Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Письма из «Станкомаша»

1 Апреля 2010
Письма из «Станкомаша»

Письмо шестое

В предыдущих материалах, вышедших в «ЮП», мы подробно сообщали об истории одного из важнейших предприятий оборонного комплекса России — ОАО «Федеральный научно-производственный центр «Станкомаш». Поводом для этих заметок стало не только желание журналиста разобраться в причинах, которые загнали это славное предприятие накануне его 75-летия в непростое финансовое положение.

Вместе с ведущими заводскими специалистами мы рассуждали о путях выхода предприятия из положения, в котором оно очутилось из-за разрушительных экономических «реформ», необеспеченности государственными ресурсами конверсии, неоплаты государством своего собственного оборонного заказа, резко подскочивших тарифов, множества ненужного для завода добра — лишних корпусов, коммуникаций, земли вдвое более необходимой площади… Надеюсь, эти публикации помогут восстановить истину вокруг нынешней достаточно скандальной и несправедливой шумихи, как будто кем-то специально раздуваемой.

Дело дошло до того, что генеральные директора оборонных заводов Челябинска, члены ассоциации предприятий военно-промышленного комплекса Южного Урала, депутаты ЗСО были вынуждены направить коллективное письмо в оборонный отдел Совета Федерации России, сенаторам в Москву. Одного из бывших генеральных директоров Анатолия Тарасова, пытаются обвинить чуть ли не в воровстве и подобных махинациях за старые долги, которые фактически сформированы экономически неграмотной политикой государственных чиновников. Насколько я знаю, Тарасов клады в своем огороде не закапывал, банковских счетов за границей не имеет, по модным европейским и американским курортам не разъезжает, поскольку никаких миллиардов, как человек скромный, не присваивал.

Сегодня, накануне 75-летия «ФНПЦ «Станкомаш», мы расскажем о продукции завода во имя мира. Тем более, она была секретной и разрабатывалась в секретном специальном научно-исследовательском конструкторском бюро (СНКБ) завода под номером 200. Здесь есть о чем сказать нашим землякам!

СНКБ-200, тральщики на суше

Завод № 78 снарядного треста Наркомтяжпрома СССР строился и развивался как предприятие, способное функционировать самостоятельно, принимая сырье и выпуская готовые изделия. Производственная структура тылового предприятия с замкнутым технологическим циклом, дающим возможность, при необходимости в самые короткие сроки освоить новые, нужные стране виды продукции, была наиболее целесообразна в случае военных действий.

В непосредственной близости от завода № 78 уже был построен специальный танковый завод ЧТЗ. Для обеспечения продукции ЧТЗ броневой защитой в начале 1940 года вышло постановление правительства об организации на заводе № 78, наряду с выпуском ранее запланированных снарядов и станков, производства танковых бронекорпусов и бронебашен.

Через месяц после начала войны, 22 июля 1941 года, на заводе была запущена первая очередь мартеновского цеха и впервые в Челябинске выплавлена сталь, необходимая для производства брони. В августе на завод прибыл нарком тяжелой промышленности Малышев. Он принял решение временно прекратить выпуск станков и подготовить площади для создания бронекорпусного завода. В ноябре 1941 года на площадях бывших станкостроительных цехов завода № 78 и на базе эвакуированных заводов было развернуто бронекорпусное производство (завод транспортного машиностроения № 200) под руководством Михаила Николаевича Попова. С фронта на завод пошли танки для ремонта бронезащиты, ходовой части и электрооборудования. Началось изготовление бронированных корпусов и башен танков KB для ЧТЗ. Для оперативной связи двух заводов, находившихся на расстоянии друг от друга не более одного километра, был сооружен тоннель.

Эта подземная артерия соединяла корпус бронекорпусного производства завода № 200 и цех сборки танков ЧТЗ. В годы войны движение в тоннеле не останавливалось ни на день, заводы работали как единый слаженный организм.

Уникальные производственные мощности молодого завода способствовали тому, что именно сюда, на завод № 78, были эвакуированы предприятия из Москвы, Ленинграда (Ижорский завод), Сталинграда (завод «Баррикады»), Харькова, Донецка, Николаева и других городов фронтовой зоны — всего 23 предприятия. Практически столько же предприятий было эвакуировано на все остальные заводы города Челябинска. Перед началом блокады Ленинграда, в конце августа 1941 года, на завод были эвакуированы более двух тысяч ленинградцев, в том числе и учащихся ремесленных училищ.

Как раз на базе Челябинского бронекорпусного завода транспортного машиностроения № 200, единственного в СССР, где в годы Великой Отечественной войны изготавливались бронекорпуса для тяжелых танков и самоходных артиллерийских установок,и родилось более полувека назад СКБ-200, а теперь СНКБ-200.

Щелкаем мины, как семечки!

Слово «трал» у людей далеких от ОПК ассоциируется с рыболовецкими сейнерами, где есть такие сети. Более знающий народ слышал о морских минных тральщиках, где сетями-тралами не рыбу, а мины вылавливают. Кроме специалистов, мало кто знает, что есть противоминные сухопутные тралы. На морских своих тезок сухопутные тралы не походят вовсе. Это специальные конструкции, чаще всего колесные, которые навешиваются впереди танка, БМП, БТР, инженерных машин разграждения, колесных машин. СНКБ-200 в Челябинске — единственное в стране, где разрабатываются, (а на «Станкомаше» производятся) самые эффективные в мире навесные тралы. Многим, вероятно, неизвестно, что до сих пор, со времен Первой и Второй мировой войны, продолжается самая коварная минная война. Да, было неожиданностью узнать, что в нашей стране много до сих пор неразминированной территории. Например, на Сахалине до сих пор таят смерть множество японских мин. Не говоря уже о минах и фугасах, установленных бандитами в современной Чечне. Челябинские тралы СНКБ-200 справляются с любой самой хитроумной миной или фугасом, при этом для саперов нет никакого риска для жизни. Продукция уральцев — Урал-3», «Урал-4», КМТ-9, ножевые тралы, установки разминирования, катково-ножевые тралы — отлично себя зарекомендовала на разминировании, например, во время войны в Афганистане.
Несколько слов о коварстве современных мин. Их великое множество видов: нажимные, сейсмические, акустические, электромагнитные, тепловые, выпрыгивающие «лягушки», со взводом на кратность, несъемные, которые ни один сапер обезвредить не сможет, пластмассовые — невидимые для металлоискателей и так далее. Для примера скажу о сейсмических. Они срабатывают от слабых колебаний почвы, вызываемых при ходьбе! «Станкомашевские» тралы щелкают все виды мин, как семечки. В том числе и противотанковые. Главный конструктор всероссийский лауреат, «Инженер года», потомственный инженер-танкист Владимир Шальтис показал мне видеофильм полигонных испытаний различных тралов: мины только мелькают, а танк с тралом идет на приличной скорости по бездорожью. Владимир, кстати, побывал с челябинскими тралами во множестве стран, они отлично работают хоть в Африке на сорокаградусной жаре, хоть в Латинской Америке. Недавно, кстати, поступил заказ от Уго Чавеса из Венесуэлы.

— Но не все так радужно и безоблачно, — говорит мне ветеран СНКБ-200 главный конструктор Владимир Петрович Зиновьев. — Заказы на тралы мы получаем из многих стран мира, тех, где требуется очистить от мин старые и современные минные поля. Вот только от Минобороны России в этом году мы не получили… ни одного заказа на тралы. Видимо, генералы до сих пор по старинке считают, что минный трал дороже, чем жизнь сапера, наших солдат… Особенно много поработать нашей технике пришлось на территории бывшей Югославии, которая была буквально засыпана натовскими минами. Много работы было в Алжире, Ливии, других странах.

Не только одними тралами, устройствами для мира, знаменито СНКБ-200. Здесь разработаны, а на «Станкомаше» изготавливаются все виды необходимого для нефтегазового комплекса горняков оборудования. Это так называемое устьевое оборудование для скважин. Лучше и надежнее челябинских задвижек, например, на рынке не найти. Но вот только беда: «титул» банкротство многих потребителей просто отпугивает. Хотя в этой нише завод себя давно нашел и зарекомендовал, а заказы топливно-энергетического комплекса могли бы здорово помочь предприятию поправить непростое положение.

АЛЕКСАНДР ЧУНОСОВ


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты