Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Все — в Интернет!

10 Ноября 2014
Все — в Интернет!

Крупные игроки на рынке торговли продуктами питания осваивают непродовольственные ниши

Крупные игроки на рынке торговли продуктами питания осваивают непродовольственные ниши

Вслед за X5 Retail Group, которая параллельно с оффлайновым развитием продуктовой розницы торгует в онлайне товарами категории нон-фуд, по аналогичному пути пошел и транснациональный Auchan. К началу ноября этого года французский оператор запустил новый сервис — заказ непродуктовых товаров в интернет-магазине — для 107 городов России, в том числе Челябинска и Магнитогорска.

РУтейл рулит

Рынок торговли в Рунете продолжает активное развитие. Как пишет Finam.ru, в первом полугодии 2014 го суммарный рост интернет-ритейла в России составил 11,9 трлн руб. (+ 9,1 % к аналогичному периоду 2013 г.). Всего в отечественном онлайне действует порядка 40 тыс. магазинов, из которых львиную долю (90 %) всего объема заказов покрывают лишь пять процентов интернет-продавцов. Основные продажи приходятся на электронику и бытовую технику, второе и третье места делят одежно-обувной сегмент и автозапчасти. По прогнозам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) к концу этого года объем продаж в Рунете может составить 26 трлн руб. Правда, по мнению специалистов, активность российских покупателей в онлайне могла бы быть и лучше. Ведь при том, что Россия занимает первое место в Европе по количеству пользователей Сети (около 70,7 млн), только половина из них совершает покупки, что называется, по клику. Для сравнения: в Евросоюзе — около 60 %, в США — более 70 %, Великобритании — более 80 %. По количеству интернет-покупателей в России лидирует Центральный федеральный округ (+32 %). Хорошая динамика и в других регионах: на Юге и Северо-Западе страны — по 24 % прироста, в Сибири — 23 %, на Дальнем Востоке и в Приволжском ФО — по 19 %. Замыкает семерку Урал: в первом полугодии 2014 го УрФО увеличил в Сети покупательский трафик на 13 %.

Доля Челябинска в этой структуре не приводится. По итогам прошлого года столица Южного Урала вошла в ТОП 5 городов-лидеров по объему интернет-торговли, замкнув пятерку мегаполисов — Москва (40 %), Спб (8,8 %), Екб (5,8 %), Новосибирск (3 %) — с показателем в 2,5 %, по данным shopolog.ru. Центр стратегических исследований Enter Vision оценил прошлогодний объем рынка онлайн-торговли в Челябинской области в 11,7 млрд руб. (динамика — 20 % к 2012 г.). Более половины продаж, как и в целом по России, пришлось на электронику и бытовую технику и около трети — на смешанный ассортимент. Остальное разделили между собой торговцы товарами для досуга, автозапчастями и т. д. Согласно данным «Яндекс. Маркет» доставку в Челябинск осуществляет порядка 6000 магазинов. В ТОП-лист, составленный весной 2014 г. «Деловым кварталом», вошло 6 онлайн-торговцев Челябинска и 11 федеральных. В числе компаний-лидеров, нацеленных на южноуральских интернет-покупателей: по категории «бытовая техника и электроника» — «РБТ», «IdeЯ!», «Санрайз», по автозапчастям — «74 колеса», по мебели — «Первый интернет-гипермаркет мебели» и, наконец, в категории «сделай сам» — «Технопульт». На первых пяти позициях в ТОПе «федералов» — OZON.ru, «Сотмаркет», «Ситилинк», Е5, Е96. Только «Ситилинк» из них торгует бытовой техникой и электроникой, остальные компании представлены в категории «смешанный ассортимент».

Учитывая результаты прошлого года, есть шанс, что и 2014-й завершится для Челябинска с неплохими показателями. Тем более если взять во внимание явно намечающуюся тенденцию — переход на мультиканальную торговлю и тех игроков, которые ранее довольствовались оффлайн-бизнесом.

Настройка на новый канал

Один из очевидных трендов, наметившихся в последнее время, — выход на рынок интернет-торговли крупных продовольственных ритейлеров. Правда, реализовывать по новому каналу продукты питания эти игроки не решаются, пробуя себя в роли онлайн-продавцов преимущественно несъедобного товара. Так, с ноября прошлого года вышла в Сеть из тестового режима компания Metro С&C. Среди главных позиций интернет-магазина германского ритейлера — товары для офиса (бумажная продукция и канцтовары, картриджи и тонеры, техника), хозтовары, интерьер, все для автомобилиста, подарки и новогодний ассортимент.

Активно развивает онлайн-торговлю и один из крупнейших игроков российской розницы — X5 Retail Group. Как и Metro, ритейлер продает в Сети в основном товары категории non-food. Интернет-магазин E5.ru (а именно под этим брендом компания и развивает онлайн-продажи) предлагает покупателям продукцию 24 разделов. В ассортименте сайта — электроника и всевозможная техника (бытовая, климатическая, компьютерная, фото- и видео-, теле- и аудио-), подарки и сувениры, одежда и галантерея, товары для спорта, туризма и дачи и другое. Явно преобладают на E5.ru книги — их свыше 1,5 млн. С огромным отрывом, но относительно широко на сайте также представлены разделы «Музыка» и «Видео» (более 17 тыс. альбомов/фильмов в каждом), «Товары для мамы и детей» (более 11 тыс.), «Товары для дома» и «Канцтовары» (более 10 тыс. в каждом). Правда, доставляется товар, заказанный на этом сайте, не слишком оперативно — в недельный срок.

Вероятно, лояльность потребителя ритейлер формирует за счет разнообразия способов доставки, которых E5.ru предлагает четыре. Первый — это привоз заказа в один из универсамов «Пятерочка», супермаркетов «Перекресток» или гипермаркет «Карусель». Этот способ не бесплатный — жителям Челябинска, Копейска и Магнитогорска придется заплатить за него 105 руб. Можно также забрать товар в одном из пунктов самовывоза заказа (ПВЗ), имеющихся в Челябинске, Миассе, Озерске и Снежинске — за это южноуральцы должны раскошелиться уже 410 рублями, правда, забрать заказ клиент может в удобное для него время. Курьерская же доставка на дом обойдется и вовсе в полтысячи. Есть, правда, и бесплатная (при заказе на сумму от 500 руб.) доставка в Центр обслуживания клиентов.

На Южном Урале повезло в этом плане только непосредственно столице и Магнитогорску — они вошли в девятку городов, где такие ЦОКи есть. (Остальные семь Центров E5.ru — в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Екатеринбурге). По данным отчетности компании, за прошлый год интернет-магазин Е5.ru, генерировал в 0,3 % от всей выручки X5 Retail Group.

— Рынок онлайн-продаж в последние годы развивается довольно активно. Потребители, особенно молодые, постепенно переходят в Интернет, — комментирует ситуацию генеральный директор «Найфл» Владимир Найденов. — Конкретно у нашей компании, в которой доля онлайновых продаж в общем объеме сбыта — 1/5, прирост в этом году составил по сравнению с 2013-м 35 процентов.

Однако, учитывая ситуацию на валютном рынке и в принципе кризисные тенденции в экономике, начиная со следующего года, по мнению эксперта, развитие этого канала сбыта в денежном выражении будет затухать — прирост в 2015-м будет уже на 20, а то и на 30 % ниже, чем в 2014-м. При этом в каждом конкретном сегменте первую скрипку будут играть компании, специализирующиеся на продажах определенного, а не смешанного ассортимента и предоставляющие весь спектр сопутствующих услуг, полагает специалист. «К примеру, если говорить о сегменте бытовой техники и электроники, то E5.ru продает только мелкие бытовые товары, — обращает наше внимание Владимир Найденов. — Это связано с тем, что интернет-продажи крупных вещей сопряжены с рядом сложностей. А именно: с логистикой и ведением гарантийно-сервисного обслуживания».

Поэтому и дальнейшее развитие игроков типа E5.ru будут, по мнению эксперта, ограничены ассортиментной матрицей: в подобных интернет-магазинах будет продаваться недорогой товар небольших габаритов как сопутствующий основным, оффлайновым продажам.

Все смешалось и в Ашане

 В октябре этого года начала принимать заказы по Интернету и осуществлять их доставку в города России и французская сеть Auchan. Начав тестировать свой интернет-магазин еще в прошлом году, в этом — в последних числах минувшего месяца — игрок вышел на рынок интернет-торговли более ста крупных городов страны. На начало ноября Челябинск и Магнитогорск вошли в список 107 городов, для которых теперь доступен новый сервис Auchan. В онлайне французский оператор предлагает только нон-фуд — детские товары, мебель и садовый ассортимент.

Как сообщила «Южноуральской панораме» менеджер по внешним коммуникациям  «АШАН Россия» Полина Юркова, весь ассортимент на сайте шире, чем на реальных полках гипермаркета.

— Если, например, сейчас товары для сада представлены на сайте недостаточно полно, то в сезон их ассортимент в онлайне существенно расширится, — обещает она. — Полки в магазинах мы при всем желании не сможем настолько увеличить.

Доставка в Челябинск и Магнитогорск, со склада Москвы занимает, по словам Юрковой, 3-4 дня. Возможен как самовывоз товара из гипермаркета Auchan, так и доставка на дом, которую осуществляет компания DPD и стоимость которой варьируется в зависимости от размеров товара: мелкогабаритный челябинцам и магнитогорцам доставят за 455 руб., а среднегабаритный — уже за 850 руб. Цены непосредственно на продукцию, представленную в интернет-магазине, в основном соответствуют ценникам в гипермаркете, возможны незначительные отличия. «Если клиент выберет способ доставки — самовывоз, а на момент получения и оплаты заказа аналогичный товар в гипермаркете будет стоить дешевле, чем в интернет-магазине, то клиент оплатит товар по цене гипермаркета», — уточняют в Auchan. 

На сегодня ассортимент сайта насчитывает 10 тыс. наименований, в том числе игрушки, изготовленные специально для АШАН Групп под брендом rik&rok (для детей от 3 лет) и baby (для малышей). На сайте auchan.ru уже сейчас предлагается 3 500 наименований игрушек, тогда как максимальное предложение гипермаркетов Auchan — от 1 500 до 2 500 товаров. В следующем году планируется увеличить общий ассортимент до 15 тыс. единиц и добавить товары для детей. По словам Полины Юрковой, к 2015-му только количество товаров в разделе «игрушки» компания рассчитывает довести до 5000 тыс. наименований. «Плюс появятся новые категории товаров — для гигиены, для новорожденных, детская одежда, которая специально для нас будет отшиваться в юго-восточной Азии», — сообщила представитель «АШАН Россия».

На рынках, на чью территорию вошел Auchan, как, впрочем, и на тех, чей кусок пирога он отщипнуть пока не планирует, уже сформировался и довольно прочно закрепился свой костяк продавцов. Что детскими товарами, что мебелью сегодня через Интернет торгуют практически все крупные игроки в перечисленных нишах. А в «киндер»-сегменте, кроме федеральных торговых сетей, типа московского «Детского мира», интернет-магазины и вовсе растут как грибы после дождя: Яндекс в соответствующем разделе в категории детских товаров выдает 60 адресов. В общем, одного громкого имени французскому оператору, вероятно, будет недостаточно. Все же для массового провинциального покупателя по-прежнему немаловажен вопрос цены. Если интернет-магазину auchan.ru удастся предложить покупателю либо лояльную ценовую политику, либо явно отличающийся по качеству, со знаком «плюс», ассортимент, тогда, скорее всего, у компании есть шанс занять прочные позиции хотя бы в одном из сегментов, на которые этот игрок замахнулся.

Впрочем, некоторые уверены, что в бизнесе, как и в обычной жизни, каждый должен заниматься своим делом, в котором он настоящий профи. По мнению нашего собеседника, чья компания продает не только бытовую технику, но и мебель, отдаленное отношение к которой теперь имеет и Auchan, торговля смешанным ассортиментом понятна и оправдана лишь на этапе роста рынка интернет-продаж. «Пока ситуация в сфере онлайн-торговли не устаканилась и при кажущейся простоте работы в Сети, все пытаются продавать все — то есть все, на что есть массовый спрос, — объясняет тренд Владимир Найденов. — Все хотят быть «амазонами», успешно торгующими смешанным ассортиментом. Но в жизни и конкретно в наших сегодняшних реалиях не все так просто. Специализация все же играет огромную роль, и со временем рынок все расставит на свои места».

Алина Голованова


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты