Что делать, чтобы кошельки наши были полнее

21 Мая 2009

Публичные слушания становятся нормой гражданского поведения в нашей области. В ряду проблем, рассматриваемых на них, — здравоохранение, образование, экология, совершенствование форм и методов обслуживания населения и процесс формирования и исполнения бюджета — самый главный

Публичные слушания становятся нормой гражданского поведения в нашей области. В ряду проблем, рассматриваемых на них, — здравоохранение, образование, экология, совершенствование форм и методов обслуживания населения и процесс формирования и исполнения бюджета — самый главный. Публичные слушания «Об исполнении бюджета Челябинской области в 2008 году», прошедшие на прошлой неделе, подтвердили это.

Главное — интересы людей
Публичные слушания «Об исполнении бюджета Челябинской области» с каждым годом привлекают к себе внимание все большее количество заинтересованных лиц и делают бюджет более открытым для общества. Так, итоги исполнения бюджета в 2008 году обсуждались на различных уровнях с участием представителей гражданского общества. За год проведено 47 заседаний комитетов Законодательного Собрания, рабочих групп по вопросам формирования и исполнения бюджета с участием представителей Общественной палаты Челябинской области. В процессе совместной работы Общественной палаты с государственными и муниципальными органами власти определились деловые контакты: совмест¬но отрабатываются вопросы, связанные с улучшением бюджетной политики.
В области на протяжении последних лет сложился демократичный и прозрачный процесс формирования проекта бюджета, его утверждения и исполнения. Все обоснованные предложения и замечания внимательно изучаются и публично обсуждаются.
Показательным является скрупулезная работа Общественной палаты над проектом концепции социально-экономического развития области. В практику работы правительства области вошли обязательные рассылки данной концепции органам управления области, хозяйствующим субъектам, научным и высшим учебным заведениям, а также членам Общественной палаты. Далее происходит сбор предложений, обсуждение, финансово-экономическая экспертиза предложений и корректировка проекта концепции. В результате многолетней работы выработан порядок проведения общественных слушаний, алгоритм разработки предложений, многие из которых учтены при принятии соответствующего закона или решения. Подобные коллегиальные обсуждения на публичных слушаниях дают хорошие результаты.
Общественная палата осуществляет мониторинг отдельных жизненно важных законодательных актов, организует переговорные площадки для разрешения конфликтных ситуаций. Палата в более доступной форме обеспечивает прозрачность областного бюджета, принимая участие в общественных слушаниях по исполнению и принятию бюджета области совместно с Законодательным Собранием и структурами правительства области. Все заседания коллегий и совещания, проводимые министерством финансов области, проходят с участием представителей Общественной палаты Челябинской области.


Общественные объединения, взаимодействующие с палатой, реально влияют на ход многих процессов и становятся полноправными участниками гражданского диалога. В числе наиболее развивающихся направлений общественной работы наиболее эффективные — благотворительность, экологические и образовательные программы, социальная и правовая поддержка ветеранов, молодежи, женского и семейного предпринимательства. Только по подтвержденным источникам, общественные организации совместно с бизнесом в 2008 году дополнительно к бюджету оказали социально значимой помощи населению области на сумму три миллиарда пятьдесят миллионов рублей.
Правительство и Законодательное Собрание Челябинской области смогли преодолеть барьеры стереотипного понимания благотворительности, осуществить переход от разовых благотворительных проектов к созданию целостной системы взаимодействия органов власти с обществом: средства инвестируются в развитие территорий в местах пребывания предприятий, создана система стимулирования и координации благотворительной деятельности. Законодательные инициативы органов власти Челябинской области позволили привлекать дополнительные средства на социальные программы, при этом обеспечивается высокоэффективное программное использование благотворительных пожертвований. Самое главное, система организации благотворительной деятельности позволяет представителям бизнеса и общественности принимать участие в формировании благотворительных программ согласованно с бюджетным финансированием. Система софинансирования благотворительных программ координируется органами исполнительной власти Челябинской области, в ведении которых находятся организации, получающие благотворительную помощь, исключая при этом двойное финансирование.


В последнее время налоговые реформы были направлены на ликвидацию большинства налоговых льгот социального и инвестиционного характера и ориентированы на создание единых условий налогообложения для всех экономических субъектов. Все это обуславливает неэффективность и снижение доходов федерального и территориального бюджетов, повышение налогового бремени, вследствие чего наблюдается тенденция по снижению государственного стимулирования инвестиций в социальную сферу экономики. Реформирование налоговой системы проводится без учета налогового потенциала субъекта и определения потребности в инвестициях для поддержки социальной сферы экономики.
В Челябинской области, в отличие от многих субъектов Федерации, обеспечена взаимосвязь между налоговым стимулированием и уровнем инвестиционной социальной благотворительной активности.
Благотворительные программы всегда учитывают приоритетные направления государственной политики в социальной сфере. Организаторы благотворительной деятельности, как правило, работают в тесном взаимодействии с министерством социальных отношений Челябинской области — руководитель Гартман Н.А., территориальными управлениями социальной защиты, министерствами образования и науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта правительства Челябинской области.
Достигнутые результаты в выполнении социальных и медицинских программ, высокий уровень общественного признания деятельности Челябинской области объясняются глубоким пониманием и проявлением заботы о пенсионерах, ветеранах, неравнодушным отношением к проблемам материнства, детства, семьи и подрастающего поколения со стороны руководства Челябинской области в лице губернатора области П.И. Сумина и председателя Законодательного Собрания В.В. Мякуша.
Впервые в истории Челябинской области органы власти предоставили реальную возможность представителям гражданского общества разрабатывать и реализовывать совместно с органами власти социальные программы, вести современную налоговую политику, стимулирующую социальную активность, позволяющую дополнительно привлекать внебюджетные благотворительные средства. Это дает колоссальный результат организованного вовлечения средств состоятельной части населения в развитие материальной базы и совершенствование учебно-воспитательной работы в системе образования, культуры, здравоохранения и спорта. Поэтому не случайно в Челябинской области новые санатории, дома отдыха, детские лагеря, детские спортивные школы, дворцы культуры и многие другие социальные объекты имеют высочайший уровень оснащения для оздоровления населения, увеличения продолжительности жизни и повышения ее качества.
Примечательно, что Законодательным Собранием, правительством Челябинской области совмест¬но с Общественной палатой ежегодно проводится областной конкурс социальных достижений «Меняющие мир». Его цель: привлечение внимания к решению социальных вопросов и пропаганда достижений организаций и индивидуальных предпринимателей в социальной сфере, а также пропаганда и распространение положительного опыта решения социальных вопросов участниками конкурса, освещение их вклада в повышение уровня жизни населения Челябинской области.

Кто больше пострадал от кризиса
Сейчас особенно важна консолидация всех сил общества: общественных организаций, политических партий, профсоюзов, депутатского корпуса. Общество столкнулось с огромными трудностями в связи с мировым кризисом. Покупательная способность населения снизилась в несколько раз. Это отражается на социальной жизни населения. Благодаря принимаемым мерам правительством РФ и области разработаны антикризисные мероприятия, которые позволят смягчить экономическую ситуацию, а затем поднять жизненный уровень населения.
Последствия мирового финансового кризиса привели к увеличению числа безработных, а региональный бюджет впервые за десять лет стал дефицитным. Правительству и депутатскому корпусу удается сохранять стабильность. Одной из главных задач сегодня является снятие социальной напряженности в обществе. Несмотря на сокращение производства, рост безработицы, дефицит бюджета, федеральные и региональные органы власти продолжают следовать курсу социальной направленности, и финансирование этой сферы сохранено в полном объеме.
Последствия экономического кризиса в первую очередь отразились на жизни пенсионеров всех категорий. В Челябинской области свыше тысячи пенсионеров имеют пенсию ниже прожиточного минимума, и этим людям необходимо уделить как можно больше внимания. Важно от общих мероприятий перейти к точечным. Решать не только проблему защиты банков и малого бизнеса, но и проблему защиты каждого конкретного человека. При этом не пускать под нож бюджетное финансирование социальной сферы.
Больше всех кризис затронул людей рабочих профессий. В настоящий момент у некоторых рабочих настолько снизился оклад, что они оказались за чертой бедности. Самым тревожным сигналом стала ситуация на Златоустовском металлургическом заводе, где рабочие провели несколько голодовок.
Необходимо принимать меры общественного влияния на недопущение роста цен на услуги естественных монополий, на снижение процентных ставок по кредитам банков.
Кризис серьезно ударил также по молодежи. По ее мнению, в условиях кризиса вузам необходимо открывать собственные бизнес-инкубаторы. На эти цели сейчас не хватает средств.

Анализ и предложения
Общественная палата Челябинской области проанализировала соответствие исполнения областного бюджета Бюджетному кодексу и Закону области «О бюджетном процессе».
Целью анализа бюджетного процесса и исполнения областного бюджета является получение и представление в доступной форме информации об основных узловых моментах и параметрах бюджетного процесса; особенностях бюджетного планирования; основных тенденциях и структуре бюджета; целях и приоритетах бюджетной политики и возможности участия граждан и организаций в бюджетном процессе. Отчет предваряется краткой характеристикой областных показателей.
Приоритетным направлением бюджета области по-прежнему являются расходы социальной направленности, что обеспечивает удовлетворение потребностей граждан в услугах здравоохранения и образования, создание условий для культурного и духовного развития жителей региона.
Особо следует обратить внимание на то, что в области существует утвержденный правительством и Законодательным Собранием Закон «О бюджетном процессе Челябинской области», определяющий процедурные нормы и правила с учетом особенностей областного бюджета в соответствии с федеральными основами бюджетного процесса.
Общая сумма расходов областного бюджета на образование, культуру, здравоохранение и спорт, социальную политику составила 21 миллиард 60,1 миллиона рублей, или 95,6 процента от утвержденных ассигнований.
Имеется резервный фонд правительства области, есть положение о нем, использование средств резервного фонда также контролируется Законодательным Собранием области.
При исполнении областного бюджета имеется и отработана утвержденная процедура конкурсного размещения областного заказа.
Предусмотрены гласность и возможность участия общественности в процессе рассмотрения, принятия, контроля в ходе исполнения и утверждения отчета об исполнении бюджета.
Общественная палата отмечает соблюдение установленной процедуры рассмотрения и утверждения бюджета и отчета о его исполнении.
С каждым годом отрабатывается форма представления бюджета для представительного органа власти и общественности.
По данным за прошлые годы экспертам предлагается сформулировать выводы о полноте и оперативности публикации бюджета.
Общественная палата отмечает, что итоги исполнения бюджета в 2008 году стали публиковаться за две недели до окончательных публичных слушаний по их исполнению.
Законодательное Собрание ежегодно дает оценку реальных приоритетов бюджетной политики, проблем бюджета и основных тенденций. Приоритеты выявляются сопоставлением декларируемых целей с результатами анализа структуры и динамики расходов и показателями исполнения бюджета. Анализ содержит оценки реальной возможности органов власти области, выдвигает и способствует достижению приоритетов бюджетной политики.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях идет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства отвечает требованиям времени.

Социальные программы — приоритетны
Поиск выхода из экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. В связи с этим изучение контроля за исполнением бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Статьями Бюджетного кодекса предусмотрены проведение Счетной палатой проверки отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год и подготовка заключения по отчету правительства области в течение 4,5 месяца после его представления. При этом используются материалы и результаты проведенных проверок. Заключение Счетной палаты и доклад ее председателя на заседании Законодательного Собрания имеют существенное значение для оценки качества работы по исполнению бюджета, для правильного определения направлений совершенствования бюджетного процесса в рамках соблюдения законности всех его процедур.
Жизнь диктует, практика принятия законов об исполнении бюджета должна реагировать на ежегодные существенные отклонения фактически достигаемых уровней инфляции от прогнозируемых.
В условиях инфляции особенно важно учитывать положения Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», которым предусмотрены ежегодное установление соотношения между минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума и соотношения между среднегодовой величиной минимального размера оплаты труда и среднегодовым прожиточным минимумом, а также поэтапное повышение названных показателей до уровня прожиточного минимума.
Общественная палата получает многочисленные письма от граждан и предпринимателей, в которых дается оценка деятельности органов власти и предлагаются меры по увеличению доходов и уменьшению расходов особенно местных бюджетов.
Проверками установлены нарушения действующего законодательства и муниципальных правовых актов органов местного самоуправления, наблюдается неэффективное управление муниципальным имуществом, серьезные нарушения земельного и градостроительного законодательства.
Приведем пример из письма предпринимателей города Златоуста.
Администрация города Златоуста передала некому ООО «Катрин» в аренду земельный участок вокруг бывшей швейной фабрики. ООО «Катрин» платит за аренду дворовой территории в бюджет 4064 рубля 15 копеек, а собирает с собственников около полутора миллиона рублей. Возникает вопрос: почему в столь сложное время муниципальная власть озабочена не вопросом изыскания максимально выгодного способа использования муниципального имущества и, соответственно, пополнения бюджета, а передает земельный участок в аренду коммерческим структурам, извлекающим басно¬словные доходы от использования муниципального имущества. На обращения к главе округа и руководителю комитета по управлению имуществом Семеновой М.В. с просьбой провести проверку использования муниципальных земель предприниматели получают лишь отписки.


Предприниматели обращаются в Общественную палату провести проверку деятельности администрации Златоустовского городского округа на предмет законности их действий в отношении малого бизнеса.
Такие примеры, к сожалению, приводятся в письмах и по другим муниципальным образованиям. В рекомендациях по итогам проведения публичных слушаний по проекту закона Челябинской области «Об исполнении областного бюджета за 2008 год» четко прописаны необходимые меры для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в области формирования и исполнения мест¬ных бюджетов.
В 2009 году необходимо в большей степени направить усилия на оказание помощи местным органам самоуправления по формированию и использованию собственной доходной базы местных бюджетов. Необходимо максимально реализовать программы по стабилизации ситуации на рынке труда, обеспечивая целевое и эффективное использование финансовых средств.
Общественная палата будет продолжать обнародовать действия чиновников, которые не считаются с мнением гражданского общества, не выполняют требования законов, некачественно и несвоевременно выполняют свои функции.
Другая главнейшая задача Общественной палаты заключается в создании благоприятной среды для существования самих общественных организаций. Речь идет о создании эффективного механизма финансирования таких организаций. Наше законодательство не создает никаких условий для того, чтобы предпринимателям было интересно вкладывать деньги в общественные структуры. В Бюджетном кодексе РФ запрещено выделять средства любого уровня бюджета для организации работы общественных организаций. Таким образом, механизм возникновения гражданских институтов у нас фактически отсутствует. Следовательно, нам необходимо и с правительством, и с парламентом создавать определенную систему, при которой общественные организации смогут стабильно развиваться. Нам необходимо создать все условия для эффективного использования интеллектуального потенциала общественных организаций.
А Общественная палата и впредь будет проводить расследования тех или иных проблем, которые важны для наших земляков. Только сообща, только приумножив усилия всех органов власти и общественных организаций, мы сможем быстрее справиться с проблемами сегодняшнего дня и наладить спокойный и четкий ритм работы и жизни южноуральцев.

 

ВЯЧЕСЛАВ СКВОРЦОВ

Председатель Общественной палаты Челябинской области


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты