Диалог общества и власти в бюджетном пространстве

30 Октября 2008

Общественная палата Челябинской области сделала заключение об участии гражданского общества в подготовке проекта закона Челябинской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

Общественная палата Челябинской области сделала заключение об участии гражданского общества в подготовке проекта закона Челябинской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

Гражданский вклад — около двух миллиардов рублей

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев на недавней сентябрьской встрече с представителями общественных организаций особо подчеркнул свои пожелания по формированию бюджета всех уровней: «инвестировать деньги в таланты и способности людей, в их интеллект и творческую энергию… Гражданская инициатива всегда являлась и является источником экономического роста, подъема гуманитарной и социальной сфер, повышения качества госуправления. В жизнь необходимо запускать именно те проекты, которые оказывают влияние на человека, на уровень и качество его жизни, на развитие его как личности».

Общественная палата Российской Федерации, палаты субъектов Федерации, созданные три года назад, вырабатывают механизм взаимодействия общества и власти. Деятельность Общественной палаты Челябинской области, ее положительный опыт отмечены Администрацией Президента России и Общественной палатой Российской Федерации.
В Челябинской области число неправительственных организаций увеличилось в последние два года более чем в два раза: около пяти тысяч общественных организаций объединяют, по самым заниженным подсчетам, более 90 тысяч граждан, проживающих в Челябинской области. Огромная созидательная сила. Они занимаются благотворительностью, экологическими и образовательными программами, социальной и правовой поддержкой ветеранов, молодежи, укреплением семьи и детства и т.п.

Только по подтвержденным источникам, за последние два года общественные организации совместно с бизнесом выполнили дополнительно к бюджету общественно значимых работ на сумму 1 миллиард 880 миллионов рублей. В них материализовалась гражданская инициатива общественных организаций Южного Урала, их умение масштабно мыслить, работать, добиваться поставленных целей. И что особенно ценно, вовремя приходить на помощь ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, детям из неблагополучных семей, оставшимся без попечения родителей, и другим категориям населения.

Поэтому Общественная палата рассматривает формирование бюджета прежде всего с точки зрения эффективности его использования для активизации деятельности органов местного самоуправления, институтов гражданского общества. Каждый рубль, вложенный на указанные цели, окупается социальной активностью граждан, при этом общественно полезная работа гражданского общества в несколько раз превышает затраты бюджета, направленные на развитие гражданского общества.

Публичные слушания год от года отражают динамику развития взаимодействия общества и власти. И публичные слушания 2008 года стали тем механизмом, который раскрыл новые формы и методы этого диалога. Общественная палата вовлекает в этот процесс население области. Сами представители Общественной палаты являются членами коллегий органов исполнительной власти Челябинской области, принимают активное участие в обсуждении во-просов, связанных с формированием бюджетного послания, открыто и гласно.

Эффективности такой работы способствует и то, что Общественная палата регулярно получает информацию по вопросам формирования и исполнения бюджета от Правительства, Законодательного Собрания Челябинской области, Министерства финансов области. Взаимообмен информацией стал нормой. Эта работа ведется постоянно со всеми подразделениями правительства области, комитетами, комиссиями, рабочими группами Законодательного Собрания.
Все предложения граждан палата систематизирует в структурные части формирования и исполнения бюджета. По каждому направлению прошли обсуждения в министерстве финансов. Например, за последние полгода в министерстве финансов обсуждалось 17 конкретных предложений Общественной палаты, сформированных на основании пожеланий гражданского общества. По 16 предложениям получены положительные оценки. Вопросы, поднимаемые Общественной палатой по формированию бюджета, обсуждались на коллегии министерства финансов области и рабочих совещаниях, проводимых с участием министра финансов области В.Г. Голубцовой.

Как правило, предложения Общественной палаты принимаются и исполняются. Палата оценивает качество формирования и исполнения областного бюджета, проводит общественные экспертизы законопроектов и программ, вырабатывает рекомендации органам власти и принимает активное участие во многих областных и территориальных мероприятиях.

Законодательным Собранием области совместно с Общественной палатой проведена немалая работа по созданию такого важного инструмента, как организация публичных обсуждений формирования и исполнения областного бюджета с привлечением общественных объединений, координация их усилий и оптимизация их действий.

Нелегкие пути к финансовому благополучию

При разработке и исполнении бюджета области особое значение имело определение точек роста на уровне муниципальных образований.
На протяжении последних лет очень часто поднимается вопрос о необходимости организации прямого взаимодействия между областным бюджетом и бюджетами поселений. Однако этому препятствует еще целый ряд объективных причин.
1. Поселения испытывают острый недостаток в квалифицированных кадрах, способных вести работу по формированию и исполнению местного бюджета в полном объеме. (В 2008 году 37 процентов поселений самостоятельно осуществляют бюджетный процесс.) Поэтому на стадии становления бюджетов поселений, чтобы избежать массовых нарушений бюджетного и налогового законодательства, очень важна роль муниципальных районов.

2. Муниципальный район, как более приближенный к населению и поселениям уровень власти, обладает более полной и достоверной информацией о нуждах поселений. Соответственно, он более оперативно может оказывать содействие в решении проблем поселения. На уровне области физически невозможно быть в курсе проблем 273 поселений.
3. Организация финансовой работы с поселениями напрямую требует значительного увеличения штатной численности государственных служащих, как в министерстве финансов, так и в других органах государственной власти области. А это противоречит курсу руководства области на недопущение роста численности государственных служащих.
Внедрение системы «область — поселения» должно гарантировать каждому поселению возможность прямого финансового взаимодействия с органами государственной власти области. Поэтому до тех пор, пока не будут решены вышеназванные проблемы, переход к прямым финансовым взаимоотношениям с поселениями может привести к дестабилизации финансовой ситуации, росту нарушений бюджетного и налогового законодательства и в конечном счете к ухудшению качества жизни людей.

Надо иметь в виду, что реформа местного самоуправления — это не гарантия быстрого наступления финансового благополучия, а создание условий для того, чтобы финансовое благополучие находилось в прямой зависимости от усилий самих органов мест-ного самоуправления. Не случайно в выпущенных Министерством финансов Российской Федерации рекомендациях по обеспечению сбалансированности местных бюджетов первоочередное внимание уделено организации работы органов местного самоуправления по мобилизации доходов бюджетов. Именно в работе над собственной доходной базой заключается основа для обеспечения устойчивого исполнения местного бюджета, его сбалансированности. При этом Министерство финансов Челябинской области отдает себе отчет, что не в каждом поселении существующий уровень социально-экономического развития позволяет говорить о возможности создания собственной доходной базы в среднесрочной перспективе. В этой связи постоянно прорабатывается вопрос о возможном объединении поселений по принципу присоединения «слабого» поселения к «сильному», имеющему необходимую налоговую базу. В 2008 году объединены два поселения Верхнеуральского муниципального района.
По линии Министерства финансов Челябинской области принимаются все усилия, необходимые для того, чтобы органы местного самоуправления поселений могли самостоятельно осуществлять бюджетный процесс в полном соответствии с законодательством. Ежегодно проводятся курсы повышения квалификации для муниципальных финансистов, организуются обучающие семинары, направляются методические рекомендации по актуальным вопросам формирования и исполнения местных бюджетов, оказывалась и продолжает оказываться помощь в формировании необходимой на муниципальном уровне нормативно-правовой базы. В областном бюджете на 2008 год предусмотрены субсидии для организации бюджетного процесса в поселениях. В 2009 году практика их предоставления будет продолжена.

Однако местное самоуправление — это не привилегия поселений. Органы местного самоуправления муниципального района являются точно такими же представителями муниципальной власти, как и органы местного самоуправления поселений. Учитывая, что к ведению муниципальных районов отнесены такие финансово емкие полномочия, как организация оказания медицинской помощи, дошкольное образование, обеспечение охраны общественного порядка и другие, предусматривается адекватное, сложившееся по итогам прошедших лет, увеличение доли бюджетов поселений в консолидированных бюджетах муниципальных районов.

Залогом успешной реализации 131-го федерального закона является организация конструктивного взаимодействия между муниципальными районами и поселениями. Учитывая приближенность муниципального района к поселениям, вопрос о передаче дополнительных налогов в бюджеты поселений должен, прежде всего, решаться на районном уровне.

О разграничении доходов

Общественная палата Челябинской области постоянно принимает участие в обсуждении вопроса «О разграничении доходов в Челябинской области».
Дополнительно к налоговым доходам местных бюджетов, которые закреплены за ними федеральным законодательством, область по собственной инициативе на постоянной основе передает им также часть своих доходов.
С 2009 года в целях равномерного распределения доходных источников между муниципальными образованиями на местный уровень передаются другие доходные источники. На постоянной основе за местными бюджетами закрепляются в виде единых нормативов отчислений: транспортный налог по нормативу 50 процентов, налог на добычу полезных ископаемых по нормативу 50 процентов и единый сельскохозяйственный налог по нормативу 30 процентов (100 процентов от суммы единого сельскохозяйственного налога, поступающей в областной бюджет).

В отличие от налога на прибыль все передаваемые источники наиболее равномерно распределены по территории области, а органы местного самоуправления в состоянии эффективно влиять на их налоговую базу. Это сделано для того, чтобы органы местного самоуправления видели результаты своего труда по развитию экономики, малого бизнеса в муниципальном образовании, могли на долгосрочной основе просчитывать свои финансовые возможности и, соответственно, формировать программы социально-экономического развития.

У нас в Челябинской области в виде межбюджетных трансфертов местным бюджетам в 2009 году планируется направить 42 миллиарда 337,4 миллиона рублей с приростом к плану 2008 года на 18 процентов.
В связи с изменениями методик распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности впервые проектом бюджета для городов Челябинска и Магнитогорска установлен дополнительный дифференцированный норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц, а также определен размер дотации из областного фонда поддержки поселений.

Общий объем средств, дополнительно направляемых указанным территориям, составит в 2009 году около 2 миллиардов рублей.
Предусмотрено увеличение объема средств на поддержку поселений.
В 2009 году общий объем финансовых ресурсов, выделяемых из областного бюджета на эти цели, увеличится на 87 процентов и составит 429,7 миллиона рублей.
Помимо этого, в областном бюджете предусмотрены средства на развитие поселений.
Правительство области уже в 2007 году начало координировать работу так, чтобы муниципальные бюджеты начали претворяться для обеспечения эффективной и последовательной реализации Стратегии развития области.

Планируется социальный оптимизм

Общественная палата включилась в реализацию реформы местного самоуправления. Отрабатывается взаимодействие с общественными объединениями в городах и районах, оказывается информационная и методическая помощь. Формы взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и общественности условно мы разделили на две группы — экономические и неэкономические формы. Основными неэкономическими формами в области являются общественные советы, обмен информацией, оказание образовательной и методической помощи. Основными экономическими формами взаимодействия выступают: совместная реализация социальных программ, формирование и размещение социального заказа, гранты (субсидии), имущественная поддержка негосударственных некоммерческих организаций.

Как положительный фактор следует отметить, что в 75 процентах территорий области созданы и работают общественные (координационные) советы. Они способствуют решению ряда задач для развития диалога между местной властью и общественностью. Важнейшая из них — создание условий для участия общественности в выработке, принятии и реализации решений.

Информационная поддержка со стороны органов местного самоуправления имеет место практически в каждой второй территории области. Мотивом для сотрудничества является и недостаточная информированность населения о деятельности органов местного самоуправления и некоммерческих общественных организаций.
Общественная палата на деле способствует развитию действительно гражданского общества. Успех ее деятельности во многом зависит, с одной стороны, от степени баланса между развитием и организационным оформлением гражданских инициатив населения и, с другой стороны, соблюдением интересов тех властных институтов, с которыми на местах приходится взаимодействовать Общественной палате.

Палата постоянно информирует широкие слои населения о деятельности общественных сообществ. Тем более, что активисты некоммерческих организаций заслуживают внимания и поощрения. Деятельность активистов-общественников является проявлением милосердия, человеколюбия, потребностью оказывать ту или иную помощь гражданам, нуждающимся в социальной поддержке. Это активисты женского движения Л.А. По-пова, Н.Б. Княжук, В.В. Кондратьева, Р.Л. Непомнящая, З.Ф. Те-рентьева, Л.Ф. Родионова, Н.А. Гусева; многочисленные активисты, пришедшие на помощь детям: Н.Н. Батист, Т.А. Свистунова, Н.Н. Рыкова, Г.И. Баландина, Л.Г. Кузнецова, Л.М. Комелькова; энтузиасты малого бизнеса Л.М. Конарева, В.Н. Соколова; защитники детей и женщин, открыто заявивших о предупреждении и пресечении насилия в семье: Н.А. Баскова, Н.Н. Коваль, Л.С. Ва-сильева, Т.Е. Кипнис; экологического движения, окружающей среды и здоровья: Л.А. Дулькин, А.М. Дюкарева, Н.П. Гущина, С.А. Стадников, В.С. Зыбалов, В.Б. Шаров, В.Ф. Ожогина, Л.Я. Полонская, М.А. Головкина; представители област- ной Общественной палаты А.П. Сурков, В.А. Владимирцев, Е.Б. Алексеев, Э.Г. Волкова, М.В. Шеметова, С.Г. Зырянов, С.Б. Синецкий, М.Я. Соболь, Л.В. Коржова и многие-многие другие.

Дальнейшее развитие институтов гражданского общества будет зависеть от раскрытия их общественного потенциала и укрепления диалога гражданского общества с государством.
Для улучшения качества и оперативности этой работы в настоящее время имеется радиорелейная автоматическая связь для рассылки информаций. Благодаря этому новшеству мы имеем возможность получать и снабжать членов палаты полезной информацией, обмениваться мнениями и т.д. Осваивается новая техника для видеофильмов и печатания методической литературы. Есть еще резервы.

По инициативе Президента Российской Федерации, при участии Общественной палаты РФ ежегодно проводится конкурс проектов и оказывается финансовая поддержка общественным инициативам. В Челябинской области пока отсутствует подобная система предоставления областных грантов. Требования времени диктуют необходимость создания на уровне области системы государственной поддержки некоммерческих организаций и общественных инициатив.

Сейчас перед Общественной палатой стоит серьезная задача — создавать механизмы, которые позволили бы гражданам самим участвовать в принятии решений на местном уровне. И новая роль государства, и новое предназначение общественных палат сегодня заключается не в том, чтобы решать и думать за людей. А прежде всего — в формировании условий, в которых граждане сами смогут принимать эффективные меры для улучшения собственной жизни. Гражданское общество должно более заинтересованно участвовать в стратегических разработках органов местного самоуправления и региональной стратегии, реализации национальных проектов и социально-экономических реформ. Словом, в повышении качества жизни сограждан.
В народе говорят, без единства ни в одном деле толку нет. Только сообща, только доверяя друг другу, только реализуя энергию сил, можно добиться поставленной цели. Это вовсе не означает, что гражданские институты должны идти след в след с властью. Наоборот, у представителей гражданского общества может и должна быть своя точка зрения на современные процессы, происходящие в России. Эта позиция может отличаться от официальной. Важно другое. Все мы: и общественные организации, и органы власти, и граждане страны — должны смотреть в одном направлении. Всех нас должен объединять социальный оптимизм. Это верный и надежный компас. Он никого никогда не подводил. Вячеслав Скворцов, председатель Общественной палаты Челябинской области.

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты