Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

На Южном Урале проверят эффективность местных властей

25 Ноября 2008

Южный Урал отнесен к числу благополучных регионов по проведению муниципальной реформы. Руководитель аппарата правительства Челябинской области Николай Рязанов выступил с докладом на эту тему.

Южный Урал отнесен к числу благополучных регионов по проведению муниципальной реформы. Руководитель аппарата правительства Челябинской области Николай Рязанов выступил с докладом на эту тему.

- Меньше двух месяцев остается до вступления в силу в полном объеме Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Проводимый правительством Челябинской области мониторинг показывает, что по итогам 10 месяцев 2008 года муниципальные образования Челябинской области уверенно реализуют реформу местного самоуправления. По результатам анализа, проведенного Центром политической конъюнктуры по заказу Общественной палаты Российской Федерации, Челябинская область отнесена к числу благополучных субъектов по проведению муниципальной реформы.

По итогам реализации реформы местного самоуправления в течение переходного периода следует отметить устойчивую тенденцию, связанную с расширением самостоятельности поселений в решении вопросов местного значения: 20 поселений в Челябинской области самостоятельно решают уже весь объем вопросов местного значения, 117 поселений области самостоятельно осуществляют бюджетный процесс, еще 67 поселений планируют самостоятельное осуществление бюджетного процесса с 2009 года. Правительство области поддерживает стратегический курс на расширение самостоятельности поселений в решении вопросов местного значения. Возможное установление федеральным законом минимального перечня полномочий, исполняемых поселениями, будет способствовать расширению самостоятельности поселений.

Помимо полномочий по решению вопросов местного значения органы местного самоуправления Челябинской области наделены государственными полномочиями. Финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется в соответствии с законодательством (целевая субвенция на реализацию указанных полномочий). Исполнением переданных органам местного самоуправления государственных полномочий занимаются 3147 муниципальных служащих. Органы исполнительной власти осуществляют контроль за реализацией переданных муниципалитетам государственных полномочий.

В целях развития потенциала муниципальных образований под руководством губернатора Челябинской области П.И. Сумина приняты и реализуются программы развития инфраструктуры муниципальных образований. Утверждены стратегические планы развития муниципальных образований до 2020 года. Приоритетным направлением социально-экономического развития Челябинской области является газификация населенных пунктов. В год в области потребляется свыше 16,0 миллиарда кубических метров газа, в эксплуатации находится 9,5 тысячи километров сетей газораспределения. Реализуется масштабная программа строительства муниципальных дорог с объемом финансирования 1,0 миллиарда рублей. Сельские школы и профтехучилища Челябинской области в рамках программы «Школьный автобус» за последние годы получили современный, оборудованный для перевозки детей транспорт. Приобретен общественный пассажирский транспорт для муниципальных образований. Разрабатывается областная целевая программа «Чистая вода», которая позволит значительно улучшить качество питьевой воды во всех населенных пунктах области. Первоочередными задачами этой программы являются модернизация систем водоснабжения и водоотведения, поиск новых источников питьевой воды, более качественная очистка сточных вод и канализационных стоков. Челябинская область, первая подавшая в Министерство регионального развития Российской Федерации заявку, получила 1 миллиард рублей на поддержку жилого фонда из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ. Фактически речь идет о 2 миллиардах рублей, так как, кроме упомянутого 1 миллиарда рублей, 550 миллионов выделяет Челябинская область, 300 миллионов — муниципальные образования, остальное — средства граждан. И это только первая очередь. Общий объем заявляемых средств на 2009 год составит не менее 1482 миллионов рублей, в том числе средств Фонда — 876,3 миллиона рублей, но требования при подаче заявки на 2009 год стали жестче.

Для того чтобы придать импульс развитию местного самоуправления, предоставив муниципальным образованиям необходимый для этого инструмент, правительство области предложило как вариант объединение сельских поселений. В 2007 году объединились Спасское и Бабарыкинское сельские поселения Верхнеуральского муниципального района, в результате чего количество сельских поселений в Челябинской области уменьшилось с 247 до 246. Вновь образованному Спасскому сельскому поселению губернатором области выделено 100 миллионов рублей на ремонт дорог и поддержку ЖКХ. 100 миллионов рублей заложены в областном бюджете на объединение поселений на 2009 год, работа по объединению поселений будет продолжена. Интересные предложения по объединению сельских поселений поступили из Карталинского муниципального района: глава района и главы поселений понимают необходимость объединения и будут добиваться поддержки населения. Хотел бы отметить, что объединение поселений — дело добровольное и проводится при обязательном учете мнения населения. Но тем, кто объединится, гарантирована поддержка органов государственной власти области и, что немаловажно, — финансовый «бонус». Вообще объединение муниципальных образований — общемировая тенденция, ничего нового мы в этом плане не изобретаем. В соседней Финляндии, к примеру, правительство выделило средства на объединение муниципальных образований в размере около 60 миллионов евро, объединилось 10 муниципальных образований, но финские власти планируют продолжать работу в данном направлении. Все государства оптимизируют муниципалитеты, чтобы добиться большей эффективности управления при меньших затратах, так — в Бельгии, Германии, в Нидерландах… В Челябинской области 115 поселениям (42 процента от общего числа) не хватает доходной базы даже на содержание администрации; всем нам есть над чем задуматься…

В настоящее время правительством Челябинской области ведется работа по внедрению системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Смысл этого указа президента России — установление форм ответственности органов местного самоуправления перед гражданами за результаты работы. Задача заключается не в том, чтобы кого-то наказать; считаю, что никаких отрицательных последствий для глав муниципальных образований быть не должно, наоборот, в том, чтобы поощрить динамично работающих глав муниципальных районов и городских округов. Указом предусмотрен механизм поощрительных грантов. Правительство области предусмотрело выделение грантов городским округам и муниципальным районам в целях поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления в размере 7600,0 тысячи рублей (в трехлетнем плане). Правительство области проведет во втором квартале 2009 года социологические опросы населения муниципальных районов и городских округов по соответствующим пунктам указа Президента Российской Федерации (удовлетворенность населения услугами здравоохранения, образования и так далее). Сейчас руководителям органов исполнительной власти области, главам муниципальных образований необходимо организовать работу по реализации указа Президента Российской Федерации и распоряжения Правительства Российской Федерации № 1313. В этой работе активное участие примут органы исполнительной власти Челябинской области. Важный срок — 1 мая 2009 года, дата представления главами муниципальных районов и городских округов докладов в правительство области и размещения этих материалов на интернет-сайтах, сайтах муниципальных образований. Правительство Челябинской области также обнародует сводный доклад об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Другое ответственнейшее направление работы — организация ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов. С 1 января 2009 года в субъектах Российской Федерации должна начаться работа по формированию регистров муниципальных нормативных правовых актов. С этой целью Законодательным Собранием Челябинской области до конца года будет принят в трех чтениях закон Челябинской области о регистре муниципальных нормативных правовых актов. Устранены все правовые препятствия для принятия данного областного закона, учтены рекомендации Министерства юстиции Российской Федерации, проводится организационная работа по технологической организации ведения регистра. Задача решается очень сложная и трудоемкая: в год муниципальные образования области принимают около 100 тысяч нормативных правовых актов, предстоит проревизировать действующие муниципальные акты более чем за десять лет. Соответствующую работу необходимо организовать и в муниципальных образованиях: провести ревизию принятых муниципальных правовых актов, отобрать нормативные акты для включения в регистр. Поселения, наряду с муниципальными районами и городскими округами, будут также представлять нормативные акты для включения в регистр. К сожалению, федеральные органы, похоже, не успевают решить вопрос о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями по сбору муниципальных правовых актов с поселений. Хочу отметить, что, перейдя к ведению данного регистра, мы на практике обеспечим реализацию принципа единства правового пространства Российской Федерации. Результаты этой работы будут публичными: граждане по запросу смогут ознакомиться с правовыми актами на сайте правительства Челябинской области.
Еще одно важное направление в деятельности муниципальных образований — завершение приведения в соответствие с действующим законодательством уставов муниципальных образований. Эта работа проводится по поручению полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе П.М. Латышева и губернатора Челябинской области П.И. Сумина. Пока более половины (55,4 процента) муниципальных образований Челябинской области практически завершили организационно-правовые процедуры, связанные с регистрацией уставов муниципальных образований. Главы муниципальных образований должны обеспечить завершение этой работы до конца года.

На особом контроле в правительстве области находится разграничение муниципальной собственности между муниципальными районами и поселениями. Восемь муниципальных районов (из 13) обеспечили передачу имущества в собственность вновь образованных поселений, принято 20 законов Челябинской области о разграничении имущества. Еще 4 проекта закона (по двум районам) готовятся на рассмотрение на ближайшем заседании Законодательного Собрания Челябинской области. Возможно, Государственная Дума продлит сроки разграничения муниципальной собственности. Правительство области, со своей стороны, готово вернуться к вопросу об оказании помощи муниципальным образованиям, прежде всего — поселениям, в восстановлении права собственности и регистрации бесхозного имущества.

Мировой финансовый кризис не обошел стороной Челябинскую область, глубоко интегрированную в мировые хозяйственные отношения. Губернатор Челябинской области П.И. Сумин поручил главам муниципальных районов и городских округов принять дополнительные меры противодействия негативным последствиям мирового финансового кризиса. Главам всех муниципальных образований необходимо разработать собственные антикризисные программы, принять меры по жесточайшей экономии бюджетных средств, ограничить принятие новых расходных обязательств и увеличение ранее принятых. В первую очередь это касается увеличения штатной численности муниципальных служащих, обслуживающего и технического персонала. Главам муниципальных образований надо подумать над оптимизацией затрат на содержание аппарата управления, ужесточить лимиты затрат на автотранспорт, сотовую связь, в ежедневном режиме отслеживать ситуацию в сфере занятости, чаще самим бывать на предприятиях и в организациях, встречаться с людьми.

О борьбе с коррупцией. Проблема коррупции как реальная угроза экономической и социальной стабильности страны была обозначена Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию.

Правительство области разработало для муниципальных районов и городских округов рекомендации по проведению этой работы. В Челябинской области во исполнение Национального плана принят областной план мероприятий по противодействию и профилактике коррупции. Планы мероприятий по противодействию и профилактике коррупции приняты во всех муниципальных районах и городских округах Челябинской области. С материалами по противодействию коррупции можно ознакомиться на интернет-сайте правительства Челябинской области (www.pravmin74.ru) и интернет-сайтах муниципальных районов и городских округов Челябинской области.

Действенной мерой, призванной помочь государству в борьбе с коррупцией, должно стать привлечение к этому населения. В большинстве муниципальных районов и городских округов в ближайшее время откроются телефоны доверия, по которым можно сообщить о взятках в поликлиниках и школах, о нарушении экологического законодательства, о торговле наркотиками, а также о коррупционных проявлениях со стороны чиновников. Во всех городах и районах образованы советы по противодействию и профилактике коррупции. Предусматривается участие представителей общественности в работе указанных советов.

Очень важные задачи поставлены перед органами местного самоуправления по формированию кадрового резерва. Вопрос поставлен в качестве приоритетного Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым. Кадровый резерв формируется в муниципальных районах и городских округах. Рекомендации по формированию кадрового резерва направлены в муниципальные образования и размещены на сайте правительства области в сети Интернет. В советское время вопросам подготовки кадрового резерва уделялось большое внимание, и, несмотря на некоторую «заидеологизированность», было немало положительных моментов в подготовке кадров. Муниципалитетам пора прекратить кадровую «чехарду» и перейти к системной работе по подготовке кадров. Губернатором области П.И. Суминым поставлена задача: кадровый резерв должен быть создан во всех муниципальных районах и городских округах на конкурсной основе. Надо стремиться к тому, чтобы замещение должностей муниципальной службы производилось в основном из резерва. Соответственно надо продумать работу с кадровым резервом: повышение квалификации, практика замещения должностей и другое, иначе говоря, наполнить нахождение в резерве конкретным содержанием.

Несмотря на ограниченные финансовые возможности муниципалитетов, нельзя забывать о работе по повышению квалификации муниципальных служащих. Челябинская область в рамках программы развития муниципальной службы взяла на себя обязательство обучить за два года 1500 муниципальных служащих — руководителей органов управления здравоохранением, образованием, экономикой, управляющих делами, финансистов. Муниципальные образования должны, со своей стороны, организовать работу по повышению квалификации оставшихся муниципальных служащих.
Реализация федерального закона № 131-ФЗ о местном самоуправлении создала предпосылки для преодоления отчуждения людей от местной власти. Муниципалитеты получили основную долю жизненно важных для людей полномочий. За три года реализации реформы местного самоуправления Челябинская область широко шагнула вперед.

Публикации на тему
  • 10.07.2020 | 12:49
    В Челябинской области пандемия COVID-19 укрепила черные рынки

    Доля «серых» сигарет в Челябинске за два года увеличилась в десять раз. Рост теневого табачного рынка и поставки других контрабандных товаров сказываются на конкурентоспособности малого бизнеса и налоговых поступлениях в бюджеты.

  • 29.06.2020 | 13:42
    Право на офлайн. Как на удаленке оплатят сверхурочные

    В Челябинске была открыта серия региональных дискуссий по поводу поправок в законопроект о регулировании дистанционной и временной удаленной работы. Власти региона предложили закрепить в нем ответственность удаленщиков за разглашение ценной для работодателя информации.

Новости   
Спецпроекты