Большой Урал: стратегия опережающего роста

29 Января 2009

Вчера в Екатеринбурге в резиденции полномочного представителя президента РФ в УрФО Николая Винниченко обсуждалась Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года и в перспективе до 2030-го. Эта пилотная «программа действий» по поручению президента России впервые принята среди федеральных округов России. Стратегия объединила подобные документы, принятые ранее на уровне субъектов Федерации УрФО. Ее «центральное звено» — мегапроект «Урал промышленный — Урал Полярный», призванный ускорить развитие региона. В совещании приняли участие представители федеральных министерств и ведомств, главы регионов. Челябинскую область представлял губернатор Петр Сумин.

Вчера в Екатеринбурге в резиденции полномочного представителя президента РФ в УрФО Николая Винниченко обсуждалась Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года и в перспективе до 2030-го. Эта пилотная «программа действий» по поручению президента России впервые принята среди федеральных округов России. Стратегия объединила подобные документы, принятые ранее на уровне субъектов Федерации УрФО. Ее «центральное звено» — мегапроект «Урал промышленный — Урал Полярный», призванный ускорить развитие региона. В совещании приняли участие представители федеральных министерств и ведомств, главы регионов. Челябинскую область представлял губернатор Петр Сумин.

Единая идея

— Главная задача стратегии — создание долгосрочной системы основных ориентиров и сбалансированных сценариев развития округа для повышения уровня жизни и устойчивого социально-экономического развития регионов, — говорит полпред Николай Винниченко. — Тем самым реализуется идея о необходимости принятия и осознания обществом единой стратегии развития страны. Мы постарались соединить в одно целое стратегические планы регионов, создать целостную картину развития Урала. Стратегия разрабатывалась с учетом приоритетов развития входящих в округ субъектов Федерации, в увязке с концепцией и прогнозом долгосрочного развития России, федеральными целевыми программами и планами ведущих отраслей.

Основные положения стратегии и приоритеты развития согласовывались с министерствами и ведомствами РФ, муниципальными образованиями. В 80 процентах муниципальных районов и город­ских округов УрФО завершено формирование схем территориального планирования. В разработку стратегии большой вклад внесли ученые: государственное учреждение «Совет по изучению производительных сил» Минэкономразвития России и РАН, органы власти регионов, местного самоуправления, представители бизнеса, финансового сектора, объединений предпринимателей и общественных организаций. Стратегия развития УрФО состоит из трех документов. Во-первых, концепция социально-экономического развития округа, в которой сформулированы цели, задачи, приоритеты, параметры макроэкономического прогноза и базовые показатели развития отраслей экономики и социальной сферы. Другие составные части стратегии — прогноз социально-экономического развития округа и входящих в него регионов, комплекс мер по реализации долгосрочных планов.

На совещании было отмечено, что особенностями УрФО, определяющими его место в экономике страны, являются уникальный по запасам и разнообразию природно-ресурсный потенциал, развитый промышленный комплекс: нефтегазодобыча и переработка, машиностроение, металлургия, энергетика, горнодобывающая промышленность, а также мощная, хотя и неравномерно развитая, транспортно-энергетическая инфраструктура.

Экономическое развитие округа сдерживают истощение минерально-сырьевой базы, высокий износ основных фондов обрабатывающих отраслей, неразвитость транспортной и энергетической инфраструктуры, экологические проблемы. С учетом этого была определена стратегическая миссия УрФО в составе Российской Федерации — формирование на системно-инновационной основе современного высокотехнологичного индустриального ядра страны, опирающегося на эффективное использование уникального природно-ресурсного потенциала, трудовые ресурсы, интеграцию старопромышленного Уральского и нефтегазодобывающего Западно-Сибирского районов, опережающее развитие транспортно-энергетической инфраструктуры. Ставится задача реализации стратегической роли макрорегиона как базового, связующего звена отечественной экономики для обеспечения национальной безопасности, территориальной целостности и взаимодействия восточных и западных регионов России.

Главная стратегическая цель документа — максимальное повышение уровня и качества жизни, стабилизация и рост численности населения за счет эффективного использования совокупного потенциала региона и реализации сценария устойчивого инновационного развития.

Инновационный сценарий

В стратегии прописаны три общенациональных сценария социально-экономического развития округа в долгосрочной перспективе — инерционного, энергосырьевого и инновационного. В качестве основного выбран инновационный сценарий, который базируется на гармоничном сочетании трех составляющих развития: экономики, социальной сферы и экологии. Им предусмотрено к 2020 году валовой региональный продукт увеличить в 2,1 раза, а к 2030‑му — еще в 1,5 раза. Соответственно инвестиции за эти периоды увеличатся в 4,4 и 1,8 раза, реальные доходы населения — в 2,6 и 1,8 раза, производительность труда — в 2,3 и 1,6 раза.

В инновационном варианте, ориентированном на диверсификацию экономики, причем не столько за счет традиционных индустриальных отраслей, сколько за счет повышения доли высокотехнологичных производств, доля добывающего сектора к 2020 году сократится до 28,6 процента, а к 2030-му сравняется с долей обрабатывающих. Главной точкой роста обрабатывающих производств в округе будет машиностроение, прогнозные темпы увеличения объемов которого составят до 2020 года 4,1 процента в инерционном варианте, 8,1 в энергосырь­евом и 9,5 в инновационном.

По отдельным направлениям в машиностроении, обработке и сфере услуг производительность труда увеличится в 5—8 раз. В то же время в нефтегазодобыче валовое производство на одного занятого уже сейчас превышает средний общероссийский уровень в 4—5 раз. Поэтому рост в этом секторе будет идти медленнее. К 2020 году доходы населения вырастут по УрФО в среднем в 2,6 раза, продолжительность жизни — до 72—75 лет, младенческая смертность сократится в 1,3—1,4 раза, обеспеченность жильем поднимется до 30 квадратных метров на человека. А валовой региональный продукт (ВРП) вырастет в два с лишним раза.

Зоны опережающего развития

Предполагается, что доля добывающих отраслей будет падать, а к 2030 году сравняется с долей обрабатывающих производств. Прирост объемов в машиностроении составит 9,5 процента в год. Инновационный, социально ориентированный путь развития в УрФО предполагает многополярность территорий. Будут созданы пять крупных зон опережающего развития: «Западно-Сибирская», «Уральская промышленная», «Полуостров Ямал», «Восточный склон Урала», «Южно-Уральская сельскохозяйственная зона». В их составе с учетом предложений регионов будут созданы горно-промышленные районы, транспортные коридоры федерального и международного значения, территориально-производственные кластеры, особые экономические, туристско-рекреационные зоны, ряд технопарков.

В Челябинской области планируется образовать шесть таких «подзон»: туристско-рекреационную, зону металлургии в Магнитогорске, особую экономическую в Троицке, зону инновационного развития в Снежинске, Южно-Уральскую стройиндустрии и транспортно-логистическую.

Урал Полярный становится ближе

Особая роль отводится в стратегии мегапроекту «Урал промышленный — Урал Полярный». Сырьевая база в индустриальной зоне Урала уже истощается, а на Полярном Севере практически неограниченные запасы угля, металлов, древесины. Не случайно было принято решение о прокладке туда транспортного коридора с юга Уральского региона. Сюда будет поступать сырье, а на Север повезут продукцию южноуральских предприятий. Многие заводы Челябинской области готовы участвовать в проекте, поставляя туда металл, шпалы, рельсы и другую свою продукцию. Тем самым для людей будет работа и зарплата, что особенно ценно во времена финансового кризиса.

Уже проработана схема государственно-частного партнерства при реализации мегапроекта. Этой цели и служит синхронизация планов территорий, предусмотренная единой стратегией развития округа. Планируется, что бюджетные инвестиции будут составлять не более 14 процентов всех вливаний, остальное — средства частных инвесторов.

Челябинский электрометаллургический комбинат уже несколько лет добывает сырье для ферросплавного производства на Полярном Урале, где имеет собственное месторождение. И вкладывает в развитие края большие деньги. Участвовать в проекте намерены и Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский тракторный завод, Челябинский металлургический комбинат (там будут выпускать рельсы для нужд проекта), другие предприятия.

Губернатор Ямало-Ненецкого национального округа Юрий Неелов выразил опасения, что в связи с кризисом бизнесмены будут подходить осторожно к «длинным проектам», подобным проекту «Урал промышленный — Урал Полярный». Надо четко прописать права и обязанности частных инвесторов, их долю в уставном капитале. Кстати, Ямальская железная дорога включена в уставной капитал госкорпорации «Урал промышленный — Урал Полярный». А Челябинская область, внесшая в него свою финансовую долю, теперь входит в число акционеров корпорации.
Участники совещания высказали такое предложение: уже к февралю нужно сформировать госзаказ на приобретение ресурсов, разработку месторождений.

Генеральный директор ОАО корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный» Олег Демченко поделился проблемами. В последнее время на Полярном Урале сокращаются геолого-разведочные работы, поскольку из-за нововведений в законодательстве усложнена процедура выдача лицензии, отвода земли. Но эти проблемы вполне решаемы.

Выстоять и двигаться вперед

Председатель Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН академик Александр Гранберг привел слова президента РФ Дмитрия Медведева, который на совещании в Кургане отметил, что все перспективные проекты, несмотря на кризис, будут продолжены, в том числе «Урал промышленный — Урал Полярный». Антикризисная программа больше не будет рассматриваться отдельно, ее совместят со стратегией развития округа.
Академик Гранберг считает, что нынешняя ситуация с помощью государства в России чем-то напоминает меры господдержки во времена великой депрессии 30-х годов в США. Тогда президент Рузвельт принял программу мер государственной поддержки пострадавших отраслей, названную программой «Долины Теннесси». И это помогло американской экономике выстоять и идти дальше. Сегодня и российское государство всячески поддерживает реальный сектор экономики. Есть надежда, что уже в мае она даст реальные результаты.

В Челябинской области еще до принятия окружного документа была разработана стратегия развития региона на 2008—2020 годы, а по отдельным направлениям и до 2030 года. В частности, ею предусмотрено коренное улучшение качества жизни южноуральцев, подъем экономики и социальной сферы. Например, валовой региональный продукт области вырастет в три раза. По словам губернатора Петра Сумина, это создаст надежную основу для стратегического развития региона, поможет пережить трудные времена и двигаться вперед.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты