ЧТЗ возвращается в танковый клуб

19 Марта 2009

В 1990 году решением правительства танковое производство как избыточное для страны было закрыто в Ленинграде и Челябинске. ЧТЗ, оставивший глубокий след в истории

В 1990 году решением правительства танковое производство как избыточное для страны было закрыто в Ленинграде и Челябинске. ЧТЗ, оставивший глубокий след в истории советской бронетехники, вышел из числа ее производителей, в последующем участвуя в танковой кооперации только своими двигателями. Однако сейчас, спустя почти два десятилетия, предприятие вновь возвращается в этот «клуб». Правда, теперь в его планах не производство, а ремонт сухопутных броненосцев.

Россия, вперед!
На базах хранения Российской армии находится немало бронетехники, выпущенной еще в 60—70-х годах прошлого века. Она устарела физически и морально. Единственное, что уготовила ей судьба, до недавнего времени, был путь в металлолом и плавильную печь. В России даже действует целевая программа по утилизации устаревших танков. Но на тракторном посчитали, что это не очень по-хозяйски. Государство теряет значительные средства, отказываясь от ремонта боевых машин и по-следующей их перепродажи в страны третьего мира. Получил ведь распространение такой опыт в Европе и Америке. И не просто получил — приносит весомые дивиденды развитым государствам, армии которых на деньги, полученные от торговли устаревшей техникой, закупают новые вооружения. Известно, что активно приторговывают советским оружием и восточно-европейские страны, бывшие члены Варшавского договора, — Чехия, Словакия, Болгария, Польша. Даже Украина показала в этом деле предпринимательскую жилку. Россия на их фоне выглядит довольно скромно.


Между тем старые образцы, считает гендиректор ЧТЗ Валерий Платонов, нужны ряду развивающихся стран для обучения личного состава, курсантов, а то и для оснащения регулярных частей. Поэтому, отметил он, тракторостроители обратились к министру обороны Анатолию Сердюкову, предложив следующее: техника, которая не подлежит восстановлению, как и раньше, должна утилизироваться, но другие, небезнадежные машины нужно доводить до рабочей кондиции. ЧТЗ готов заняться ремонтом танков Т-54, Т-55, Т-62 и Т-72, тем более что последнюю модель он выпускал до 90-х годов и, следовательно, хорошо знает ее технические особенности. Дальнейшей продажей получивших вторую жизнь танков займется Рособорон-экспорт.
Инициатива челябинцев нашла понимание в верхах Минобороны. Ныне в этом ведомстве, а также в Министерстве промышленности и торговли РФ рассматриваются документы, способные дать толчок восстановительным работам на базе ЧТЗ.

Бронированные колонны
После недавнего приобретения Челябинским тракторным собственности объявленного банкротом Омского завода транспортного машиностроения (в советские годы известного изготовителя танков Т-80) некоторые аналитики задались вопросом: зачем? Когда проводился аукцион по продаже имущества банкрота, уже заканчивался январь 2009 года, кризис причесывал мировую экономику на свой лад, оставляя реальный сектор без привычных объемов. Но сегодня лучше просматривается перспектива. Последние шаги предприятия в направлении сибирского завода сориентированы по оптимистичному азимуту. Инициатива тракторостроителей позволит ЧТЗ занять новые ниши сбыта, необычные и нетипичные вчера. Предполагается, что ревизия, разборка танков на детали и узлы (как и последующая сборка) будет вестись в Омске, а вот ремонт моторов, трансмиссии, силовой части — в Челябинске, на моторном производстве. Так кооперация может надуть паруса спроса, занять людей, принести пользу производству и государству.
До конца года, если не возникнет неожиданностей, планируется отремонтировать экспериментальную партию боевых машин, оценить за-траты, отработать технологию, ведь, подчеркивают топ-менеджеры, речь пойдет о ремонте не одного и не десяти танков. Справляться придется с бронированным потоком. Но это как раз то, ради чего ЧТЗ и начинает дело.


Евгений Китаев

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты