Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Льготы ЖКХ для населения будут доведены в любом случае

20 Ноября 2008

Переход на денежные компенсации льгот ЖКХ будет произведен не с 1 января 2009 года, как планировалось, а со второго полугодия 2009 года. Такое решение принято губернатором Челябинской области и озвучено на заседании регионального правительства 13 ноября. Причина — кризисные явления, которые заставили попридержать изменения и без того в шаткой экономике. А вот закон области и вся необходимая нормативная база, касающаяся перенесенного перехода от натуральных льгот к деньгам, будут приняты не позднее декабря текущего года. Причем проект документа, на котором будет основан сам механизм реформы, могут сейчас поправить сами южноуральцы.

Переход на денежные компенсации льгот ЖКХ будет произведен не с 1 января 2009 года, как планировалось, а со второго полугодия 2009 года. Такое решение принято губернатором Челябинской области и озвучено на заседании регионального правительства 13 ноября. Причина — кризисные явления, которые заставили попридержать изменения и без того в шаткой экономике. А вот закон области и вся необходимая нормативная база, касающаяся перенесенного перехода от натуральных льгот к деньгам, будут приняты не позднее декабря текущего года. Причем проект документа, на котором будет основан сам механизм реформы, могут сейчас поправить сами южноуральцы.

Для этого Законодательное Собрание области открыло «горячую линию». До 23 октября по телефону 239-87-98 будут приниматься предложения и пожелания. Также вступить в диалог с законотворцами можно будет через сайт ЗСО.
Как уже сообщала «ЮП», расчет денежной компенсации будет производиться на основе региональных стандартов жилищно-коммунальных услуг. Эта схема максимально учитывает реальные потребности льготника в оплате жилищно-коммунальных услуг, при этом исключает его походы за справками и подтверждениями. Их принято более восьми тысяч, учитывающих место проживания и состав семьи льготника, тип жилья, период расчета платы за отопление. В случае, если компенсация не будет покрывать 50 процентов затрат льготника на оплату жилищно-коммунальных услуг, нормативными документами будет предусмотрена возможность установления индивидуального повышающего коэффициента.

Свежие акценты предстоящих изменений мы попытались расставить вместе с первым заместителем председателя Законодательного Собрания области Евгением Рединым. Мы задали ему вопросы о новой системе льготирования и ее законодательной базе.

Три кита и тариф

— Евгений Владимирович, каковы узловые, ключевые положения разработанного законопроекта?

— Механизм перехода на денежную компенсацию льгот на жилищно-коммунальные услуги строится на нескольких базовых принципах. Принцип первый. Человек не должен испытать никаких неудобств, связанных с переходом на иную форму предоставления льгот. Это означает, что граждане, которые на сегодняшний день уже пользуются этой мерой государственной поддержки, не должны будут подтверждать свое право на ее получение никакими дополнительными справками, квитанциями и прочими документами. Они вообще должны быть избавлены от необходимости куда-либо приходить и что-либо подтверждать.
Для этого базы данных по льготным категориям граждан от жилищно-коммунальных организаций, которые сегодня проводят расчеты величины льгот, передаются в централизованном режиме в управления социальной защиты населения. Подавляющее большинство данных уже сверено, и в течение ноября эта работа будет завершена в полном объеме.
Принцип второй. Человек получит денежную компенсацию льготы в размере не меньшем, чем он получает в настоящее время. Это означает, что величина средств, которые человек получит в свое распоряжение, будет учитывать в том числе и предстоящее с начала следующего года повышение тарифов. Средняя величина утвержденного повышения тарифов на ЖКУ рассчитана исходя из стандартной квартиры и стандартного количества проживающих по области — 22,9 процента, но механизм расчета заложенной в законе компенсации будет учитывать совершенно конкретную территорию, конкретное изменение тарифов на данной территории, состав семьи, степень благоустройства и так далее.
И третий принцип. Человек получит денежные средства раньше, чем наступит обязанность платить за полученные услуги. Сначала — деньги, потом — квитанция.
На этих трех базовых принципах будут основаны как закон, так и все нормативные документы, принимаемые для реализации этого закона.

— Подразумевает ли будущая система индексацию выплат с учетом роста тарифов?

— Расчет величины денежной компенсации зависит от величины тарифов. Вырастут тарифы — вырастет и размер компенсации. При этом надо четко понимать: тарифы на коммунальные услуги меняются один раз в год, с 1 января, и сохраняются до наступления нового тарифного периода, который начинается с началом нового года. Соответственно, заранее планируются и все необходимые бюджетные расходы. Поэтому деньги на льготные категории граждан всегда имеются в плановом режиме.

Погрешности будут единичны

— И все же у льготников сейчас есть опасения. Одно из главных можно обозначить одним словом — недоплатят. Будет ли существовать некая система дополнительных выплат в случае, если компенсация не будет покрывать 50 процентов затрат льготника?

— Разработано более восьми тысяч (!) стандартов. Они учитывают все параметры для расчета льготы. Сейчас эти стандарты проходят проверку на адекватность, то есть как раз объективного начисления величины по сравнению с начислением фактическим. По результатам проверки мы уже видим, что величина, определенная нормативом, не меньше. Потенциально вполне может возникнуть ситуация, когда какой-то случай выпадет из охвата стандартом (нормативный подход — это все равно некое усреднение), и действительно, можно предположить, что человек вдруг получит меньше, чем полагается. Для этого в нормативных актах предусмотрена персональная индивидуальная корректировка данного стандарта для данного конкретного человека. Достаточно обратиться в местное управление социальной защиты населения: специалисты проведут перерасчет и введут индивидуальный корректирующий коэффициент, который приведет в соответствие стандарт. Но такие случаи будут единичны, а вероятность их появления ничтожна.

— Не возникнет ли следующая ситуация: льготник получит квитанцию, без затей поделит начисленную сумму пополам и пойдет в соцзащиту, будучи уверенным, что государство не выплатило ему положенные 50 процентов?

— Как поступит каждый человек, конечно, сложно предугадать. Но на самом деле те категории граждан, которые уже пользуются льготами, прекрасно представляют, как производится расчет. Они очень четко понимают, что просто взять сумму в квитанции и поделить ее пополам — это неправильно. Поскольку даже сейчас ряду категорий граждан льготы предоставляются исходя из социальной нормы площади жилья.

Экономия потребления и ценность потребителя

— Как будет работать система выплат в отношении льготников, которые оплачивают коммунальные услуги по показаниям своих счетчиков?

— Расчет величины компенсации будет проводиться на основе разработанных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг. Это нормативная величина. Как правило, норматив больше, чем фактическое потребление. В этом случае люди, экономно расходующие услуги, могут получить даже несколько больше денег, чем из расчета фактического потребления.

Вообще, необходимо заметить следующее: жилищно-коммунальная организация будет предъявлять человеку полную стоимость по¬требленных услуг, причем не важно — по нормативу или по показаниям счетчика. При этом от государства человек будет получать величину, равную установленной процентной доли от размера платы, определенной по стандартам. Предполагается, что эту величину человек приплюсует к своим денежным средствам и оплатит услуги.

— Если компенсационные деньги льготник все же не понесет в коммунальные организации?.. Будут ли предусмотрены законодательством некие санкции в случае неуплаты по квитанциям?

— Действительно, существуют предложения о включении в закон положения о том, что в случае, если человек в течение нескольких месяцев не оплатит жилищно-коммунальные услуги, прекратить ему выплату компенсаций. Но этого не будет. Человеку деньги будут приходить в полном объеме, независимо от того, оплатил он услуги или нет. А как человек станет использовать эти деньги — это уже решение самого человека. Государство не будет вмешиваться в гражданско-правовые отношения между потребителем жилищно-коммунальной услуги и ее поставщиком. И такая позиция неслучайна: задача реформы — повысить ценность самого по¬требителя. Согласитесь, когда есть один потребитель и он же является единственным плательщиком, то поставщик старается работать с ним весьма аккуратно, поскольку это он ему платит деньги. При существующем же механизме ситуация сложилась несколько иная: поставщик — организация жилищно-коммунального комплекса, а вот плательщика два — собственно гражданин и государство, которое перечисляет денежную сумму, равную величине льготы на счет такой организации и сумма эта в масштабах нашей области порядка 3,5 миллиарда рублей в год. Ценность потребителя здесь заметно снижается, поскольку не только он платит деньги. При переходе на денежную компенсацию потребитель и плательщик сведутся в одном лице — это принципиальная позиция, которая заложена в законопроекте.

Публикации на тему
  • 10.07.2020 | 12:49
    В Челябинской области пандемия COVID-19 укрепила черные рынки

    Доля «серых» сигарет в Челябинске за два года увеличилась в десять раз. Рост теневого табачного рынка и поставки других контрабандных товаров сказываются на конкурентоспособности малого бизнеса и налоговых поступлениях в бюджеты.

  • 29.06.2020 | 13:42
    Право на офлайн. Как на удаленке оплатят сверхурочные

    В Челябинске была открыта серия региональных дискуссий по поводу поправок в законопроект о регулировании дистанционной и временной удаленной работы. Власти региона предложили закрепить в нем ответственность удаленщиков за разглашение ценной для работодателя информации.

Новости   
Спецпроекты