Недешевые бесплатные земли. В Челябинской области обсудили проблемы предоставления бесплатных земель

Там, где муниципалитет может выделить участки под индивидуальное строительство, у людей часто нет денег, чтобы возвести дом. А если деньги есть — можно натолкнуться на дефицит участков. Есть и общая проблема — бюджетное недофинансирование.
Там, где муниципалитет может выделить участки под индивидуальное строительство, у людей часто нет денег, чтобы возвести дом. А если деньги есть — можно натолкнуться на дефицит участков. Есть и общая проблема — бюджетное недофинансирование.
— Закон работает, но до сих пор его правоприменительная практика только нарабатывается, а процесс предоставления гражданам земли идет недостаточно интенсивно, — отметил Юрий Карликанов, первый вице-спикер ЗСО. — В 2013 году из сформированных 1 160 участков предоставлено только 524.
Давайте ка вы сами…
Как отметил глава минпрома области (курирующая структура) Алексей Бобраков, в прошлом году от граждан было принято 2 412 заявлений. Из них 1 958 поставлено на учет.
— Самое большое количество заявлений — 1 777 — поступило от граждан, имеющих на содержании трех и более детей. Из них на учет встали 1 598 человек, — рассказал Алексей Бобраков. — 346 заявлений подали молодые семьи, 191 — участники боевых действий и всего 4 — обманутые дольщики.
Однако, по данным минпрома, число сформированных в регионе в 2013 году участков для бесплатного предоставления — это только 59 % от потребности. Из 524 выделенных в реальности участка, 337 — предоставлено гражданам, имеющим на содержании трех и более детей, 129 — молодым семьям. Наибольшее количество заявлений — 18 % от общего числа — подали жители Магнитогорска, Сосновский район на втором месте — от муниципалитета поступило 15 % заявок. Миасс показал цифру 10 %, Челябинск — 9 %. В 2014 году при проведении кадастровых работ будет образовано 799 участков, рассказали в минпроме.
— Факторами, сдерживающими реализацию закона на территории области, является неудовлетворенность граждан отсутствием газовой инфраструктуры, воды и подъездных путей. Часто участки выделяются на окраинах. Есть и трудности при проведении кадастровых работ, — комментирует комплекс проблем Алексей Бобраков. — Они связаны с ограниченностью бюджетных средств. Еще один фактор — нехватка участков, соответствующих целевому назначению и разрешенных для использования на территории некоторых муниципалитетов. Наконец, граждане сами отказываются от участия в программе. Как правило, это многодетные семьи, не имеющие финансовой возможности возвести дом на выделенной земле.
В минпроме подсчитали, что речь идет примерно о 20-25 % таких семей. Кроме того, было оговорено, что стоимость оформления одного участка находится в прямой зависимости от его месторасположения. Это стоит от 1 до 2 миллионов рублей, которые приходится изыскивать уже в региональной казне.
Депутат Борис Мурашкин поинтересовался, как будет решаться вопрос выделения бюджетных денег, когда большинство муниципалитетов региона — дотационные. Алексей Бобраков ответил, что придется принципиально пересмотреть распределение аукционных средств, и какая то часть пойдет на реализацию программы.
О том, что политика иждивенческого подхода здесь не пройдет, сказал Юрий Карликанов:
— Если мы всю нагрузку будем перекладывать только на областной бюджет, выйдет не совсем правильно. Все-таки каждый муниципалитет в обязательном порядке должен изыскивать свои точки роста развития экономики. Конечная цель — чтобы территории были самодостаточны, а не стояли все время с протянутой рукой. Механизмы для этого они должны изыскивать сами. Те же участки, которые муниципалитеты реализуют в свободную продажу в очень привлекательных местах, приносят средства, которые можно перенаправить на решение проблемы.
Социальная агломерация
По словам Михаила Кожевникова, начальника управления архитектуры и градостроительства регионального минстроя, система контакта с муниципалитетами теоретически налажена. Территории региона в ведомстве условно разбили на 4 группы. Первая — ЗАТО. Здесь работа в плане предоставления участков ведется с соседними образованиями, где есть «нережимные» земли.
— Так, решается сейчас проблема с Озерском — муниципалитет вывели на договорные отношения с Каслинским районом, который формирует для закрытого города 20 участков при условии, что инженерными сетями займется ЗАТО, — рассказывает Михаил Кожевников. — В закрытых территориях также есть как режимные участки, так и те, которые существуют на правах собственности (например, Каменный цветок в Трехгорном). Почему бы на таких землях не выделять участки?
Вторая группа беспроблемная, как охарактеризовал ее представитель минстроя. Это 7 муниципалитетов, где вообще отсутствуют какие либо сложности: Брединский, Карталинский, Уйский, Нязепетровский, Октябрьский, Чебаркульский, Троицкий районы.
— Ситуация, конечно, может, и измениться, но пока так. Тем более территории характеризуются выраженной трудовой миграцией, и переезжающие граждане готовы строить жилье, чтобы здесь осесть, — добавил Михаил Кожевников.
Третью категорию в минстрое называют аморфной. Это 16 муниципалитетов, у которых на первый взгляд все нормально, предложение превышает спрос, но подход по формированию участков формальный.
— Землеустроитель вышел и нарезал, а кадастровых работ не ведется, — пояснил начальник управления архитектуры, предпочтя не конкретизировать географию. — Здесь нет системного подхода: выбора хорошего местоположения, обеспечения всей градостроительной документацией от генплана до проекта застройки.
Четвертая категория — тоже 16 муниципалитетов, где спрос на участки превышает предложение. Особо это актуально для пяти территорий: Челябинск, Магнитогорск, Миасс, Копейск и Златоуст.
— Муниципалы хотят предоставлять участки, но есть объективные проблемы. Поэтому вопрос здесь надо ставить так: не найти и наказать, а разобраться и помочь. В Магнитогорске, например, подход системный, но там очевиден дефицит — 111 участков против 423 желающих их получить. И город никак не разрешит эту диспропорцию без помощи соседнего Агаповского района, — сказал Михаил Кожевников. На примере челябинской агломерации (пригородная зона) система понятна, поэтому вопрос будем решать по аналогии.
Юрий Карликанов добавил, что Магнитогорск тяготеет и к Нагайбакскому району, и к Верхнеуральскому: у одних есть земля, у других — ресурс, чтобы обеспечить ее инфраструктурой. Поэтому все это необходимо скооперировать.
Также решено рекомендовать органам местного самоуправления обеспечить формирование востребованных участков и предусмотреть под эти цели средства в бюджетах. Депутаты стоят и на том, что участки должны выделяться с инфраструктурой. А противодействием для формального подхода к рассмотрению заявлений граждан станет решение закрепить за этим конкретных лиц на местах и установить сроки предоставления отчетов в минпром.
Инга Зайцева
Поделиться