Чисто не там, где штрафуют?

С соответствующим заявлением Челябинская природоохранная прокуратура обратилась в Курчатовский районный суд. Документ требует признания незаконными действия ОАО «Челябинский цинковый завод» по сбросу недостаточно очищенных сточных вод в реку Миасс.
Сбросы в реку Миасс оценили в 37 млн рублей
С соответствующим заявлением Челябинская природоохранная прокуратура обратилась в Курчатовский районный суд. Документ требует признания незаконными действия ОАО «Челябинский цинковый завод» по сбросу недостаточно очищенных сточных вод в реку Миасс.
В ходе проверки, проведенной с управлением Росприроднадзора, установлено, что в нарушение требований законодательства об охране водных объектов в период 2010-2012 годов указанное предприятие сбрасывало загрязненные сточные воды в реку Миасс с превышением нормативов, установленных разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду. Завод не обеспечил применение современных технологий очистки производственных стоков, что привело к загрязнению главной реки города.
— В итоге сумма ущерба, причиненного окружающей среде, составила более 37,7 миллиона рублей, — сообщила старший помощник прокурора Челябинской области Оксана Моржеухина. — Прокурор в судебном порядке потребовал обязать предприятие прекратить сброс сточных вод с превышением установленных нормативов и взыскать в пользу муниципального образования «Город Челябинск» сумму причиненного ущерба.
Насколько эффективно подобное наказание?
С этим вопросом мы обратились к челябинскому природоохранному прокурору Анатолию Екимову:
— Дело даже не в том, эффективны наши меры воздействия или нет, — это требования федерального законодательства. Коль скоро есть у нас гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения, то прокуратура вправе применять к нарушителям законодательства соответствующие санкции.
Но дело в том, что Челябинский цинковый завод — это вполне законопослушное предприятие. Здесь делается очень многое для развития экологической культуры и внедрения природоохранных, энерго- и ресурсосберегающих мощностей.
Однако заводу этому в известном смысле не повезло. Исторически сложилось так, что на территории бывшего лакокрасочного завода, куда уходят трубы цинкового завода, сосредоточена куча самых разных крупных, средних и мелких предприятий. Когда мы стали детально разбираться, что же все-таки происходит в этом промышленном узле, то пришли к неоднозначным выводам. Достаточно большое количество предприятий осуществляют здесь свою производственную деятельность, а это значит, потребляют и сбрасывают воду в огромных объемах. И поступает потом эта вода на очистные и на выпуск цинкового завода. Так вот эти самые предприятия производят сбросы куда «почище», чем цинковый завод.
И ситуация складывается так, что юридически этот «выпуск» принадлежит цинковому заводу, разрешение и сами нормативы сброса — тоже у завода.
Кстати, первоначально сумма ущерба составляла 150 миллионов рублей. Мы попытались максимально разграничить долю загрязнения, которую вносит цинковый завод, и долю загрязнения, которая лежит на совести тех предприятий, которые расположены на проверяемой территории, то есть на территории бывшей лакокраски. Методом расчетов мы и получили сумму штрафа в 37 миллионов рублей. Окончательно решит эту непростую задачу суд.
Тем временем у Южного Урала остается еще немало «горячих» экологических точек. Регион, хотя за последние годы и стал чище, до сих пор «дымит и коптит».
И в загрязнении окружающей среды виноваты зачастую не только промышленники. В этом немалая вина лежит и на нас, обычных гражданах, для которых очень часто словосочетание «экологическая культура» лишь понятие со страниц скучного учебника.
Дамир Нелькин,
фото Марии Барабановой
Поделиться