Небесные врата меняют облик

14 Февраля 2008

Вчера в челябинском аэропорту Баландино состоялось открытие первой очереди воздушных ворот города. Аэровокзал не узнать: синие тонированные стекла снаружи, современная входная группа типа «револьвер» с вращающимися дверьми, электронная регистрация пассажиров и проверка багажа. И это только начало большой и важной работы по приведению аэропорта в соответствие всем международным стандартам.

Евгений Аникиенко   

Вчера в челябинском аэропорту Баландино состоялось открытие первой очереди воздушных ворот города. Аэровокзал не узнать: синие тонированные стекла снаружи, современная входная группа типа «револьвер» с вращающимися дверьми, электронная регистрация пассажиров и проверка багажа. И это только начало большой и важной работы по приведению аэропорта в соответствие всем международным стандартам.

Какие же перемены принесла модернизация? Над стойкой оператора — табло, на котором можно видеть исторические достопримечательности Южного Урала. По словам агента по обслуживанию пассажирских авиаперевозок Натальи Березиной, весь процесс осмотра теперь занимает считанные минуты, причем делается все для безопасности, удобства и комфорта пассажиров. Стойка регистрации оснащена электронными весами для проверки багажа, повсюду суперсовременые сканеры, видеокамеры…

Политика открытых дверей

— Челябинский аэропорт — чрезвычайно важный объект транспортной инфраструктуры области и города, визитная карточка Южного Урала: по виду аэровокзала гости региона во многом судят о его уровне развития,— говорит первый заместитель губернатора Владимир Дятлов.— В советские годы услугами аэропорта пользовались до миллиона пассажиров в год, но во время обвальных реформ он пришел в запустение, объемы воздушных перевозок резко сократились.

После нескольких лет монополизма прежнего собственника ОАО «Челябинское авиапредприятие» (ЧАП) в 2007 году мы добились «распечатывания» аэропорта, который теперь проводит политику открытых дверей для всех авиаперевозчиков. Наш аэропорт достойно встречал глав государств, членов ШОС, участников учений «Мирная миссия-2007».

Проведенная его частичная реконструкция, по мнению Владимира Дятлова, пока носит косметический характер, но сомнений нет: она будет продолжена, и скоро воздушные ворота области обретут новое, современное лицо. Министр промышленности и природных ресурсов области Евгений Тефтелев является членом совета директоров ОАО «ЧАП», и региональная власть участвует в формировании перевозочной политики предприятия.

Недавно на федеральном уровне выработана новая транспортная стратегия правительства РФ. Согласно ей восемь особо важных аэропортов России переходят в федеральную собственность. К сожалению, наш аэропорт не вошел в их число, но сейчас строят планы по переводу его под «крышу» области, что открывает перед авиаторами новые перспективы.

Область уже является собственником суперсовременной взлетно-посадочной полосы, построенной на средства региональной казны. Магнитогорский же аэропорт, возможно, перейдет в муниципальную собственность города металлургов. В адрес правительства РФ уже направлено письмо, в котором областные власти заверяют, что готовы принять челябинский аэропорт на баланс субъекта Федерации.

Небывалый взлет

— Итоги прошлого года обнадеживают,— считает председатель совета директоров ОАО «Челябинское авиапредприятие» Александр Мертен.— Перевезено 676 тысяч пассажиров, пассажирооборот вырос на 56 процентов, обслуживание авиалайнеров — на 60, как и количество самолетовылетов. Кстати, в среднем по России рост составил 16 процентов. Политика «открытого неба» уже приносит ощутимые результаты: у нас теперь 17 авиаперевозчиков, и мы прогнозируем дальнейший рост объемов. В 2007 году открыты регулярные рейсы в Германию — в Ганновер, Франкфурт-на-Майне, Объединенные Арабские Эмираты, много чартерных рейсов в Турцию, Египет…

Правда, на взгляд авиаторов, развитие авиаперевозок сдерживают заградительные барьеры государства — высокие таможенные пошлины на покупку импортных самолетов. Но уже в этом году планируется запуск в серию новейших российско-французских самолетов (КБ Сухого) «Эр-Эр-Джи», не уступающих лучшим зарубежным аналогам, и, к примеру, Аэрофлот уже намерен закупить их большую партию. Кстати, авиакомпания в прошлом году вошла в международную ассоциацию «Скай-тим», где требуется вывести из эксплуатации устаревшие самолеты. Аэрофлот уже передает вполне рабочие Ту-154 дочерним авиакомпаниям, в частности «Аэрофлот-Норду». Руководители ОАО «ЧАП» ведут переговоры о возможном сотрудничестве по созданию их базы в челябинском аэропорту.

Один из новых для Челябинска авиаперевозчиков — екатеринбургская компания «Авиапрад» — сейчас сворачивает свою деятельность, но ее место уже намерена занять московская «Вим-авиа». Челябинцы ведут переговоры с германской компанией «Люфт-ганза», другими потенциальными авиаперевозчиками.

Миллиарды из Москвы

— Хотя челябинский аэропорт и не получил общероссийский статус, мы попали в федеральную программу развития авиатранспорта,— заявляет руководитель территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Александр Власов.— Москва обещает выделить на эти цели 2,5 миллиарда рублей, и первый транш — 400 миллионов, возможно, поступит уже в 2009 году. Это вселяет большие надежды. Правда, мэрия Челябинска преподнесла авиаторам неприятный сюрприз, резко подняв плату за аренду земли — до 80 миллионов рублей в год. Но федеральный центр принял другое решение: эта земля считается общегосударственной, и авиаторам предоставляется право ее выкупа. Поскольку в одиночку ОАО «ЧАП» эту ношу не потянуть, землю будут выкупать по частям ее пользователи. Уже две структуры — заправочный комплекс и ФГУП «Авианавигация» — подали заявки на торги…

Недавно на аукцион выставлялся и 15-процентный пакет акций ОАО «ЧАП», находящийся в федеральной собственности. Но стартовая цена на него была явно завышена, и покупателей не нашлось. Теперь ее уменьшат, и уже в марте, возможно, состоится повторный аукцион.

Но главным акционером авиапредприятия сейчас является Московское речное пароходство, купившее в прошлом году контрольный пакет у «Сибири». По словам Владимира Дятлова, в ближайшее время будет подписано трехстороннее соглашение между акционерами ОАО «ЧАП», правительством области и аэропортом. Подписание этого документа отложено до завершения собственником выработки стратегии развития авиапредприятия. Рабочий проект, как заверяют акционеры, будет готов уже в конце февраля. Федеральную взлетно-посадочную полосу, скорее всего, передадут в собственность области, как и ряд других объектов инфраструктуры аэропорта.

Аэропорт завтрашнего дня

Уже сегодня утверждена программа развития Челябинского аэропорта до 2010 года, предусматривающая его масштабную реконструкцию. Пока завершен только ее первый этап. За счет прибыли авиапредприятия в обновление воздушных ворот в прошлом году вложено 1,5 миллиона долларов.

Как пояснил председатель совета директоров ОАО «ЧАП» Александр Мертен, наряду с обновлением оборудования и открытием входного комплекса аэропорта недавно модернизировано и освещение привокзальной площади. Летом будет открыта новая бесплатная автостоянка, обновят покрытие площади.

А впереди — грандиозный проект строительства нового суперсовременного пассажирского терминала, рассчитанного на три миллиона человек в год! Проект его уже на подходе, и возможно, строительство начнется уже в конце этого года. А до 2010 года авиаторы намерены запустить и вовсе уникальный объект — технический центр по обслуживанию авиалайнеров. Его ангар будет вмещать сразу два гиганта «Боинг-74»! Подобные центры есть только в Москве, а в регионах нет ничего подобного. По предварительным расчетам, масштабный проект обойдется в десятки миллионов долларов.

В аэропорту планируют после пуска нового пассажирского терминала нынешний международный сектор переоборудовать под зал официальных делегаций и ВИП-зону. В их планах и установка четырех телескопических трапов, по которым пассажиры прямо из самолета смогут попасть в терминал. Сейчас готовится новое пассажирское расписание (оно начнет действовать с марта), и авиаторы заверяют, что пассажиров ждет немало приятных сюрпризов. В частности, если раньше не было рейсов из Челябинска на Украину, летом планируется открыть прямое воздушное сообщение до столицы Крыма Симферополя.

В числе намерений авиаторов и строительство современного трехзвездочного отеля близ аэропорта. Стать инвесторами возведения этого объекта уже выразили желание две крупные строительные компании, одна из которых российско-французская, при столичном аэропорте Шереметьево-3. Одновременно будет реконструирована и нынешняя гостиница аэропорта Баландино.

Авиаторы заботятся и об обновлении кадров, укрепляют связи с троицким училищем, где готовят специалистов по обслуживанию воздушных судов.

…Хочется надеяться, что планы авиапредприятия не пустой звук. Последние годы принесли много разочарований, ОАО «ЧАП» переходило из рук в руки… Но перемены, происходящие сейчас в челябинском небе, вселяют надежду. Возможно, мечта об аэропорте мирового класса на Южном Урале уже скоро приобретет реальные черты.

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты