И молитва, и намаз

9 Октября 2008

В Челябинской области создана межведомственная комиссия по вопросам противодействия проявлениям экстремизма, которую возглавляет первый заместитель губернатора Андрей Косилов. Деятельность комиссии обеспечивает комитет по взаимодействию с общественными, религиозными и национально-культурными объединениями. С председателем комитета Ильей Аносовым наш сегодняшний разговор.

В Челябинской области создана межведомственная комиссия по вопросам противодействия проявлениям экстремизма, которую возглавляет первый заместитель губернатора Андрей Косилов. Деятельность комиссии обеспечивает комитет по взаимодействию с общественными, религиозными и национально-культурными объединениями. С председателем комитета Ильей Аносовым наш сегодняшний разговор.

- Илья Иванович, случаи экстремизма в обществе, увы, не редкость. Один из последних — недавнее задержание в Челябинске членов запрещенной экстремистской организации «Хизбут-Тахрир», подозреваемых в подготовке террористического акта. Насколько сочетается взаимодействие с институтами гражданского общества и профилактика экстремизма? Разве борьба с экстремизмом — это не функция силовых структур?

- Согласно общепринятому определению, экстремизм — это «приверженность к крайним взглядам и действиям». Крайние — это находящиеся на периферии или за пределами принятых в обществе законодательных норм, норм морали, духовных и культурных традиций. Таким образом, оказывается, что самым верным средством профилактики проявлений экстремизма является сохранение национально-культурных и духовных традиций, воспитание подрастающего поколения в духе верности истории своего народа, своего государства и уважения к его законам.

- Откуда же тогда взялись последователи организации «Хизбут-Тахрир» или последователи ваххабизма? Ведь именно они называют себя истинными мусульманами, носителями «чистого», незамутненного временем ислама…

— Так заявляют они сами и их зарубежные спонсоры — те, кто ими руководит и финансирует их деятельность. К мусульманам России, к российскому исламу они не имеют никакого отношения. Российские последователи ислама сотни лет сосуществовали вместе с православными, представителями иных религий, на высоких государственных постах служили России. Яркий пример тому — генерал Гусейн Хан Нахичеванский, сохранивший в отличие от многих верность присяге в период трагических для России событий 1917 года. К сожалению, несмотря на открытые архивы и море публикаций, роль мусульман в истории России остается малоизвестной, а зачастую на уровне массового сознания уступает место откровенно фальшивым пропагандистским материалам.

- В таком случае что же делать? Как молодому человеку, не искушенному в тонкостях исламского богословия, не «вляпаться» в крайне радикальную организацию, как отличить традиционный российский ислам от дешевой подделки?

— В первую очередь нужно бережно относиться к обычаям и традициям своих предков, следовать их пониманию ислама, а не проповедям заезжих миссионеров. В равной степени это касается представителей всех национальностей.

- Но это личный выбор человека. На него трудно повлиять. А что могут власть, общество?

— Огромную роль в этом может сыграть наука, тщательное изучение истории России, роли православия, ислама, иных вероисповеданий в истории Отечества и знакомство с этими исследованиями широкой студенческой аудитории. В Челябинском государственном университете на историческом факультете уже открыта специализация «Религиоведение», на очереди — создание научного центра исследований этноконфессиональной и информационной сфер.

Недавно по приглашению правительства Челябинской области Южный Урал посетила директор Центра этнологических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук, известный российский исламовед Айслу Юнусова. Перед студентами факультета Евразии и Востока ЧелГУ она выступила с лекцией об истории Центрального духовного управления мусульман России, которое в этом году отмечает свое 220-летие. Это пример того, как люди науки помогают снять покров с фальшивок и подделок, выявить их истинную сущность.

В то же время необходима государственная поддержка религиозного образования мусульман в духе традиций российского ислама. Это в интересах российского государства и общества. В противном случае образованием наших мусульман будут заниматься другие государства, но уже в своих интересах. Отчасти это уже происходит — «Хизбут-Тахрир» тому яркий пример.

- Россия — многоконфессиональная страна. В последнее время остро обсуждалась тема введения в школах специального предмета — основ православной культуры. И защитники, и противники этой идеи вели жаркие споры. Причем противники утверждают, что так недалеко и до межконфессиональных конфликтов…

— Знаете, 63 процента жителей Челябинской области — православные, 13 процентов — мусульмане. Остальные представляют иные религиозные течения. И при этом уже многие сотни лет живут в мире и согласии. А конфликты провоцируют самозваные «эксперты», берущие на себя смелость выступать от имени всего общества, смелость рекомендовать чужим родителям, какой вере им учить собственных детей.

Если говорить о введении в школьную программу предмета по религиозному образованию, то я считаю, что пусть тогда это будет факультатив, причем надо дать возможность детям и их родителям самим выбирать курс по душе. Православным — основы православной культуры, мусульманам — основы исламской культуры, иудеям — иудейской. Желающие могут изучать историю религий. А если атеисты посчитают необходимым введение основ атеистической культуры для своих детей — это их конституционное право. Задача же власти — предоставить гражданам возможность духовного выбора и оказывать содействие в его реализации. В этом случае не будет ни конфликтов, ни проявлений экстремизма.

- Некоторые скептики упрекают государство в слишком тесной связи с православием… Что бы вы могли сказать им на это?

— Руководители российского государства, где подавляющая часть населения православные, просто не может не взаимодействовать с духовными лидерами Русской православной церкви. В том числе и правительство Челябинской области. Недавно в нашей области при участии правительства региона состоялись торжества, посвященные празднованию 125-летия Свято-Симеоновского кафедрального собора Челябинска. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось торжественное перенесение частицы мощей святого апостола Андрея Первозванного из Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Челябинск. Ковчег со святыми мощами встретили митрополит Челябинский и Златоустовский Иов и первый заместитель губернатора Андрей Косилов. Думаю, это не случайно и глубоко символично, учитывая, что апостол Андрей является небесным покровителем Андрея Николаевича. В то же время правительство региона точно так же тесно взаимодействует с духовными лидерами мусульман. На очереди празднование не менее значимого события — 220-летия Центрального духовного управления мусульман России, учрежденного указом императрицы Екатерины II от 22 сентября 1788 года как «Уфимское Духовное Магометанского закона Собрание». Это значительное событие в истории России, и праздновать его будут не только мусульмане.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты