Россия: сохранить статус мировой державы

25 Ноября 2009

Такую цель поставила перед собой и всей страной партия «Единая Россия» на XI съезде, который прошел в Санкт-Петербурге. За предпочтением, отданным городу на Неве, мне видится более глубокий подтекст: современной России как стране, сообществу людей, национальному государству в ближайшее десятилетие предстоит совершить прорыв, по своим масштабам не уступающий преобразованиям, которые проводил Петр Первый.

Такую цель поставила перед собой и всей страной партия «Единая Россия» на XI съезде, который прошел в Санкт-Петербурге

Это был всего третий сбор партийцев, который проводился вне стен Москвы. Многие объясняли выбор в пользу Северной столицы ее успешным опытом по проведению саммита «Большой восьмерки» и Всемирного экономического форума. Скорее всего, так оно и было, но за предпочтением, отданным городу на Неве, мне видится более глубокий подтекст: современной России как стране, сообществу людей, национальному государству в ближайшее десятилетие предстоит совершить прорыв, по своим масштабам не уступающий преобразованиям, которые проводил Петр Первый. Именно отсюда император поднял Россию на дыбы. Об этом сегодня в Санкт-Петербурге напоминает не только Медный всадник, сам этот город — памятник нашей успешной европеизации. Уверен, у шестисот делегатов съезда, более чем двух тысяч гостей и почти тысячи журналистов нет-нет да возникало ощущение, что в выставочном комплексе «Ленэкспо», месте проведения ХI съезда партии «Единая Россия», принимаются решения, которые будут иметь огромное значение для дальнейшей судьбы страны, жизни каждого ее гражданина.

Не заболтать модернизацию


По уже установившейся традиции съезд партии «Единая Россия» предварял медиафорум. Это свободный диалог, а когда и обоюдоострая дискуссия с известными политологами, политиками, партийными деятелями. На этот раз обсуждался новый политический термин — «модернизация», который ввел в обиход президент России Дмитрий Медведев.


Будем откровенны: большинство из нас восприняло его как очередную задачу, спущенную сверху, над которой страна еще не один раз подумает, а пока она сосредоточивается. И вдруг выясняется, что уже давно пора действовать.

Будем откровенны: большинство из нас восприняло его как очередную задачу, спущенную сверху, над кото-рой страна еще не один раз подумает, а пока она сосредоточивается. И вдруг выясняется, что уже давно пора действовать.


— России не нужна догоняющая модернизация, вроде той, которая произошла в странах Юго-Восточной Азии, — считает генеральный директор медиахолдинга «Эксперт» Валерий Фадеев. — Мы давно европейская цивилизация, а тот же Китай и сегодня остается архаичной и отсталой страной, несмотря на темпы роста экономики. России не нужна и революционная модернизация, которую проводили большевики.

Речь идет об органичном обновлении страны, без жертв и потрясений. Требуется, в первую очередь, технологическая модернизация.


По мнению Фадеева, страна потеряла тридцать или даже сорок лет и очень серьезно отстала от экономи-чески развитых стран. Однако и сейчас есть люди, считающие, что ничего в структуре экономики России менять не следует. Нужно по-прежнему опираться на экспорт нефти и газа, а взамен импортировать зарубежную технику, технологии и сборочное производство.

Мол, на долю России приходится 30 процентов от мировых сырьевых за-пасов, данная нам богом «подушка безопасности» смягчит любой удар. И это действительно так. При сохранении существующей системы тепло и горячая вода будут по-прежнему подаваться в наши дома, продолжат свой полет самолеты, не остановятся поезда и автомобили. Может даже вырасти заработная плата, мы вряд ли будем голодать…

Но Россия как самостоятельная держава, с которой считается мировое сообщество, раз и навсегда прекратит свое существование, а мы превратимся в обычных туземцев, которые за бесценок продают пришельцам свои богатства. На Западе Россия не будет восприниматься даже «как Верхняя Вольта с ракетами» (Маргарет Тэтчер. — Прим. авт.).


— Если Дмитрий Медведев говорит в своем Послании о том, что страна должна завоевать статус мировой державы, значит, этого подтвержденного статуса у нее сегодня нет, — не стал смягчать ситуацию президент фонда эффективной политики Глеб Павловский. — Точка, в которой мы находимся, неудовлетворительна ни в политическом, ни в экономическом положении.


И ничего нового нигде пока не происходит. Более того, уже наблюдается забалтывание темы модернизации. Навязывается представление, что страна стройными рядами движется вперед и только отдельные несозна-тельные личности еще не подключились к этому движению.

Те места из выступления президента, где дается критическое описание нынешнего состояния страны, сознательно обходятся в средствах массовой информации и общественных кругах, лояльных к нынешней власти. Но ведь именно здесь находится центр тех задач и проблем, которые стране предстоит решить, если, конечно, она включится в эту работу.

Смена эпох как смена вех


Россия снова на перепутье. Заканчивается политическая эпоха, выпавшая на предыдущее десятилетие. Она неразрывно связана с именем Владимира Путина. Он был лидером консолидированного большинства. За это время удалось спасти страну от распада, укрепить вертикаль власти, на этот период выпало несколько тучных лет, когда в жизнь людей пришли стабильность, достаток, уверенность в завтрашнем дне.

Этим можно и нужно гордиться! Однако мировой экономический кризис заставил по-новому посмотреть на то, что у нас есть теперь. Одной стабильности уже недостаточно, она становится тормозом, нужен прорыв во многих сферах, чтобы двигаться дальше. Требуется новая политическая и экономическая стратегия.

Дмитрий Медведев вносит в нашу политику живой творческий и плодотворный конфликт, без которого невозможно дальнейшее продвижение вперед. Пока же наше общество не готово к проведению модернизации. Стремление идти дальше уступает желанию сохранить немногое и не лучшее, что у нас есть.


Кто возьмет на себя миссию первопроходцев модернизации, на кого Медведев рассчитывает прежде всего?


— Президент зовет молодых, активных и способных людей к действию (как считают социологи, это прибли-зительно пятая часть общества, причем активность не обязательно означает молодость. — Прим. авт.), — говорит Глеб Павловский. — Мы знаем о трудностях, с которыми передовым отрядам придется столкнуться, особенно в регионах, знаем о том, какими средствами с ними будут бороться.

Поэтому мы ждем, требуем от исполнитель-ной власти, чтобы она защитила тех энтузиастов, которые первыми начнут модернизацию. Если же на съезде «Единой России» не будет сказано о том, как проводить модернизацию, в какие сроки и кто будет отвечать за ее реализацию, зачем тогда собираться?


(Кстати, «Единая Россия» просто обязана поддержать сторонников модернизации, иначе, как полагают со-циологи, через два-три выборных цикла партия может потерять немалую часть своего электората. C нею останутся только приверженцы стабильности: пенсионеры и бюджетники.)

Удалось смягчить последствия кризиса


Реальная государственная политика, однако, тем и отличается от политической дискуссии, что она исходит из компромисса интересов между различными слоями общества, которые нельзя не учитывать, формулируя стратегию развития страны минимум на предстоящее десятилетие.

И потому президент России Дмитрий Медведев не рубил сплеча, но был тверд и последователен в отстаивании своей точки зрения на съезде единороссов.


— Год назад мы договорились о координации усилий по преодолению масштабного экономического кризиса, — сказал он. — «Единая Россия», как партия правящая и поэтому ответственная за положение дел в стране, приняла самое активное и деятельное участие в этой работе.

Благодаря сотрудничеству структур гражданского общества, партии и органов власти, органов власти всех уровней удалось значительно смягчить отрицательные последствия глобального кризиса.


Но этого недостаточно, подчеркнул президент. Социальное самочувствие страны чрезвычайно сильно за-висит от колебаний и капризов мировой конъюнктуры. Нашей стране требуется новая умная экономика, основанная на интеллектуальном превосходстве и производстве уникальных знаний. Опираясь на такую экономику, мы и в будущем сохраним за Россией статус мировой державы.

Поэтому сохранить доминирующие позиции в политической системе «Единая Россия» сможет лишь при одном условии: если будет в состоянии не только стабилизи-ровать ситуацию в стране, но и модернизировать экономику.


«Единая Россия» — это действительно реальная политическая сила: партия лидеров и руководителей, партия власти. В ее рядах почти вся управленческая элита: выдающиеся ученые и люди искусства, общественные деятели и предприниматели, представители всех национальностей, профессий и вероисповеданий, ветераны и молодежь.

Поэтому граждане России вправе ожидать от единороссов не просто содействия модернизации, не просто партийного или парламентского контроля за тем, что происходит. Граждане вправе требовать конкретных результатов.


Поддержка одаренных школьников, студентов, раскрытие творческого потенциала ученых, предпринимателей — все это основы инновационной экономики. Ведь не взятками и откатами она должна создаваться, эта эко-номика, а именно созданием новейших конкурентных преимуществ.

Интеллектуальную экономику способны создать именно подготовленные современные, умные люди, изобретатели новых товаров, услуг, технологий, а госу-дарство и бизнес должны быть заказчиками, с одной стороны, а с другой стороны — прямыми потребителями этих инноваций.

Съезд собирался не зря!


Председатель партии «Единая Россия», председатель правительства РФ Владимир Путин в своем выступлении подробно рассказал о том, что было предпринято по преодолению экономического кризиса.


— Год назад мы обещали сделать все, чтобы коллапс 1991 и 1998 годов в нашей стране больше не повторился, — напомнил лидер партии. — Мы сдержали это обещание. Сохранили управляемость экономики и устойчивость банковской системы, оградили их, так же как и социальную сферу, от разрушительных шоков.


Поддержали реальный сектор экономики. Постоянно отслеживаем ситуацию в моногородах. Создали систему оперативного реагирования на наиболее сложные ситуации, буквально в режиме ручного управления. Была оказана помощь тем, кто лишился работы. Поддержали тех, у кого появилась проблема с оплатой ипотеки. Была предоставлена отсрочка тем, кто потерял работу или часть своего заработка.

Люди также получили возможность досрочно распорядиться средствами так называемого материнского капитала. Этим правом воспользовалось более 80 тысяч человек.


Пожалуй, лучше всего о самочувствии нации говорит демография. В январе—сентябре 2009 года в России родилось 1 миллион 321 тысяча детей — на 3,7 процента больше, чем годом ранее. При этом смертность снизи-лась на 4,2 процента. Та динамика, которую мы имеем в последнее время, дает мне право сегодня сказать, что новый, 2010 год в нашей стране будет встречать столько же людей, сколько и 1 января 2009 года.


Огромную роль в том, что нам удалось сделать в течение этого года, сыграл настрой граждан России, доверие к нашим шагам со стороны общества, сказал председатель партии «Единая Россия».

Мы не смогли бы действовать столь решительно и оперативно, если бы у нас не было твердого большинства в федеральном парламенте и в региональных парламентах, если бы власть не опиралась на такую мощную и дееспособную силу, как «Единая Россия».


Владимир Путин подчеркнул, что завершение рецессии вовсе не означает, что вместе с ней автоматически исчезнут и проблемы, с которыми столкнулась Россия. Поэтому будет продолжена реализация адресных мер, направленных на посткризисное развитие экономики.


— Хотел бы сразу сказать — в ближайшие два-три года нам надо не просто полностью восстановить докризисный объем экономики, — отметил Владимир Путин.— Но что гораздо важнее: добиться качественных изменений. Еще до кризиса было ясно, что прежние факторы роста практически себя исчерпали.

Об этом мы неоднократно уже говорили, в том числе и в Концепции развития страны до 2020 года, и в программных документах партии «Единая Россия». В Послании Федеральном Собранию президент Российской Федерации Дмитрий Медведев поставил вопрос о необходимости всесторонней модернизации.

Обозначил пять ключевых направлений данной работы, говорил о такой задаче, как преодоление хронической отсталости, переход страны на новую, более высокую ступень развития. Уверен, этот призыв отражает настроение всего российского общества. Сегодня перед нами стоят очень трудные задачи, но, считаю, абсолютно реализуемые и выполнимые.


Свои слова Владимир Путин то и дело подкреплял конкретными цифрами и сроками исполнения намеченных планов. Так что съезд собирался не зря!


Секретарь политсовета Челябинского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Владимир Мякуш особо отметил то, что и председатель партии, и президент сделали упор на модернизацию экономики, освоение передовых технологий, но самое главное — модернизацию политической системы страны.


— Большая роль в этом отводится «Единой России», которая является партией большинства и правящей партией, — считает лидер южноуральских «медведей». — Сегодня она доказала, что решает конкретные пробле-мы и задачи, которые направлены на улучшение жизни простого человека.

Ростки нового в старопромышленном регионе


Так уж сложилось, что у центральной власти, у Москвы многие годы не было денег на развитие «остальной» России. В столице сходилось до 80 процентов всех финансовых потоков. Но ситуация должна измениться: деньги на развитие регионов необходимо им возвратить. Потому что борьба за единство России — это в первую очередь борьба за процветание провинции.

Если прежде бизнес в основном развивался в крупных мегаполисах: Москве, Санкт-Петербурге, городах-миллионниках, то сегодня пришло время средних и малых городов.


Челябинская область в силу своей исторически сложившейся промышленной специфики больше других регионов страны пострадала от глобального кризиса, однако выстояла и в полном объеме выполнила все свои социальные обязательства.


— У нас старопромышленный регион, — говорит губернатор Челябинской области, член Высшего совета партии «Единая Россия» Петр Сумин.— Модернизация просто необходима экономике нашего края. Наша индустрия, безусловно, мощная, но не во всем конкурентоспособная. Над этим сейчас много работаем.

Возьмем стан 5000 по производству толстолистового проката на Магнитогорском металлургическом комбинате, стан на Челябинском трубопрокатном заводе по выпуску труб большого диаметра, строящийся рельсобалочный стан на «Мечеле».


А «Урал промышленный –Урал Полярный»! Это ведь проект партии «Единая Россия». Я недавно плотно работал с Александром Аристовым, другими предпринимателями, которые уже ведут разработки на севере Урала, добывают там хромиты.


У нас немало возможностей в сфере энергоэффективности. Сейчас готовим такую программу, и нам есть с чего начинать. Будем ее наращивать. (Кстати, всем участникам и гостям съезда бесплатно выдавали по одной энергосберегающей лампочке. Почин сделан! — Авт.).


Один из важнейших вопросов — состояние оборонного комплекса. Если мы не модернизируем ОПК, о чем говорил Владимир Путин, то нам просто нечем будет защищать страну. По многим видам вооружений Россию уже обходят конкуренты.


Корреспондент «Южноуральской панорамы» спросил у губернатора про челябинский центр сердечно-сосудистой хирургии:
— В своем выступлении председатель партии «Единая Россия» Владимир Путин сообщил, что он будет пущен в эксплуатацию в декабре 2009 года.


— Не будет, — с большим сожалением ответил глава южноуральского региона. — Владимира Владимировича ввели в заблуждение. Я ему написал письмо, где изложил существующее положение дел. Сегодня встречался с Сергеем Собяниным, он в курсе. Мы готовы были ввести кардиоцентр в эти сроки, но не можем получить медицинское оборудование, оно федеральное, Москва его заказывала, она же проплачивала.

Все, что от нас за-висело, готово: тепло в здание подано, к электроэнергии подключены, пыль вытерта, кадрами обеспечены, сдан в эксплуатацию жилой дом. Если в ближайшее время получим оборудование, пустим центр сосудистой хирургии в первом квартале 2010 года.


У нас сегодня очень мощно развивается окружной онкологичесий центр. Два ПЭТ-центра устанавливаем, третий строится в Магнитогорске. А ПЭТ-центр — вершина диагностики этой жестокой болезни. Но выявить недуг мало, нужно еще вылечить. Сегодня в мире есть три-четыре аппарата, разработанных американцами, которые называются кибер-нож.

У нашей области есть возможность взять такой чудо-скальпель, правда, не в собственность, а в аренду. Нам его поставят, мы будем рассчитываться за операции. Минздравсоцразвития России обещает нашей области хорошую квоту по деньгам: триста миллионов рублей. Выявили болезнь в ПЭТ-центре и тут же с помощью кибер-ножа устранили. Вся процедура лечения — двадцать минут. Человек встал и пошел.


— Петр Иванович, кто-то из наших вузов попал в число 14 университетов, которые получили статус исследовательских?


— Пока нет, но сейчас выделяются финансы на научное развитие, об этом мы говорили с ректором ЮУрГУ Александром Шестаковым. Наша задача — эффективно поучаствовать в распределении выделяемых средств: 90 миллиардов рублей.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты