Щучье УХО-2

14 Августа 2008

«Южноуральская панорама» уже сообщала подробности заканчивающейся стройки объекта уничтожения химического оружия (УХО) в районе арсенала химического оружия в окрестностях города Щучье — в поселке Плановом, совсем близко от границы с Красноармейским районом Челябинской области. Нашему корреспонденту удалось побывать на промплощадке с «главным химиком» страны, начальником Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генерал-лейтенантом Валерием Капашиным.

Александр Чуносов   

«Южноуральская панорама» уже сообщала подробности заканчивающейся стройки объекта уничтожения химического оружия (УХО) в районе арсенала химического оружия в окрестностях города Щучье — в поселке Плановом, совсем близко от границы с Красноармейским районом Челябинской области. Нашему корреспонденту удалось побывать на промплощадке с «главным химиком» страны, начальником Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генерал-лейтенантом Валерием Капашиным.

Он рассказал о всех этапах стройки, грядущих пуско-наладочных работ и пробного пуска объекта УХО. Но были также встречи с общественностью, местными руководителями. Небезынтересно узнать и их точку зрения по данному вопросу. Эту встречу для журналистов провели работники информационно-аналитического центра общественной организации Российский Зеленый Крест в Щучьем и их коллеги из Челябинска.

Профессор, доктор наук, руководитель Курганского информационно-аналитического центра Российского Зеленого Креста Иван Манило:

— Объект УХО, его ближнее соседство, конечно, вызывает у местных жителей до сих пор множество вопросов,— сказал Иван Иванович.— Хотя мы ничего от людей не скрываем, напротив, всячески способствуем распространению объективной информации. Но что поделаешь, УХО — это конгломерат, сложнейший комплекс множества проблем. Особенно сейчас, накануне опытно-промышленной эксплуатации УХО, которая планируется через полгода. Действует застарелая химиофобия, которая сродни печально известному чернобыльскому синдрому радиофобии. Потому все свои беды, проблемы со здоровьем жители Щучанского района списывают именно на соседство «военной химии». Кстати, химиофобия заметно задела и Челябинскую область. Для многих щучан продажа сельхозпродукции из собственных огородов и подворий в индустриальном Челябинске была и остается очень важной, чуть ли не единственной статьей дохода в семейном бюджете. Сегодня же селянам из Щучанского района на рынках Челябинска приходится даже привирать — мол, картошка, огурцы, грибы-ягоды выращены совсем в другом месте, никак не в «химическом» Щучанском районе. Фраза «это выращено в Щучьем» отпугивает всех потенциальных покупателей в Челябинске. Хотя давно доказано, что никакой химической боевой отравы, даже ее следов, в сельхозпродукции не было и нет…

Довольно неожиданную мысль высказал глава Щучанского района Петр Чикишев:

— Мы в администрации считаем: не было бы счастья, да несчастье помогло! В том смысле, что соседство арсенала, строительство объекта УХО, программа объекта, связанная с развитием социальной инфраструктуры города и района, финансово подпитывают районный бюджет. Появляются рабочие места. Например, требуется много людей на стройки как самого объекта УХО, так и школ, больниц, дорог, жилья… Словом, программа УХО заметно подняла районные программы по образованию, здравоохранению, в деле обновления дряхлой инфраструктуры ЖКХ. В селе на это просто не было денег в бюджете, а взять больше неоткуда: некогда крепкие хозяйства на селе развалились, а хлебные нивы заросли чертополохом, скот во многом тоже ушел под нож… Но везде есть плюсы и минусы. Например, построен очень важный водовод Чумляк-Щучье — это хорошо. Но нет необходимой системы водоподготовки в районе. А у нас как не было, так и нет ни одного питьевого источника со стопроцентно пригодной водой. Хороших начинаний много, но, увы, не все решены комплексно и доведены до конечного результата.

В район пришел газ, на зависть соседним сельским районам, где нет объекта УХО. Магистрали проведены, но вот оборудование в домах, газовую разводку селяне должны проводить за свой счет. А это — десятки тысяч рублей. Где их взять старикам, сельским жителям, оставшимся без работы? Получается, вроде газ есть, но его в то же время нет — газовая труба обрывается у небогатых сельских домишек…

Еще одна деталь. Около тысячи семей обращались с исками в московские суды о возможной компенсации, даже о переселении подальше от арсенала и УХО. Все до единого иски к государству во всех судах, в том числе московских, были проиграны вчистую. Есть, конечно, международный суд, но, чтобы подать иск туда, нужно пройти еще барьер Верховного суда России…

По данным исследований, девяносто процентов жителей вообще не представляют себе состояние дел на арсенале, насколько надежны химбоеприпасы в хранении, как они будут утилизованы, насколько экологически безопасным будет строящийся объект УХО. Восемьдесят пять процентов жителей не знают, каково реальное состояние экологии в районе, в особенности в связи с таким опасным соседством. Откуда люди черпают знания? Половину информации они получают во время разговора с бабушками на завалинке либо же в разговорах со знакомыми за столом, за «рюмкой чая»… Представителям местных властей не верит никто из опрошенных, потому и не идут к ним за информацией. Только местные газеты и радио как-то восполняют информационный голод — об арсенале, об объекте УХО, о реальной экологической ситуации сведения из них черпает примерно треть щучан… Что говорить, наверное, ситуация во многом схожа с соседним Красноармейским районом нашей области. Тот же информационный голод и желание верить только лишь размышлениям бабушек на скамейке по поводу хим­оружия и экологии…

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты