляторы, и новая стратегия смыслов, популяризирующих труд как ценность, а работу на производстве — как служение своей стране».

Фото Людмилы Ковалевой, из архива редакции

«Но как найти волну подрастающего поколения — сложный вопрос, — добавляет он. — К сожалению, возможности подготовки инженерных кадров в значительной степени зависят от школы. Увлечь естественно-научными предметами могут мотивированные и талантливые учителя, а административная нагрузка и уровень оплаты труда не способствуют притоку молодежи или опытных стажистов в образование. Кроме того, дети в школьном возрасте не могут правильно профориентироваться, а школы разделяют их на профильные классы очень рано. Возможно, необходимо изменить подход к технологическому образованию в вузах, где можно универсализировать инженерную подготовку, не разделяя на математиков, физиков и химиков, а формируя универсальные естественно-научные компетенции. Такой подход расширит карьерные возможности будущих специалистов и вынудит вузы выбрать наиболее востребованные знания и навыки».

«Это, видимо, связано с низким уровнем образования и человеческой жадностью, которые влияют на управление, — говорит он. — Необходимо кардинально изменить социальный пакет для трудящихся на предприятиях и сделать рабочие специальности более привлекательными. Карьерный рост, доступ к санаториям и базам отдыха, а также доступное жилье для работников — вот ключевые факторы для улучшения ситуации в этой области».

Фото Людмилы Ковалевой, из архива редакции

«Что и требовалось доказать. Мы воспитали поколение, которое при трудоустройстве спрашивает: «Сколько я буду получать?» Наше поколение задавало этот вопрос по-другому: «Сколько я смогу зарабатывать?» Молодые кадры хотят получать все и сразу. Компании готовы платить адекватную зарплату только за профессионализм, который нарабатывается годами. И за работоспособность», — указывает он.

Фото Юлии Боровиковой («Вечерний Челябинск»)
По его мнению, еще лет 20 назад нужно было анализировать рынок вакансий и начинать думать о реальных потребностях в кадрах.
«Газовики и нефтяники уже давно подбирают кадры в университетах с первого курса и оплачивают учебу. Слава богу, на днях Госдума будет наводить законодательный порядок в платном обучении, чтобы вузы не обогащались ради обогащения, а реагировали только на потребности рынка труда», — говорит он.
В будущем мы будем перемещаться по стране вслед за предложениями рынка труда с высокооплачиваемыми вакансиями, считает Павел Большаков.
«И будем постоянно переучиваться ради адекватных потребностей. И пора бы уже повернуться в сторону Китая и азиатского региона, где нужны кадры из России для эффективной совместной работы азиатской и отечественной экономики и промышленности, для культурных, образовательных и гуманитарных связей», — резюмирует эксперт.
Поделиться