Выбрать всенародно

19 Января 2012
Выбрать всенародно

16 января президент России Дмитрий Медведев внес на рассмотрение депутатов Государственной Думы РФ законопроект о возвращении в стране прямых выборов губернаторов.

В Россию возвращаются прямые выборы губернаторов?

16 января президент России Дмитрий Медведев внес на рассмотрение депутатов Государственной Думы РФ законопроект о возвращении в стране прямых выборов губернаторов.

Эксперты не исключают, что в случае его быстрого принятия некоторые регионы УрФО уже в недалеком будущем могут апробировать новый закон на своей территории.

 

Реальная политика

Возвращение прямых выборов губернаторов — тема, вокруг которой общественная дискуссия разворачивалась последние пару лет. Ее поднимали политологи, схематично прорисовывая политическое настоящее и будущее нашей страны. Ее не забывали отрабатывать оппозиционные политики в своих заявлениях, мечась из одной позиции к другой в попытке уловить общественные настроения. На нее обращали внимание социологи, которые, проводя свои исследования по подсчету рейтингов тех или иных региональных политиков, практически всегда отталкивались от их реальной возможности быть популярными среди электората. Но инициирует решение вопроса сама власть, к слову, власть та же самая, которая в свое время посчитала необходимым на время уйти от прямых выборов губернаторов.

Почему же меняется позиция власти? Ответ на поверхности — изменилась ситуация. Задачи, которые были поставлены перед «назначаемостью» глав регионов в начале нулевых, выполнены. Разбалансированность между региональной и федеральной государственной машиной преодолена, преодолено и, пожалуй, самое опасное наследие 90-х — сепаратизм.

Сегодня задачи другие. Губернатор Михаил Юревич, который в 2003 году, будучи депутатом Государственной Думы РФ, голосовал за отмену выборов губернаторов, сегодня также уверен в необходимости такого решения.

— Ситуация в стране тогда была такой, что многие регионы не платили в федеральный бюджет, — комментирует глава Челябинской области. — А ведь на эти деньги должна была содержаться армия, милиция, суды — у государства и тогда и сейчас масса расходных обязательств. Кое-кто вообще хотел отделяться. Нужно было, чтобы губернаторы подчинялись федеральному центру. Сейчас эта ситуация осталась в прошлом, уступив место взвешенной бюджетной политике, принятой во всем развитом мире.

Кстати, уважаемые читатели, если вы сегодня не поленитесь и пролистаете архивы СМИ конца 90-х и начала нулевых, то однозначно убедитесь в том, что тогда о необходимости навести порядок в системе наделения полномочиями региональных лидеров не говорил разве что ленивый. Может быть, некоторые из вас даже будут премного удивлены тем, что многие политики-популисты, которые последний год, захлебываясь, кричат об ошибочности того решения власти, тогда с не меньшей пеной у рта требовали покончить с неконтролируемостью «сатрапов» на местах. Но на то они и популисты, чтобы прыгать из стороны в сторону в собственных заявлениях.

Но мы говорим сейчас не о популизме, а о реальной политике. А реальная политика сегодня такова, что общество готово принять более деятельное участие в управлении регионом и соответственно в контроле тех, кто по мандату, данному избирателями, будет это управление осуществлять на местах. Более того, да простят меня любители вольницы 90-х, наше гражданское общество стало с тех времен куда более зрелым. Сейчас оно научилось выбирать, способно самостоятельно отсеять эффективных руководителей от болтунов или бандитов.

 

Очередь на выборы

Законопроект, внесенный президентом в Госдуму, предусматривает, что «высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». В проекте кандидаты на пост губернаторов могут выдвигаться политическими партиями либо быть самовыдвиженцами. Партии смогут выдвигать своих кандидатов лишь после консультаций с президентом, порядок которых определяется самим главой государства. Самовыдвиженцы будут обязаны подкрепить свое желание стать главой того или иного региона подписями.

Губернатор будет избираться на срок не более 5 лет. При этом документом сохраняется возможность увольнения руководителя субъекта РФ в связи с утратой доверия президента. «Отозвать» губернатора смогут и сами избиратели, правда, не ранее чем через год после его вступления в должность. Все эти механизмы заработают после того, как закон будет принят.

Политологи уже начали перебирать, в каких субъектах может быть в первую очередь апробирована новая-старая система. Звучат среди них и некоторые территории Уральского федерального округа. Так не исключено, что процедура выборов может ожидать в ближайшее время соседнюю Курганскую область, где Олег Богомолов уже ранее говорил о том, что не собирается претендовать на кресло главы региона очередной раз. Злые языки утверждают, что губернатору Свердловской области Александру Мишарину здоровье после ДТП может не позволить далее исполнять свои обязанности. Ходят разные слухи и по ряду других руководителей уральских территорий. А вот относительно челябинского губернатора Михаила Юревича все источники спокойны. Так, например, федеральный интернет-проект Накануне.ру считает, что в УрФО «перспектива новых выборов пока не маячит лишь для губернатора Челябинской области Михаила Юревича.  Хотя здесь как раз команда закаленного в политбоях и успешно освоившего круг обязанностей главы региона Юревича никаких выборов просто не опасается».

Кстати, последнее на своей итоговой пресс-конференции в декабре 2011 года подтвердил и сам глава южноуральского региона. «Я нормально смотрю на выборность губернаторов — уже много выборов проходил: депутатских и муниципальных, — признался журналистам Михаил Юревич.

 

Федор Чудин

 

 

МНЕНИЯ

Сергей Зырянов, директор Челябинского филиала РАНХиГС:

— Возврат к прямым выборам глав регионов — один из ожидаемых шагов в модернизации политической системы, о которой представители федеральной власти говорили последние несколько лет. Люди должны получить право избирать глав регионов, это повысит легитимность региональной власти. Впрочем, в нынешней политической обстановке сами федеральные власти не менее граждан могут быть заинтересованы в изменении схемы формирования региональных институтов власти — впереди выборы президента, и этот шаг важен для кандидата в президенты Владимира Путина, поскольку обеспечит модернизационный контекст его избирательной кампании.

Законопроекту предстоит еще пройти три чтения в Госдуме. Кстати, сама процедура обсуждения законопроекта будет первым опытом для нового состава Государственной Думы, когда «Единая Россия» сможет проявить готовность к созданию коалиции для принятия нужного ей закона, а оппозиция — в ходе дебатов подтвердить свою принципиальную оппозиционность и продемонстрировать готовность к сплоченным действиям.

Что касается доверия южноуральцев своему губернатору, то даже если представить ситуацию, что выборы губернатора по новому закону должны будут в ближайшее время, шансы на избрание у Михаила Юревича весьма высоки. По результатам инициативного опроса лаборатории прикладной политологии и социологии Челябинского филиала РАНХиГС, проведенного в декабре 2011 года, губернатору Челябинской области М. Юревичу доверяют 54 % опрошенных жителей Челябинска, не доверяют 28,2 %, затрудняются ответить 17,8 %. Примерно такие же цифры он получил бы и на губернаторских выборах.

 

Людмила Пашнина, главный агроном Союза садоводов Челябинской области:

— Губернатора лучше выбирать голосованием, так у него будет больше ответственности перед жителями области. Назначенный руководитель может и не знать проблем региона.

 

Антон Волков, преподаватель иностранных языков ЮУрГУ:

— Я считаю, что должность губернатора области обязательно должна быть выборной, так как народ вправе сам решать, кому управлять регионом. Есть опасность, что назначенцы будут выполнять «заказ» центральных властей, что не всегда соответствует интересам области.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты