Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Невостребованное гостеприимство

24 Ноября 2014
Невостребованное гостеприимство

Игроки южноуральского гостиничного рынка ожидают дальнейшего сокращения спроса на свои услуги

Игроки южноуральского гостиничного рынка ожидают дальнейшего сокращения спроса на свои услуги

 Отельеры города, рассчитанного прежде всего на деловой туризм и разовые вспышки гостевого ажиотажа, в несезон и периоды отсутствия крупных мероприятий традиционно испытывают дефицит клиентов. А уж на фоне экономико-политических коллизий и вовсе уповают лишь на чудо.

 Показательные цифры

Южноуральский рынок гостиничных услуг медленно, но верно сбавляет обороты.

Согласно данным Федеральной службы госстатистики, коллективные средства размещения (КСР) Челябинской области в первом полугодии 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. по основным показателям продемонстрировали спад. Сократилось, хоть и не существенно, и количество самих КСР (со 151 до 149), и число мест в них (с 21 378 до 21 110). В денежном выражении уменьшение оказалось не трагическим, но, вероятнее всего, симптоматичным. Доходы от предоставляемых услуг без НДС, акцизов и аналогичных платежей за январь-июнь 2014 г. составили у гостиниц и аналогичных средств размещения в регионе более 1,13 млрд руб. (показатель первого полугодия 2013 го — около 1,14 млрд руб.).

По результатам исследования, проведенного «Деловым кварталом», основу рынка составляли на начало года организации с номерным фондом до 35 номеров (62 %), на втором месте — гостиницы с 36-100 номерами (31 %) и меньше всего на Южном Урале отелей, число номеров которых 100 и больше (7 %). В прошлом году до 21 % увеличилась доля мини-гостиниц и хостелов. На начало 2014 г. в  Челябинске работало 68 гостиниц и средств размещения, из них 23 с присвоенной категорией звездности. Доля гостиниц с официально подтвержденной категорией не более 25 %. В весеннем рейтинге «ДК», куда вошли структуры с числом номеров от 35, — шесть отелей с официальной звездностью и восемь — с неподтвержденной. Первую группу представляют: Гранд отель ВИДГОФ 5* (139 номеров), «Маркштадт» 4* (92), SMOLINOPARK 4* (62), гостиничный комплекс «Березка» 5* (57), Holiday Inn Chelyabinsk-Riverside 4* (53), ГК «Славянка» 4* (36). Во второй группе соседствуют конгресс-отель «Малахит» (403), гостиница «Южный Урал» (190), отель «Виктория» (138), отель «ПаркСити» (97), ГК «Алмаз» (69), отель «Меридиан» (62), «Аврора» (60), гостиница «Омская» (56).

 Гостиниц — как грибов

Этот год выдался богатым на за запуски гостиничных проектов в Челябинске.

В апреле на пересечении улиц Труда и Энгельса открылся наконец Radisson blu 4*+ международный сети Carlson Rezidor. Отель рассчитан на 211 номеров, 180 из которых — формата «стандарт», с минимальным ценником в 5 900 руб. На территории отеля расположены также конференц-зал площадью более 500 кв. м и семь деловых площадок в раках 20-84 м². Работают в Radisson ресторан и бар, предоставляются спа- и фитнес-услуги.

В конце лета Дмитрий Еремин, в холдинг «Гостиничное хозяйство» которого также входят гостиницы «Южный Урал», «Малахит» и «Омская», открыл вблизи площади Революции отель «Арбат», рассчитанный на 77 номеров и позиционирующийся в среднем ценовом сегменте: средняя стоимость номера — 3500 руб. Из инфраструктуры здесь только кафе с завтраком по системе «шведский стол». Однако в качестве основных преимуществ отеля его представители называют удобное месторасположение — в самом центре города, новые номера и бесплатный Wi-Fi.

Еще один отель построила в этом году в Челябинске компания «Магистр» — на Северо-Западе, напротив ледовой арены «Трактор», в сентябре официально начал работу «Мелиот». Его номерной фонд — 98 комнат. Имеется на территории гостиницы также спа-центр, тренажерный зал, собственная пивоварня, таверна, банкетный зал и ресторан. Для проведения деловых мероприятий — три конференц-площадки. Отель позиционируется в среднем ценовом сегменте. К примеру, если гость решит разместиться в «Мелиоте» в выходной день, то проживание в одноместном номере обойдется ему с 30%-ной скидкой в 2240 руб., а в люксе — в 4200 руб.

Ожидается в Челябинске еще несколько гостиничных проектов. В планах компании IHG — открытие Holiday Inn Express. Готовится к запуску второй очереди и отель «ПаркСити». При этом проект отеля Park Inn 4*, который планировала построить на пересечении улиц Труда и Красная девелоперская компания «Родник», заморожен.

 «Сезонная» зависимость

Поскольку Челябинск — город исключительно делового туризма, гостиничный рынок сильно зависит от такого фактора, как «сезонность».

Причем в отличие от туризма «отпускного», лето у отельеров южноуральского мегаполиса считается «несезоном», а пиковая загрузка приходится на осень и с февраля по май.

— В Челябинске существует обратно-пропорциональная связь по отношению к курортным отелям, — комментирует Светлана Брюханова, генеральный менеджер отеля «Маркштадт». — Если курортные отели России заполнены летом, то для Челябинска самый сезон начинается в сентябре. Зимой отмечается некоторое снижение, особенно на период январских каникул, а весной начинается пик деловой активности, который спадает к лету, с началом отпусков.

У каждой гостиницы есть плановая загруженность в перерасчете на год и каждая определяет для себя свою точку безубыточности, при переходе за которую начинают вводиться меры по снижению издержек. Однако, как правило, дело до этого все же не доходит: в «нежаркие» в плане спроса постояльцев периоды «простои» номеров компенсируются за счет продажи сопутствующих услуг. В числе способов дополнительного заработка — предоставление в аренду конференц-залов, ресторанное обслуживание, фитнес-услуги и т. д. Согласно данным исследования «ДК», по количеству объектов инфраструктуры при отелях основную долю в 2014 г. составляют банкетные залы (32 %), предприятия общепита и оздоровительные заведения (30 %) и конференц-залы (23 %).

 Пиковые даты

Кроме «горячего» сезона, спрос на услуги отельеров повышается и в т. н. пиковые даты. Как цветочники отмечают традиционное увеличение спроса на свой товар 8 Марта и 1 сентября или праздничные агентства «срывают куш» в предновогодний период, так владельцы гостиниц обогащаются за счет ажиотажа в дни проведения в городе массовых мероприятий.

За последние несколько лет в Челябинске прошло несколько масштабных спортивных соревнований: чемпионат Европы по дзюдо, первенство Европы по водному поло, чемпионат мира по керлингу среди инвалидов. Наконец, с 25 по 31 августа 2014 г. столица Южного Урала принимала чемпионат мира по дзюдо. Последнее мероприятие, собравшее в одном месте две тысячи спортсменов и членов делегаций и еще в пределах нескольких тысяч болельщиков и гостей, естественно, увеличило клиентопоток в гостиницах.

— В пиковые даты заполняемость в отелях Челябинска, конечно, максимальная, — рассказывает Анатолий Гуревич, генеральный директор турфирмы «Сусанин» (специализируется на деловом туризме). — В первую очередь «снимают сливки» системные отели, типа Radisson и Holiday Inn: у них всегда есть загрузка, т. к. на больших мероприятиях спортсменов расселяют по правилам, в определенные отели. Заполняемость же остальных гостиниц зависит уже от количества приехавших болельщиков.

Подтверждает слова эксперта и Светлана Брюханова. « Заполняемость номерного фонда гостиничного комплекса в пиковые даты стопроцентная, в сравнении с периодами затишья разница существенная — падение в два или даже в три раза, — говорит собеседник «ЮП». — Если брать в качестве примера лето текущего года, т. е. период проведения ЧМ по дзюдо, то работы хватило всем. Гостиницы Челябинска были переполнены и возникали проблемы с поиском гостиничных номеров.

В то же время, по мнению некоторых экспертов, подобные мероприятия — будь это масштабные спортивные соревнования или всевозможные «чиновничьи» съезды, типа форума по ЖКХ, который проводил в Челябинске Дмитрий Медведев, все это — разовые события, увеличение клиентопотока в период которых серьезно не влияет на годовую загрузку номерного фонда.

— Мы благодарны областным и городским властям за организацию и проведение в Челябинске крупных выставок, конференций, спортивных соревнований, повышающих спрос на услуги гостиниц, — говорит Марина Карелина, гендиректор отеля «ПаркСити». — Но несмотря на это, в целом деловая активность в последнее время все-таки снижается. У нас, к примеру, в этом году по сравнению с прошлым отмечен спад в районе 15-20 %. И мы вынуждены оптимизировать издержки и, не сокращая, правда, ни одного сотрудника, удешевлять затраты.

 Проблемы и прогнозы

В связи с макроэкономическими проблемами взгляды на будущее гостиничного рынка у его участников не радужные: они сходятся во мнении о том, что деловой активности в 2015 г. вряд ли стоит ожидать.

Игроки уверены, что минимум первая половина 2015 г. для всех отельеров будет трудной. Исключением станут короткие периоды с пиковыми загрузками: в январе пройдет чемпионат Европы по конькам, а в мае — чемпионат мира по тхэквондо. «В случае с последним мероприятием все будет зависеть от политической и экономической ситуации, которая сложится к тому времени в стране и в мире, — объясняет спикер «ЮП». — То есть имеет значение, как много приедет на это событие болельщиков, каковым будет общее число гостей. Все же надо понимать, что тхэквондо несколько беднее дзюдо, и уровень гостей здесь может быть иным. Но в любом случае на эти несколько дней в Челябинске будет аншлаг, гостиницы будут заполнены».

В периоды же спортивного затишья отельеры, ссылаясь на отсутствие крупных проектов в Челябинске, не считая двух масштабных спортивных соревнований, и на непростую экономическую и политическую обстановку, ожидают сокращения спроса на свои услуги. Так, прогнозируют снижения продаж в «Маркштадте». Схожее мнение высказывают и в «ПаркСити». «В 2015 г. в лучшем случае мы ждем стагнации — будет превосходно, если все останется хотя бы на прежнем уровне, — говорит Марина Карелина. — Заводы уже начали сокращение рабочего дня, то есть оптимизация издержек — налицо. Каких то глобальных инвестпроектов на будущий год не декларируется, а значит, люди, скорее всего, будут меньше ездить на переговоры. Экономика стагнирует и деловая активность автоматически падает».

В связи с дефицитом клиентуры эксперты прогнозируют на рынке усиление конкурентной борьбы. Некоторые гостиницы, вероятно, пойдут на снижение цен и введение новых услуг для привлечения клиентов. Правда, и здесь не все так просто: делового туриста заманить тяжело, потому что не он как физлицо решает, куда заселиться, а организация-работодатель выбирает для него отель. «Компания-заказчик обычно обращает внимание на то, чтобы в отеле был максимальный набор необходимых клиенту удобств — Wi-Fi, завтрак, включенный в стоимость проживания, и так далее», — объясняет Анатолий Гуревич. Учитывая подобные запросы, возможно, отельеры в 2015 г. будут совершать какие то подвижки в данном направлении. «Мы стараемся всегда держать «руку на пульсе», — говорит Светлана Брюханова, — постоянно развиваемся, чтобы не допускать финансовых прорех, придерживаясь концепции, что, если предприятие не развивается, оно не стоит на месте, а неизбежно деградирует».

Как отмечают участники рынка, было бы неплохо, если бы в решении отдельных проблем принимали участие чиновники. «Хотелось бы урегулировать вопрос по сертификации отелей на федеральном законодательном уровне, — замечает руководитель «Маркштадта». — Сейчас этим занимаются частные компании, которые за определенные суммы выдают сертификаты и «звезды» всем подряд. Необходима четкая структурированность и определение критериев в данном вопросе». Кроме того, по мнению спикера «ЮП», «деловому» мегаполису не помешают отели эконом-класса с проработанной концепцией. Правда, увеличение номерного фонда в этой нише находят оправданным не все. «Несмотря на бытующее мнение, дескать Челябинску не хватает номеров в эконом-сегменте, ситуация в том направлении меняться не будет, т. к. такие номера недостаточно востребованы, — считает гендиректор турагентства «Сусанин». В классическом понимании, отмечает эксперт, эконом-класс — это то, что рассчитано на самостоятельный туризм. А поскольку в Челябинск приезжают преимущественно с деловыми целями, мнение, что строительство однозвездочных гостиниц спровоцирует усиление спроса на гостиничные услуги и, как результат, рост гостиничного рынка в целом является, по мнению специалиста, ошибочным.

 Подготовила Алина Голованова


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты