Письма из «Станкомаша»

11 Февраля 2010
Письма из «Станкомаша»

Станкостроительному заводу № 78 имени Серго Орджоникидзе, известному в настоящее время под названием открытое акционерное общество «Федеральный научно-производственный центр «Станкомаш» города Челябинска, в мае исполняется 75 лет

Станкостроительному заводу № 78 имени Серго Орджоникидзе, известному в настоящее время под названием открытое акционерное общество «Федеральный научно-производственный центр «Станкомаш» города Челябинска, в мае исполняется 75 лет.

Цель — выход из кризиса


История завода — это история жизни поколений, прошедших трудные испытания временем: строительство завода, его становление, героические военные годы, послевоенный период, 70—80-е годы подъема и развития производства, перестройка, конверсия, затем вновь подъем производства гражданской и военной продукции…

В преддверии 75-летнего юбилея новые испытания: предприятие находится на первой стадии банкротства — наблюдение. В октябре 2009 года Арбитражным судом Челябинской области утвержден временный управляющий кандидат экономических наук Сергей Муратов, член некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Южный Урал».


2009 год, без всякого сомнения, был очень трудным для любого предприятия, вследствие экономического кризиса в стране и в мире, а для ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» сказались еще и остаточные явления конверсии.


В настоящее время на заводе разработана программа финансового оздоровления до 2016 года. Кадровый потенциал, отработанная система управления качеством продукции, активные действия совета директоров, высокий профессионализм работников завода и наработанный исторический опыт, действительно, должны были дать заводу возможность окрепнуть и вернуться в число крупных и стабильных предприятий.

Кризис промышленности — это в первую очередь падение спроса на продукцию как на внутреннем, так и внешнем рынках. Произошел резкий спад платежеспособности потребителей гражданской продукции, выпускаемой заводом. Пришлось приостановить и временно законсервировать производство токарно-винторезных станков.

Уменьшился объем производства специальной продукции, так как сократилось количество государственных заказов на минные тралы и изделия реактивных систем залпового огня РСЗО «Смерч», а также заказов для «РосОборонЭкспорта». Объем выпуска товарной продукции в 2009 году составил 67 процентов от первоначально намеченного.

Все это привело к снижению поступления денежных средств и отставанию основных экономических показателей.


При всей сложности ситуации предпринимаются все возможные меры по выходу предприятия из кризиса. В октябре 2009 года на внеочередном собрании акционеров избран новый генеральный директор — кадровый работник завода, имеющий большой производственный опыт, Сергей Агарков.

Удалось сохранить трудовой коллектив завода, повысить уровень заработной платы, а к концу 2009 года полностью погасить ее задолженность, а также получить целевые средства на поддержание зданий и сооружений в рабочем состоянии.


Сегодня появилась реальная возможность дальнейшего подъема производ¬ства, в этом году запланирован выпуск товарной продукции на 800 миллионов рублей, в том числе для оборонно-промышленного комплекса на 462 миллиона рублей.

Для стабилизации финансово-хозяйственной деятельности перед коллективом предприятия поставлены серьезные задачи — это передислокация цехов и производств, поэтапный вывод из эксплуатации основных фондов, снижение затрат на производство и реализацию продукции, внедрение системы частичного финансирования из бюджета, снижение дефицита оборотных средств, а также оптимизация производства путем технического перевооружения и модернизации технологического оборудования и ряд других.


До 75-летнего юбилея завода и 65-летия Победы в Великой Отечественной войне осталось немногим более трех месяцев. У коллектива завода появилась уверенность с достоинством подойти к этим знаменательным датам и вновь обрести статус важного оборонного предприятия, сыгравшего большую роль в Победе.

Листаем страницы истории


Конечно, сегодня по ряду объективных причин, не зависящих от коллектива трижды орденоносного завода, предприятие находится далеко не в лучшей своей форме. Реформы оказались во многом жесткими, а государственная программа конверсии — экономически и финансово незавершенной.

Чего стоит, например, один такой факт: для выполнения вроде бы обязательных, декларированных конверсионных программ само государство фактически не раскошелилось ни на рубль. Пришлось заводу, честно выполнявшему курс на конверсию под перестройку и переоснащение оборонного производства, выискивать незнамо где немалые средства.

Например, недолгосрочные банковские кредиты выдавались заводу под невероятные 240 (!) процентов. По обязательному к исполнению гособоронзаказу (ГОЗ) деньги от государства тоже не поступали. Завод из своих собственных средств, залезая еще и в непомерные долги, ГОЗ выполнял всегда в срок.

Но потом даже готовая продукция: снаряды, ракеты и тому подобное на годы оседала на собственных заводских складах, так государством-заказчиком и не востребованная. Миллионы, миллиарды рублей, с таким трудом добытые заводом, были выведены из оборота и законсервированы на складах в металле снарядов и ракет.

Можно только искренне поклониться в пояс станкомашевцам, сумевшим сохранить завод, его коллектив и научно-технический потенциал от, казалось бы, неминуемой гибели. Один из них для завода «Станкомаш» личность легендарная — Юрий Борисович Магуто. Он, конечно, родной завод в трудные моменты не бросит, наоборот — сделает все, что в его силах, чтобы выправить опасный крен предприятия.


Юрий Борисович в мельчайших деталях помнит день 13 сентября 1955 года, когда совсем юным пареньком пришел на завод, учеником сварщика.

Это, по словам Юрия Магуто, его второй день рождения: заводской, трудовой, творческий. Он стал замечательным сварщиком, окончил вечернее отделение ЧПИ, работал и четыре года руководил одной из самых сильных в стране лабораторий сварки, в 1994 году был назначен на должность главного сварщика. Ничего себе — трудовой стаж Юрия Борисовича 53 года! Из них — 23 года — руководство лабораторией сварки.

Соратники академика Патона


В период расцвета лаборатории сварки здесь трудились более сотни специалистов, сюда не раз приезжал «сварочный» академик Борис Патон. В этой лаборатории были внедрены различные сварочные аппараты, отработана технология аргонодуговой сварки и сварки под флюсом, здесь впервые в стране научились сваривать капризнейшие в этом отношении титан, алюминий. Только кандидатов технических наук здесь работало сорок шесть!

Это была, по сути дела, не просто заводская лаборатория, ее смело можно было сравнить с научно-исследовательским институтом.


Конечно, о множестве направлений работ в лаборатории завода мало кто знает. Сам процесс составляет технологическую тайну, а сварка ракетных корпусов, танковых башен и бронекорпусов — дело оборонное, секретное.


Любопытно, но специалисты многих заводов страны, где изготавливались баллистические ракеты, приезжали перенимать опыт именно сюда.

Потому как сами в те времена подобной технологией не обладали. Перечислю, не вдаваясь в секреты, некоторые достижения лаборатории сварки.

Например, впервые на сварочном производстве был пущен шаговый конвейер с невообразимо высокой производительностью. От заготовки до готового изделия — семь минут. Большой и срочный заказ на изготовление этих специзделий поступил от государства во время войны в Афганистане. Быстрое и качественное выполнение заказа спасло немало жизней наших солдат.


— Да, мы имели возможность и были в состоянии сделать все для решения самой сложной технической, конструкторской, технологической задачи, — говорит Юрий Борисович.


— После перестройки и конверсии наше ведущее звено — сварочное производство, пришло в упадок. С 1995 года мы потеряли 18 новейших прорывных технологий, которыми на Южном Урале не владел никто, кроме нас. На заводе было более тысячи уникальных сварочных постов, автоматов, полуавтоматов. Сейчас во много раз меньше.

Высококвалифицированных сварщиков осталось человек тридцать, а ведь только по алюминию и титану работало по сто специалистов высшего уровня мастерства. До какого же состояния довели предприятие жесткие реформы и непродуманная конверсия! Но мы — народ крепкий, не согнемся, не спасуем.

Тем более что впереди этого темного тоннеля, в который нас загнали в последнюю пару десятков лет, уже забрезжил свет возрождения и надежды. Войну пережили и все кризисы преодолеть сумеем.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты