Клондайк под ногами

12 Апреля 2012
Клондайк под ногами

Проблема утилизации и переработки мусора сегодня волнует всех. Полигоны для его хранения переполнены, нелегальные свалки множатся как грибы. Как разрубить гордиев узел мусорного тупика?

Как разгрести завалы мусорных проблем на Южном Урале


Проблема утилизации и переработки мусора сегодня волнует всех. Полигоны для его хранения переполнены, нелегальные свалки множатся как грибы. Как разрубить гордиев узел мусорного тупика?

Просто складировать твердые бытовые отходы (ТБО) либо сжигать их — это, не говоря об ущербе для экологии, все равно, что выбрасывать деньги на ветер. В них масса полезного сырья — бумага, пластик, металл, — которое вполне может использоваться повторно после переработки.

Полигон — за черту города!


Особенно остро стоит «мусорный вопрос» в Челябинске. В городе-миллионнике в среднем за год образуется 590 тысяч тонн отходов. Существующий полигон функционирует с 1949 года и давно устарел, переполнен, к тому же находится в черте города, что сказывается на экологической обстановке. При прежнем мэре Челябинска Вячеславе Тарасове надумали решить эту давнюю проблему за счет строительства гигантского мусоро­сжигательного завода. Начали уже и реализовывать мегапроект, закопав в землю около 90 миллионов рублей, но скоро дело встало. К тому же оказалось, что место для свалки выбрали неправильно — в Тракторозаводском районе, близ поселка Чурилово. Сейчас там идет массовое жилищное строительство, и такое соседство создало бы невыносимые условия для людей. Поэтому от необдуманного проекта отказались. Но проблема осталась.


— В рамках программы «Оздоровление экологической среды Челябинска» запланировано вынесение свалки за черту города, — говорит начальник отдела управления отходами и контроля управления экологии администрации областного центра Дмитрий Никишин. — Другого пути нет: нынешний полигон переполнен, только за 2011 год сюда вывезли 497,3 тыс. тонн мусора. А объемы ТБО растут, как и число несанкционированных свалок. Выбрана и площадка будущего полигона — в Красноармейском районе. Там будет мусоросортировочная станция с переработкой, обсуждается и строительство мусоросжигательного завода с использованием пиролиза и других современных экологически безопасных технологий.

В то же время, по словам Дмитрия Никишина, в Калининском районе Челябинска проходит эксперимент по раздельному сбору отходов: жестяные банки, пластик и бумагу сортируют дворники, а затем они направляются на переработку. Макулатуру везут в Набережные Челны, а пластмассу — на один из челябинских заводов, где ее дробят, добавляют песок и изготавливают тротуарную плитку. К примеру, в числе переработчиков мусора бывший местный завод нестандартного оборудования, где освоили это новое производство.

Экология по-японски


По данным специалистов, ежегодно на территории Челябинской области образуется порядка 2,5 миллиона тонн ТБО. При этом основной объем этих отходов (около 2 млн тонн) ежегодно утилизируется путем захоранивания, и только полмиллиона тонн используется при проведении строительных работ и отсыпке дорог.


Для переработки отходов в доходы, думается, есть резон использовать зарубежный опыт. Этот вопрос, к примеру, обсуждался год назад на проходившем в Челябинске международном форуме «Изменение климата и экология промышленного города» с участием представителей Великобритании, Японии, Франции, Германии, США. На нем рассматривались перспективы проекта «Челябинск—будущий Экотаун» с использованием опыта по переработке мусора в японском городе Китакюсю.


По словам директора департамента защиты окружающей среды Китакюсю Сакуки Тецуро, этот некогда загрязненный город сегодня идеально чист, причем в выигрыше и экология, и производство.


— На протяжении нескольких лет Челябинская область тесно сотрудничает с японской ассоциацией РОТОБО, и многое будет взято на вооружение, — говорит министр экономического развития Челябинской области Елена Мурзина. — Делегация области побывала в Китакюсю, и мы убедились в преимуществах экологии по-японски.
Но, к сожалению, как пояснили в мэрии, у японцев другой менталитет — там раздельным сбором мусора занимаются сами жители, а у нас все валят в один контейнер. Значит, нужно что-то менять в наших мозгах, воспитывать экологическую культуру.

«Большая чистка» малых городов


«Мусорный коллапс» угрожает не только Челябинску, но и малым городам области, где свалки тоже переполнены.


— Челябинская область занимает 10-е место среди регионов России по объемам выбросов в атмосферу, куда ежегодно выбрасывается более 100 тысяч тонн загрязняющих веществ, — говорит Эркин Маматов, член общественной молодежной палаты при ЗСО, депутат городского собрания депутатов Чебаркуля. — Немало загрязняют воздух и наши свалки. И палочкой-выручалочкой здесь может стать переработка мусора, с извлечением полезных элементов. В этом плане, думается, многому можно научиться за рубежом.


Недавно в Чебаркуле побывал голландский эксперт международной организации «Пум» Кен Стипхаут, который оказывает помощь в разработке концепции строительства завода по переработке пластиковых отходов, с участием муниципалитета и частных инвесторов. Предполагается организовать «селективный сбор» ТБО и доставкой на будущий завод. Сегодня чебаркульская свалка переполнена, и мусор приходится везти на миасский полигон. Но и он небезразмерный.


Экономисты подсчитали, что организовывать переработку мусора на базе одного малого города неэффективно, и планируется, наряду с Чебаркулем, везти отходы из Миасса и Златоуста. По расчетам, это за год даст прибыль в 380 тысяч евро! А гранулированный пластик готовы покупать за валюту даже за рубежом.

«Мусорный закон» на подходе


По словам президента союза предприятий по сбору и переработке отходов производства и потребления Свердловской области Александра Таганкина, сегодня в России нет госструктуры, которая бы занималась этим вопросом. Недавно он был поднят на Госсовете РФ, где президентом России Дмитрием Медведевым дано поручение создать современную мусороперерабатывающую отрасль. Нужно законодательно стимулировать эти экологические производства, создать фонд, куда будут отчисляться платежи производителями отходов. Госдумой недавно такой законопроект принят в первом чтении, и может быть уже скоро, после внесения поправок и повторного рассмотрения он обретет силу закона. По расчетам, за год в экофонд (предполагается, что он будет негосударственным) будет поступать 25 млрд долларов.


Этот процесс подстегивает и то, что в августе 2011 года принят новый технический регламент Таможенного союза (он вступает в силу с 1 июля), запрещающий повторное использование тары без переработки, на подходе еще один, по запрету «рециклинга» пластиковых бутылок. Против этих инициатив выступает «пивное лобби», теряющее миллиардные доходы, но другого пути нет — здоровье людей дороже. Значит, производителям придется раскошелиться на промпереработку.


И ростки нового уже есть. Как рассказал, к примеру, представитель челябинского предприятия по переработке пластиковых отходов Андрей Самохвал, у нас уже наладили из этого почти дармового сырья производство по выпуску ценного материала — геотекстиля, незаменимого в дорожном строительстве для укрепления полотна. Его также применяют в мебельной, швейной промышленности, можно герметизировать полигоны для хранения ТБО. Словом, «процесс пошел», и хочется надеяться, что у него будет продолжение.

Евгений Аникиенко


КОММЕНТАРИЙ


Ученый-эколог председатель правления областной общественной организации «Зеленый крест» член Общественной палаты области Мария Соболь:

— Отношение людей к «мусорной проблеме» пока зачастую оставляет желать лучшего, и не случайно по поручению губернатора Михаила Юревича сейчас разрабатывается концепция по формированию экологической культуры населения. Переработка мусора снизит нагрузку на полигоны, позволит превратить отходы в доходы. При решении «мусорных проблем» важно обеспечить межмуниципальное взаимодействие, использование инвестиций частного бизнеса. К примеру, в Миассе в рамках соглашения с мэрией предприниматель Виктор Воскобойников, взяв в аренду полигон ТБО, задумал большой проект по строительству мусороперерабатывающего завода, куда будут вести бытовые отходы из Миасса, Златоуста и Чебаркуля. Уже разработан проект, который скоро пройдет госэкспертизу. Но перед этим пройдут общественные слушания: многие местные жители выступают против строительства мини-завода, и нужно их убедить в его экологической безопасности.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты