Чесма и Варна. Степь да степь кругом...
«Заметки на полях» поездки губернатора М.В. Юревича в Чесменский и Варненский районы.
«Заметки на полях» поездки губернатора М.В. Юревича в Чесменский и Варненский районы.
Приятно, когда заочное знакомство с городом или районом становится реальностью, и тем более — подтверждает прежнее «книжное» представление или сложившийся медийный образ. Поездка губернатора области Михаила Юревича в Чесменский и Варненский районы словно изначально была «обречена на успех» — эти районы сегодня имеют во многом оправданный имидж стабильных территорий…
* * *
Многое было заметно уже с дороги — ровной, прямой, каждый раз цепляющейся за горизонт. Села, примыкающие к ней, выглядели добротными, с улицами из коттеджей на двух хозяев, которые активно строили на селе на закате советской эпохи. Сам одно время жил в таком «стандартном доме», пусть и на севере области, — не самое плохое воспоминание в жизни.
Всматривался в поля с «корыстной целью»: найти какую-либо «мерзость запустения», чтобы образ районов сладким не казался. И не находил: ни стихийных свалок, ни ползучего березняка, который поедом ест заброшенные земли. Как объяснили потом, ни в Чесме, ни в Варне нет пустующих сельскохозяйственных угодий. Все обрабатывается, все в деле — все до последнего гектара, как напишет в блоге губернатор.
Земли здесь богатые, податливые земледельцу. Поэтому засеять шесть тысяч гектар за сутки да тракторами, которые выполняют четыре операции за один проход, — это само собой разумеющееся. Отсюда и стабильные результаты по урожайности: ниже двадцать центнеров с гектара практически не бывает.
Подход — научный. В Чесме, к примеру, Виктор Литовченко, ректор Троицкой академии, показывал главе региона синеватую жидкость, которой обрабатывают семена, — натуральную биологическую добавку, которая придает пшенице силу роста на двадцать процентов. Михаилу Юревичу даже пришлось пошутить:
— Здесь на двадцать процентов больше, там — на тридцать. Куда зерно в урожай будете девать?..
* * *
Чесма нас встретила музыкой. Из динамиков дворца культуры, где проходил детский благотворительный марафон, над площадью бодро гремело подзабытое «Взвейтесь кострами…». Все сразу вспомнили, что когда-то девятнадцатого мая отмечался День пионерии. В благотворительном марафоне нам пришлось поучаствовать рублем; к тому же известно, что самые лучшие продавцы — это дети: от них так просто не отнекаешься, пока что-нибудь не купишь.
Райцентр приятно удивил чистотой, порядком; деревенские улочки с крепкими домами, подворьями казались солидными, основательными. Свое объяснение такому мироустройству дал… Чесменский краеведческий музей, весьма богатый по сельским меркам.
Всему «виной» казацкие корни. В середине XIX века здесь располагались казацкие военные посты-поселения. Сначала они носили номерные названия, и могли бы остаться в народной памяти, как та же «сороковка» или «семидесятка», но в 1843 году получили новые имена — в честь побед русского оружия.
Оренбургское казачье войско — это не Запорожская Сечь, где можно было «ходить голотой» и рубить без разбору шашкой польскую шляхту. Казаки селились основательно, были грамотными, следили за достижениями науки и техники. Хозяйство было крепким, на века; а если и встречались покосившиеся хаты — значит, нетопырь какой-нибудь живет, пьяница…
Этот архетип казачьего подворья, размеренного, делового подхода к хозяйству — пленяет. Хотя и понимаешь, что не все так гладко, как хотелось бы. Разговорившись с жителями села, вдруг всплыла неприятная история о том, как руководство одного из сельхозпредприятий «уговорило» своих работников оформить кредиты «на развитие фирмы». В Челябинске подобные схемы, к счастью, вовремя пресекли на корню, а в территориях иногда случается…
Впрочем, ошибки исправляются. В глубинке разделяешь в целом уверенную позицию губернатора:
— Не надо думать о селянах плохо или что им не хватает знаний. Это люди грамотные, практичные, на деле знающие, как выживать в сложных экономических условиях…
* * *
Такая уверенность более чем обоснована — достаточно приехать в Варну, в этот «сельский город», который сегодня явно находится на подъеме.
Прежняя казацкая станица буквально потрясла масштабным строительством индивидуального жилья. Конечно, не помпезная Рублевка, но…
Всюду, на каждой улице, идет какое-либо строительство. Кто-то обшивает дома сайдингом, кто-то ставит новые ворота, кто-то строит «с нуля» коттедж в два этажа. Строительный бум нешуточный. Нет страха, что Варна «расползается» по степи — степь широкая, и места для достойной жизни и быта всем хватит.
То же самое происходит и с «дорожной революцией». По селу мы поколесили изрядно. На одном из перекрестков, заметив свежеуложенный асфальт, сначала скептически подумали: «вот, сделали парадный сверток, а дальше, наверное, обычный грунтовый большак». Свернули — и вдоль всей улицы подвеска ни разу не брякнула.
С комфортом доехали до районной больницы. Она родом из советских времен, но очень ухоженная.
Особенно поразил пограничный городок, построенный в европейском ключе и похожий на парадный офицерский мундир, сшитый по плечам и застегнутый на все пуговицы, как положено служивому человеку. Торжественное построение личного состава, выставка техники, гимн, красная ленточка, дети, которые во все глаза с гордостью смотрели на своих отцов-пограничников, — все это подчеркивало важность и ответственность момента. Волею истории Челябинская область оказалась приграничной; и более трехсот километров государственной границы, весьма сложных в оперативном плане, приходится как раз на Варненский отдел…
* * *
— Для сельского района каждое новое рабочее место на вес золота, — скажет на открытии погрангородка Михаил Юревич. И добавит перифраз старой поговорки: — На государство надейся, а сам не плошай.
В Варне, собственно, и не плошают. Безусловно, большим промышленным ресурсом обладает Варненский комбинат хлебопродуктов, который входит в состав холдинга «Союзпищепром». Здесь производство поставлено на широкую ногу. Вообще, на комбинат мы попали благодаря «запланированной случайности» — среди мероприятий такой визит не значился. Но на площадке перед комбинатом была устроена целая выставка продукции и выпечки, которую (и это главное!) можно было не только посмотреть, но и попробовать на вкус, ни в чем себе не отказывая.
К слову, визит показательный и в «политическом отношении», словно в разговорах о «непримиримых конкурентах» была поставлена недостающая точка. Губернаторская ноша — вне конкуренции, а любое стабильно работающее предприятие имеет для области неоспоримую ценность.
Была еще одна интересная варненская находка — почти в духе археологических раскопок. Михаилу Юревичу показали предприятие «Варнаагромаш», выпускающее массу мелочей для сельского быта: сеялки, культиваторы, картофелекопалки, косилки, грабли — в общем, все, что можно прицепить к трактору. Оказалось, что это предприятие — бывшая районная «Сельхозтехника» с хорошими ангарами для ремонта, гаражом и прочими механическими мастерскими. Подобных станций в России днем с огнем не сыщешь, а здесь не только сохранили материальную базу, но и обеспечили задел на перспективу.
— И как идет реализация? — поинтересовался губернатор у директора предприятия.
— Вполне успешно. У нас и качество нормальное, с китайским не сравнить, и цена доступная. Многие селяне нас знают…
— В Варне, может быть, и знают. А в других регионах? Нужен узнаваемый, запатентованный бренд, нужна маркетинговая программа по его раскрутке, современные технологии сбыта, а не те, что по старинке. Тогда и конкурентные преимущества по-другому смотреться будут.
Критика — критикой, но пример явно пришелся по духу, если в своем блоге Михаил Юревич вернется к этой теме еще раз и выскажет убеждение, что сельскохозяйственное машиностроение вполне может стать привлекательной, рентабельной отраслью с новыми рабочими местами и неплохим оборотом.
Впрочем, позиция главы региона отчетлива, проста и очевидна: что хорошо для Варны, Чесмы или любого другого муниципалитета — хорошо и для всей области…
ВЯЧЕСЛАВ КУЗНЕЦОВ
Напоследок
...Из Варны уезжали уже под вечер, когда на горизонте, в степи, сгущались тучи и поднимался ветер. К слову, ветер сопровождал нас весь день, безбожно трепал волосы и журналистские блокноты. Но теперь!..
Вдали, впереди автомобиля, ветер словно смешал землю с небом, серой стеной перегородив дорогу. На какое-то мгновение стало реально жутко. Но «стена» вдруг поднялась и исчезла, как исчезает грузовик у Дэвида Копперфилда. Говорят, в степи такое случается часто; люди к этому привыкли и живут по принципу, что «глаза боятся, а руки делают…»
Поделиться