Столица Ямала - в созвездии Северной Короны

25 Сентября 2008

Именем Салехарда названа открытая астрономами звезда.
В Салехарде, столице Ямало-Ненецкого автономного округа, прошел первый медиафорум УрФО.

Именем Салехарда названа открытая астрономами звезда. В Салехарде, столице Ямало-Ненецкого автономного округа, прошел первый медиафорум УрФО. Поездку в этот необычный город на полярном круге я ждал с особым волнением - здесь, в Заполярье, работает журналистом мой друг-однокурсник, с которым мы не виделись четверть века. Перед нашим приездом Салехард отметил День города: ему уже исполнилось 413 лет. Нынешний праздник стал для его жителей особенным: столица ЯНАО обзавелась… собственной звездой. Именно так: этот подарок сделали Салехарду астрономы, назвавшие в его честь звезду в созвездии Северная Корона.

Друзья за полярным кругом

Нашим гидом по Салехарду стал мой давний друг-однокурсник по журфаку УрГУ Сергей Никифоров, с которым мы все пять лет учебы прожили в одной комнате в студенческой общаге. В свое время он распределился в Салехард, в окружную газету "Красный Север", а в последние годы работает заместителем главного редактора газеты "Вестник Заполярья" в городке Лабытнанги, расположенном по соседству, на другом берегу Оби. И вот теплая встреча 25 лет спустя, воспоминания о незабываемых студенческих годах… Сергей родом из Башкирии, из Мелеуза, но Север стал для него родным. Здесь обзавелся семьей: жена Наталья много лет проработала бухгалтером в газете "Красный Север", теперь на пенсии. Старшая дочь Надежда - воспитатель в детском саду. Она вышла замуж, воспитывает двоих детей. "Дед Сережа" во внуках души не чает. Младшая дочь Раиса пошла по родительским стопам: недавно окончила факультет журналистики Кировского филиала МГУ, сейчас устраивается в одно из изданий Салехарда. Ее папа - известный в этих краях журналист: на проходившем в Екатеринбурге конкурсе СМИ Уральского федерального округа победил в номинации "Северный волк". А в марте этого года на окружном конкурсе в Салехарде был признан лучшим спортивным журналистом ЯНАО.

Долгие разговоры "за жизнь", воспоминания о былом. Сергей рассказал о горькой судьбе нашей однокурсницы Маши Кельник. Дочь заведующего кафедрой журфака УрГУ, которой светила блестящая карьера в Свердловске, бросила все и уехала в далекий Салехард. Здесь работала в газете "Красный Север", показала себя честной, принципиальной журналисткой. Потом поехала собкором в Новый Уренгой. И вдруг - известие о трагической смерти Маши: ее убили при весьма странных обстоятельствах. Возможно, правда о приватизации природных богатств Севера не понравилась кому-то из местных заправил теневого бизнеса…

Тайна ее гибели так и не была раскрыта, как и убийство многих собратьев по журналистскому цеху всероссийского масштаба. В кулуарах медиафорума мы говорили на эту тему с деканом факультета журналистики УрГУ Борисом Лозовским. Мэтр нашей альма-матер с горечью констатировал, что порой и сегодня больше всех о борьбе с коррупцией говорят те, кто имеет к ней отношение.

Со времен Ермака

…Салехард (в переводе с ненецкого «поселение на мысу») - город своеобразный, во многом уникальный. Это единственный в мире город, расположенный на 66-й параллели - полярном круге. Здесь даже есть своя стела "Полярный круг". Бытует поверье, что, если обойдешь ее по часовой стрелке и загадаешь желание, оно непременно сбудется. Мы обошли стелу, загадали…

По преданию, острог на здешнем Полуйском мысу более 400 лет назад основали казаки из дружины Ермака, прошедшие по его повелению по Иртышу и Оби до впадения великой сибирской реки в Северный Ледовитый океан. Крепость назвали Обдорск (в советские годы город был переименован в Салехард).

Мы побывали в знаменитом Обдорском остроге - культурно-этнографическом центре, бережно восстановленном в годы "газового бума" и процветания полярного края. Здесь есть и деревянная церковь, точь-в-точь как в архитектурном ансамбле Кижей, и старинные купеческие здания. А совсем недавно к Дню города острог обзавелся еще одним памятником - символом многовековой истории. Словно сошедшие на высокий Полуйский мыс (по названию впадающей в Обь реки Полуй), застыли в бронзе фигуры казаков-первопроходцев, устанавливающих на берегу крест - символ государственности и православия в Обдорске. Им, основателям города, посвящено монументальное сооружение, созданное умельцами Екатеринбургского художественного фонда.

В День города Обдорский острог огласился колокольным перезвоном и залпом пушек. Взлетали в небо пущенные из детских рук воздушные шары, а финальным аккордом праздника стал звездопад фейерверка.

Добрый подарок родному городу преподнесли и строители. На его именины свои двери распахнули сразу два мегаобъекта. Новоселье справили студенты и учащиеся Ямальского многопрофильного колледжа, а затем под брызги нового фонтана торжественно открылся культурно-деловой центр.

Приятным сюрпризом к Дню города стало и присвоение звезде девятой величины в созвездии Северная Корона имени Салехарда. Главе города Александру Спирину торжественно вручили сертификат Русского астрономического общества об этом знаковом событии.

Новый облик "города на мысу"

Мы ознакомились с достопримечательностями Салехарда, к примеру, с собором Петра и Павла, которому "от роду" две сотни лет. А неподалеку высится недавно возведенная мечеть. Большим событием стало открытие шахматной школы имени многократного чемпиона мира Анатолия Карпова. Наш земляк-гроссмейстер (он родом из Златоуста) приезжал по этому поводу в Салехард.

А к 400-летию города здесь открыли монументальную стелу "Салехард", изготовленную по проекту скульптора Зураба Церетели.

В этом году в столице Ямала открылась школа искусств, новое здание школы № 1, которое построили взамен обветшавшего старого. Мы побывали у стелы "Романтикам 70-х", проехались по обновленной улице Республики (старое название - Царская). Город за последние годы неузнаваемо преобразился: на месте аварийных бараков выросли современные здания окружного центра национальных культур, мэрии и администрации ЯНАО, гостиницы "Арктика", возведенный финскими строителями Ледовый дворец. Повсюду отличное жилье, школы, садики, уже на подходе бизнес-центр европейского уровня.

Все это построено за последние 15 лет: раньше в городе были только деревянные здания. Но теперь новые технологии строительства позволяют возводить четырех- и пятиэтажные "небоскребы" из кирпича и бетона даже на вечной мерзлоте. Для этого привлекали строителей из Финляндии, Канады, имеющих большой опыт возведения таких объектов. К сожалению, собственная стройиндустрия в Салехарде в годы обвальных реформ и рыночных катаклизмов обанкротилась и была ликвидирована, теперь приходится возить строителей с "большой земли" вахтовым методом. Но это не помешало возвести в снежной пустыне полярной тундры город, своеобразной архитектуре которого могут позавидовать и пресыщенные жители мегаполисов.

От Ямальского канала - к транспортному мегапроекту

В конце XIX века исследователь Арктики писатель Константин Носилов писал: "На самом полярном круге, пересекающем величественную Обь, стоит старинный казацкий городок Обдорск, бывший оплот дружины Ермака, остающийся и доныне самым крайним селением русских в этом пустынном крае остяков и самоедов".

Путешественник восторгался обилию товаров на знаменитой Обдорской ярмарке, мечтал о масштабном проекте обустройства двухтысячеверстового речного пути по реке Оби - так называемого "Ямальского канала". По его замыслу, у входа в Обскую губу на мысе Ям-Сале будет построена станция, у мыса Каменного - пристань Обская, со всеми зданиями и сооружениями крупного речного порта. На водоразделе Ямала на озере Талын-То Носилов предлагал проложить канал длиной 36 сажень, на реках Салетта и Юрибей - обустроить шлюзы для пропуска судов с грузоподъемностью 75 тысяч пудов и осадкой в пять футов. И наконец, у мыса Мара-Сале, рядом с островом Литке (там находится словно созданная самой природой глубокая и просторная гавань), построить порт Ямал, где смогут останавливаться крупнотоннажные морские суда. Но времена изменились, из-за революционных бурь носиловскому проекту осуществиться было не суждено.

И все же Обь стала важной транспортной артерией Заполярья: в навигацию сюда везут лес, пшеницу, руду… Активно осваивается и Северный морской путь. Новый импульс развитию Ямала даст и реализация масштабного проекта "Урал промышленный - Урал Полярный". Уже в ближайшие годы к рудным богатствам Полярного Севера проложат железную и автомобильную дороги, начнут осваивать новые месторождения. А порт Салехарда станет одним из крупнейших в Заполярье.

К 2014 году берега Оби в районе Салехарда свяжет гигантский двухъярусный мост (сейчас здесь ходит паром) с железнодорожным и автомобильным сообщением.

К городку Лабытнанги, что на другом берегу Оби, "железка" пришла еще в начале шестидесятых. Это была печально знаменитая 501-я стройка, правда, не ударная комсомольско-молодежная, а ГУЛАГовская, стоившая жизни тысячам заключенных. Сейчас там стоит мемориал жертвам политических репрессий, приезжавшим в теплушках на Север, чтобы по приказу вождя народов строить очередную "дорогу жизни".

…Как отголосок тех времен, в памяти звучит песня "По тундре, по железной дороге, где мчит курьерский Воркута-Ленинград, мы бежали с тобою от проклятой погони, чтобы нас не настиг пистолета заряд".

Известный публицист и писатель Александр Херсонский, свой творческий путь начинавший на Южном Урале, в газете "Челябинский рабочий", переехав на Ямал, стал ведущим сотрудником салехардской газеты "Красный Север". Его книга очерков "Миров связующая нить", в которую вошли воспоминания узников ГУЛАГа и некогда секретные архивные материалы, никого не оставляет равнодушным. Журналист, организовавший экспедицию "Память", проехал по местам ямальских лагерей, рассказал правду о сталинских "фабриках смерти", откуда живыми почти не возвращались.

Теперь это уже в прошлом, и старожилы Севера смотрят в будущее с надеждой. Хочется верить: с прокладкой транспортного коридора с юга Урала в эти суровые края придет новая жизнь.

Мамонтенок Люба и другие

В Салехарде у переправы через реку Обь высится необычный монумент - высеченный из гранита гигантский мамонт. Этот своеобразный символ полярного города изваян не случайно: в вечной мерзлоте находят прекрасно сохранившиеся туши этих колоссов.

К примеру, в сентябре 1979 года на Гыданском полуострове на правом берегу реки Юрибей экспедицией Академии наук СССР была раскопана самка мамонта, пролежавшая в вечной мерзлоте почти 10 тысяч лет. Останки мамонта находятся в зоологическом музее РАН в Санкт-Петербурге.

Спустя девять лет - новая сенсационная находка: на полуострове Ямал в двадцати километрах от устья речки Юрибете-яха был найден трехмесячный мамонтенок, которого прозвали Машей. Он отлично сохранился, как и найденный в 1977 году мамонтенок Дима, и сейчас хранится в зоологическом музее Санкт-Петербурга. А точная копия "крошки", изготовленная в Японии, находится в музейно-выставочном центре Салехарда.

Три года назад его фонды пополнились новой уникальной находкой. В ходе палеонтологической экспедиции, организованной местным музеем и институтом экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук, на Гыданском полуострове был раскопан скелет мамонта. В этом году его отреставрируют и он, как и скелет шерстистого носорога, собранный новосибирскими учеными, станет украшением коллекции музея Салехарда.

А прошлый год порадовал северян новой уникальнейшей находкой. Местный житель Юрий Худи в долине ямальской реки Юрибей обнаружил замороженный труп мамонтенка, который своей сохранностью поразил даже видавших виды ученых. Его назвали в честь жены автора находки Любой.

В августе 2007 года на место обнаружения реликта ледникового периода направили экспедицию. По словам ее руководителя заведующего зоологическим музеем Института экологии растений и животных УрО РАН (Екатеринбург) П. Косинцева, найдено первоначальное место захоронения мамонтенка, откуда затем он был вымыт водным потоком. Результаты анализов образцов грунта и древнего льда помогут определить, какие растения и животные обитали на Ямале десятки тысяч лет назад. Кроме того, найдены кости дикой плейстоценовой лошади, северного оленя и первобытного бизона (это самая северная его находка). Сейчас идет тщательное изучение материалов экспедиции. В октябре прошлого года в ямальской тундре работала международная группа ученых-мамонтоведов. Специалисты из Японии провели уникальную работу по томографическому (без вскрытия туши) сканированию мамонтенка Любы, что дает полное представление о строении его внутренних органов. Профессор Н. Сузуки был просто в восторге!

Теперь, после томографии в Токио, мамонтенка изучают в Санкт-Петербурге. При поддержке международного мамонтового комитета телеканал "National Geographigue Chanel" начал съемки фильма о Любе. Этот комитет автору находки Юрию Худи выплатил вознаграждение на покупку снегохода "Буран". Итогом этой большой работы станет монография, которая обобщит результаты проведенных исследований. А чтобы сохранить находку для ученых будущего, было решено хранить мамонтенка в замороженном виде. Для этого изготовлена морозильная камера, в которой необходимая температура поддерживается при помощи сухого льда. В октябре в Салехарде планируют провести международную конференцию, на которую "съедутся" все детеныши мамонтов — Дима, Маша и Люба.

Недавно в дар музею Салехарда московские ученые преподнесли бивень мамонта, найденный в верховьях реки Юрибей, недалеко от места находки Любы. Его обнаружил научный сотрудник кафедры криолитологии и гляциологии географического института МГУ Герман Ржаницын. Последний презент музею - мамонтовый бивень, найденный водителем экскаватора ОАО "Ямалтрансстрой" Александром Карамзиным на трассе строящейся дороги Обская-Бованенково.

И это, считают ученые, только первые ласточки уникальных находок. Впереди - строительство новых, магистральных трасс в рамках мегапроекта "Урал промышленный - Урал Полярный". Кроме добычи рудных богатств, он даст толчок и для расширения археологических исследований Арктики. Кто знает, какие еще сюрпризы таит в себе вечная мерзлота древней земли Ямала?

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты