Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Задача -- опережающее развитие

28 Апреля 2010
Задача -- опережающее  развитие

Сегодня в зале совещаний резиденции губернатора Челябинской области пройдет годовое общее собрание членов регионального объединения работодателей «ПромАсс»...

Сегодня в зале совещаний резиденции губернатора Челябинской области пройдет годовое общее собрание членов регионального объединения работодателей «ПромАсс». О взгляде южноуральского бизнеса  на сложившуюся  в экономике региона ситуацию рассказывает президент «ПромАсса», депутат Государственной Думы РФ Валерий ПАНОВ.

Выйти на иной уровень технологий

— Если говорить об итогах прошлого года, то главной, и не самой приятной для нас тенденцией стал экономический кризис. Он сказался на всей Челябинской области, наглядно продемонстрировав слабости нашей экономики. Был резкий спад промышленного производства, который стал сходить на нет лишь в последние месяцы. При этом говорить о полном восстановлении, несмотря на ряд приятных глазу симптомов, еще рано.
Особо хочу отметить, что сильнее всего кризис ударил даже не по нашим промышленным, металлургическим гигантам, а по бизнесу так называемого «второго эшелона» — относительно крупным и средним в масштабе региона предприятиям.

— Но как окончательно справиться с последствиями кризиса?

— Знаете, рецепт по большому счету один — создавать новые производства. При этом в большом количестве, в ближайшее время и с максимальной скоростью. И, конечно же, на совершенно иной технологической основе. При этом под производством я понимаю не только тяжелую промышленность, но и малый, средний бизнес, производство не только товаров, но и услуг.

Сегодня в области много предприятий, которые жили и живут старым багажом, старыми технологиями. Рынок на фоне общего экономического роста воспринимал тот продукт, который эти компании создавали. Но кризис так ударил и по ценам, и по уровню спроса, что эти предприятия оказались неконкурентоспособными, многие и вовсе де-факто перестали существовать. Но корпуса, цеха, промплощадки остались, как и сопутствующая им инфраструктура. На базе этой инфраструктуры, площадок можно и нужно перевооружать существующие или создавать новые предприятия, обязательно на новом технологическом уровне. Что такое новое производство? Это всегда более высокая производительность труда, новые технологии, требующие куда более интеллектуального труда, а значит, и высокие зарплаты специалистам, рабочим.

— Какие механизмы должны включать власти для стимулирования создания новых производств?

— Актив «ПромАсса» уже встречался с новым губернатором Челябинской области Михаилом Юревичем.

Мы ждем от власти защиты от негативных воздействий на бизнес, в том числе идущих от нее самой. Не секрет, что властные механизмы имеют несколько ветвей, и коррупция, прежде всего в надзорных и проверяющих органах, стала в последнее время для этих механизмов настоящей раковой опухолью. Но куда еще обращаться бизнесу за защитой от коррупции, как не к самой власти? Создавать какие-то иные механизмы мы не вправе, а открытый, публичный диалог, в том числе с помощью средств массовой информации, способен помочь решению этой проблемы. И созданием такого диалога, в котором на самом деле, поверьте, заинтересован и бизнес, и трудовые коллективы, и профсоюзы, и сама власть — это то, чем наше объединение уже занимается.

— А профсоюзы-то тут причем?

— Поверьте, и сами трудовые коллективы, и структуры, защищающие их интересы, не меньше бизнеса или власти понимают, что ключ к реальному росту доходов и предпринимателей, и рабочих — повышение, причем серьезное, производительности труда, выработки продукции в расчете на каждого работника. А этот фактор сегодня зависит не столько от физической интенсификации труда, сколько от того, насколько коллектив готов эффективно переложить свой труд на плечи машин, механизмов, компьютеров.

Необходимо отметить важный момент. Важно не просто внедрить ту или иную передовую технологию. В конце концов купить современный станок за рубежом принципиально не так уж сложно, и это даст на определенное время шанс удержаться на близком к лидирующему уровне. Но не разрабатывая на основе этих технологий свои, опережающие созданное еще на один уровень, мы будем обречены плестись в хвосте. Отставая по уровню развития минимум на один этап. И каждый раз закупая все новые станки за рубежом, отдавая все, что заработали.

А значит, сверхзадача, сверхцель и у Челябинской области, и у всей страны — именно опережающее, в том числе технологическое развитие.

Многие резервы — в городах и районах

— А что насчет региональной «Стратегии 2020»? Не секрет, что она содержит в себе в основном общие положения и пожелания, нежели собственно механизмы и проекты развития…

— Эта стратегия должна быть серьезным образом детализирована, прежде всего конкретными предприятиями, проектами не только регионального, но и местного, муниципального уровней.

Нужно, чтобы на муниципальном уровне власти не только писали красивые планы или отчеты, но и подкрепляли их теми ресурсами, которые есть у власти. Увы, в городах и районах области лишь иногда эти возможности реально служат общественному благу, росту экономики, появлению новых предприятий. Значит, местным властям надо помочь, а может кое-где и заставить изменить такое положение дел.

В разных муниципальных образованиях есть та или иная привлекательная для бизнеса отрасль. Например, власти на государственном или региональном уровне всячески стимулируют малоэтажное строительство, способное и удовлетворить потребности собственно в жилье, и послужить серьезным фактором роста всей экономики. Но вот как-то не строятся у нас целые поселки, новые города.

— Почему?

— Дело в том, что на муниципальном уровне совершенно не отрегулировано взаимодействие между муниципалитетом, инвесторами и собственно теми, кто бы хотел построить свой дом или купить его. Да, государство частично само формирует рынок недорогого жилья — это те же программы строительства жилья для военнослужащих, переселения из ветхоаварийного фонда или обеспечения квартирами ветеранов. Но муниципалитет должен предоставить под строящиеся объекты инфраструктуру. При этом ее возведение вполне может быть само по себе отличным инвестиционным проектом.

Увы, на местном уровне не привыкли считать экономику, особенно если затраты предполагают их возврат. И большая задача — помочь муниципалитетам научиться делать инфраструктурные проекты успешными экономически. Тем более что сегодня и государственные банки, и другие финансовые институты предоставляют под такие задумки «длинные» деньги. Но — под понятные и прозрачные механизмы затрат и возврата вложений.

В нашей области есть огромный и пока не использованный потенциал для опережающего развития. Он заключается, прежде всего, в амбициозных людях, предпринимателях, серьезнейших научных и интеллектуальных ресурсах способных производить и внедрять в нашу жизнь инновации, новые технологии.

ДМИТРИЙ МОРГУЛЕС


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты