Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Оценить приоритеты

30 Апреля 2013
Оценить приоритеты

В Челябинской области обсудили актуальные вопросы развития промышленного комплекса региона в рамках специализированного форума. На этот раз своим видением делились автомобилестроители, литейщики, представители...

В Челябинской области обсудили актуальные вопросы развития промышленного комплекса региона в рамках специализированного форума.

На этот раз своим видением делились автомобилестроители, литейщики, представители фирм-поставщиков и сервисные компании нефтегазовой отрасли — всего более ста предприятий. А несколькими днями ранее губернатор Михаил Юревич высказал свою позицию по поводу новой экономики и поддержки ключевых отраслей. По словам главы региона, упор сегодня надо делать на диверсификацию, уходя от «металлургической» зависимости, и обращать особое внимание на поддержку машиностроения. Меры поддержки отрасли должны быть аналогичными помощи агропромышленному комплексу, считает Михаил Юревич. Это предложение он озвучил на уровне полпредства.

Настрой на машиностроение

— С точки зрения оценки приоритетов экономики Челябинской области задан курс на то, чтобы экономика стала более разноплановой, чтобы не было зацикленности на одной только отрасли. Безус­ловно, металлургия — это локомотив для региона. Это надо иметь в виду, но замыкаться на металлургии, конечно же, не нужно. Поэтому одно из направлений деятельности правительства и предприятий области — это построение многоплановой экономики с упором, прежде всего, на машиностроение, лесообработку и добычу полезных ископаемых. В приоритете также фармакология и еще ряд отраслей, которые нетрадиционны для южноуральской экономики, тем не менее, тоже должны развиваться, — прокомментировал глава регионального минпрома Егор Ковальчук.

— Развитие идет, но не теми темпами, которыми бы хотелось, — высказывает свое мнение Борис Ананишин, и. о. главного технолога по развитию ОАО «Автомобильный завод «Урал». — Сегодня нет былых кооперационных связей, которые мы имели в советские времена. Все живут обособленно, и каждый варится в своем котле.

Хотя, если бы проблемы решались сообща, снизилась бы даже себестоимость продукции.

— Например, по производству нормализованных изделий каждое предприятие имеет собственный цех. Это наследие еще советских времен, и сегодня это производство стоит на месте. При этом если бы на весь регион было только одно предприятие, выпускающее нормализованные детали по современной технологии, — этого бы хватило, — убежден Борис Ананишин. — Продукция других заводов, закупающих эти детали, была бы только качественнее и дешевле — себестоимость миллиона деталей будет ниже, чем десяти. Но для этого нужны инвестиции.

Вопрос инвестиций

Из существующих проблем, тормозящих процесс перехода экономики на новые рельсы, наш эксперт также выделил недостаточный уровень технического перевооружения крупных промышленных предприятий.

— Многие из них имеют технологии 60—70-х годов, так как создавались еще в советские времена. Перевооружение идет, но медленными темпами. Соответственно, мы получаем не то качество и не те материалы, которые ожидаем.

Есть вопросы и к станкостроителям. В России отрасль, говорят, буквально похоронили.

— Мы, машиностроители, без станкостроителей никак. А вынуждены закупать оборудование в Китае или на Западе.

В России есть проблема

и с производством автокомпонентов, отметил представитель АЗ «Урал». Рынок практически пустой. Производства либо банкротятся, либо устаревают, поэтому машиностроителям приходится идти к зарубежным партнерам.

— В том числе на китайский рынок, где качество не устраивает ни нас, ни наших потребителей, — говорит Борис Ананишин.

По его словам, развитие машиностроения надо рассматривать не только применительно к региону — это вообще проблема всей страны. Машиностроение — это взаимосвязанный организм, и пример с деталями и станками — это только один блок проблем.

— Возможно, будем сотрудничать с «УралАЗом». Мы могли бы начать отработку каких?либо изделий уже по их заявкам, — высказывает надежду на воплощение взаимовыгодной модели региональной кооперации Михаил Савич, главный инженер Златоустовского литейного завода «Метапласт». — Заказчики к нам обращаются, я не скажу, что их мало. Но, как правило, это посредники, не имеющие конкретного техзадания и представления о том, в каких условиях будет работать та или иная деталь. Поэтому нам сложно доводить до нужных требований свои разработки, заранее не зная всех нюансов. И все такие заказы ни к чему не приводят.

По словам эксперта, резервы по машиностроению в регионе огромные. Есть множество предприятий, которые в свое время занимались оборонным сервисом. Сейчас они остались со своими площадями, оборудованием и, что самое важное, кадрами. И они не загружены. Но вопрос опять упирается в инвестиции.

— Если будут инвестиции — все можно возродить и перевести на более современный уровень, — уверен Михаил Савич.

Он также добавил, что помимо инвестиций требуется и внимание властей к реальному сектору экономики.

— У нас жесткая зависимость от добывающего сектора, и поэтому про реальный мы часто забываем. А мощности у предприятий есть. Оптимальным со стороны государства было бы субсидирование налогов именно в инвестиционной стадии, когда предприятие закупает оборудование, и оно еще на сто процентов не окуплено, — говорит Михаил Савич.

По мировым стандартам

Однако на Челябинском кузнечно-прессовом заводе считают, что инициатива должна исходить, в первую очередь, от самих предприятий. А подтолкнуть их к этому должны мировые стандарты качества.

— Россия, как известно, вступила в ВТО, и западные компании уже полным ходом разворачивают локализацию. Чтобы работать с этими, очень перспективными и желанными клиентами, необходимо соответствовать их стандартам и требованиям, — комментирует Елена Файзуллина, коммерческий директор ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод». — Эти требования, как правило, высоки, строги и специфичны.

Как ни странно, среди «смежников», которые часто мешают им соответствовать, наш собеседник выделяет именно перевооружившихся металлургов.

— До сих пор нормальной является ситуация, когда мы, получая заявку на выпуск продукции из специфической стали, передаем соответствующий запрос металлургам, а ответ не получаем совсем или получаем, но с непростительным опозданием, — приводит пример Елена Файзуллина. — Проще говоря, наши местные партнеры, прежде всего металлурги, пока слишком неповоротливы для предприятий, работающих в условиях жесткой конкуренции с мировыми лидерами — а ВТО ставит всех нас именно в такие условия.

Подготовила Инга Зайцева


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты