ПФР станет… контролером

15 Декабря 2009

С 1 января 2010 года у Пенсионного фонда России появится новая функция

С 1 января 2010 года у Пенсионного фонда России появится новая функция. Он будет не только назначать и выплачивать пенсии и пособия, но займется также администрированием страховых взносов — контролем за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления, взысканием недоимки. Причем ПФР будет собирать страховые взносы, которые сформируют средства и Пенсионного фонда, и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Напомним: с 2002 года этим занималась налоговая служба. Готовы ли территориальные органы ПФР взять на себя столь огромный пласт работы? Ответить на этот и ряд других вопросов корреспондент Татьяна Кириллова попросила заместителя управляющего областным отделением Пенсионного фонда РФ Владимира ШАРОНОВА.

— Владимир Николаевич, в связи с тем, что новая функция будет передана вам от налоговых органов, кадры они тоже вам передадут?
— С передачей органам ПФР функции администратора страховых взносов в ПФР и ФОМС была выделена дополнительная штатная численность. При подборе людей мы исходили из тех квалификационных требований, которые предъявляются к сотрудникам ПФР: они должны иметь юридическое или экономическое образование.

А поскольку работать им придется с людьми, мы смотрели и личностные характеристики претендентов. Среди тех, кого мы приняли, есть и работники, пришедшие к нам из налоговых органов.


— А еще они, наверное, должны быть продвинутыми пользователями компьютеров?
— Умение пользоваться компьютером, оргтехникой, иметь навыки работы с различным программным обеспечением — эти требования предъявляет не только ПФР, а само время. Поэтому эти качества играют не последнюю роль в приеме на работу.


— Сейчас вы уже укомплектованы сотрудниками?
— Да, и на уровне отделения, и на уровне территориальных органов ПФР.


— Какое количество новых людей пришлось принять?
— Нам дополнительно выделялось около 140 штатных единиц на всю область. Сформирован соответствующий отдел по администрированию страховых взносов. Получена и установлена дополнительная компьютерная и оргтехника для вновь принятых сотрудников.


— До нового года осталось совсем немного. Областное отделение ПФР готово к выполнению новой функции?
— Да. Подготовка проходила в несколько этапов. Сначала мы знакомили сотрудников территориальных органов с изменениями, которые внесены в федеральные законы, со всевозможными нормативными документами и дополнениями, разъясняющими положения законов. Надо было своевременно довести их до сведения наших работников и страхователей. С этой целью проводились семинары с плательщиками.

Такие семинары с участием представителей Фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования, ФНС и дальше будут проводиться. На этих семинарах мы рассказываем им о том, что у ПФР появляется новая функция — администратора страховых взносов, причем не только по ПФР, но и по Фонду обязательного медицинского страхования.

О том, что со следующего года мы планируем совместные проверки страхователей-плательщиков с Фондом социального страхования (ФСС).
Со страхователями у нас сегодня проведено более двухсот семинаров, направлено свыше 20 тысяч писем информационного характера.


— Как будут отчитываться перед вами плательщики страховых взносов?
— Периодичность отчетности изменится. Два потока будет. По персонифицированному учету нам сегодня работодатели сдают сведения на каждого своего работника с указанием его стажа и суммы начисленных страховых взносов раз в год, не позднее 1 марта. Со следующего года периодичность будет изменена.

По персонифицированному учету сведения будут сдаваться раз в полгода — до 1 марта и потом после 1 июля в течение месяца, а расчеты по страховым взносам, как в налоговую, — ежеквартально. С 2011 года отчетность по персучету станет ежеквартальной. Тогда два этих потока — персонифицированный учет и расчеты по взносам — будут синхронизированы.


— Трудно даже представить, какая нагрузка ляжет на плечи сотрудников отдела администрирования страховых взносов…
— Естественно, объем информации, поступающей в ПФР от плательщиков, увеличится. Чтобы упростить жизнь обеим сторонам, сегодня мы нацеливаем страхователей-плательщиков на заключение соглашений об электронном документообороте. У нас сегодня около 12 тысяч таких договоров составлено, примерно с 17 процентами начисляющих страховые взносы.

В основном это плательщики, у которых численность работающих превышает 100 человек. Они стопроцентно охвачены электронным документооборотом с ПФР.


— Видимо, это такие промышленные гиганты, как ММК, ЧТПЗ?
— Да, но не только. Все крупные предприятия области уже давно перешли на электронный документооборот с ПФР и сдают нам сведения в электронном виде без бумажного носителя.


Хочу отметить, что у нас появляется электронный документооборот с ФОМС (в части передачи информации о платежах на обязательное медицинское страхование), в новом качестве — с Федеральным казначейством (по получению информации о платежах, перечисленных плательщиками).

В этой части по всей России дважды — в ноябре и начале декабря — проводились учения по практической отработке технологии взаимодействия участников процесса. Могу с уверенностью сказать, что все сотрудники готовы к выполнению новых задач.


— Появление новой функции порождает множество проблем. Но зато у вас появится новый механизм воздействия на неплательщиков. Пока страховые взносы собирают налоговики, вы можете только кулачком по столу постучать перед должниками…
— Да, сейчас взыскание недоимки для нас весьма проблематично. Это связано с тем, что по закону принудить платить взносы мы можем только в судебном порядке. А эта процедура сама по себе достаточно длительная. Конечно, мы стараемся использовать другие всевозможные рычаги: обращаемся в прокуратуру, приглашаем руководителей предприятий-должников на комиссии различного уровня.

Огромную помощь в этом оказывает рабочая группа при правительстве Челябинской области.


Налоговые органы при взыскании налогов имеют право оформить инкассовое поручение для списания суммы долга с расчетного счета плательщика.

Кроме этого, налоговые органы имеют право налагать арест на счет и на имущество должника. Как только у нас появится функция администрирования страховых взносов, мы сможем в бесспорном порядке взыскивать недоимку с расчетного счета должника путем направления инкассового поручения в банк, где он открыт.


— Иными словами, к вам возвращается старая функция по сбору страховых взносов, которая была у вас …
— …до 2001 года.


— Тогда, кстати, многие говорили, что зря ее у вас забрали, потому что собираемость взносов в ПФР была выше, чем налогов.
— Вопрос целесообразности передачи в 2001 году функций сбора страховых взносов в бюджет ПФР налоговым органам достаточно много и долго обсуждался, но все это происходило в рамках действующего закона. В том, что сегодня функции администратора вернулись обратно в Пенсионный фонд, есть своя логика.

Здесь будет уместна цитата из интервью председателя правления ПФР А.В. Дроздова: «Одна из основных причин передачи нам функции администрирования — это необходимость совмещения финансовых и информационных потоков в системе обязательного пенсионного обеспечения. Например, сейчас из-за информационного разрыва скопилось около 10 миллиардов рублей невыясненных платежей. Чьи они — неизвестно.

Теперь законом установлено с 2011 года ежеквартальное разнесение средств по счетам граждан, что очень важно для своевременного назначения пенсии и ее выплаты».


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты