«Эрнст энд Янг» скажут o’key?
На прошлой неделе экоситуация на Южном Урале оказалась в центре внимания общественности, экологов и местных властей.
Как сберечь природу для грядущих поколений
На прошлой неделе экоситуация на Южном Урале оказалась в центре внимания общественности, экологов и местных властей.
Напомним, что наш регион оказался «на дне» рейтинга сразу в двух исследованиях. Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» отвела Челябинской области последнее, 83-е место, среди регионов РФ. Кроме того, Челябинск в первом экологическом рейтинге городов Минприроды РФ (исследование проводила британская аудиторская компания «Эрнст энд Янг») оказался тоже в последней десятке, заняв 73-е место. Но так ли уж тревожна ситуация? Об этом — наше интервью с челябинским природоохранным прокурором Анатолием Екимовым.
Объективность «черных списков»
— На мой взгляд, любые рейтинги избирательны и относительны, и объективность таких «черных списков» лично у меня вызывает серьезные сомнения. На самом деле экоситуация вовсе не безнадежная, и для ее улучшения делается немало. А проблемы во многом вызваны ошибками прошлых лет, когда промпредприятия строились фактически в черте города. За прошедшие годы мегаполис разросся, и, к примеру, Челябинский цинковый завод оказался недалеко от центра.
Вопросы экологической безопасности — на постоянном контроле областной межведомственной комиссии, которая анализирует ситуацию с охраной природы, строго спрашивает с нарушителей. И результат налицо: если раньше в области было более 20 предприятий, допускающих превышение предельно допустимых выбросов в атмосферу, то теперь таких остались единицы.
К примеру, на ММК проводится большая модернизация производства, выводятся из эксплуатации старые доменные печи. К слову, недавно здесь принята масштабная экологическая инвестиционная программа на 2013 — 2015 годы. А на ЧЭМК в рамках своей экопрограммы в первом полугодии завершается монтаж пылегазоочистного оборудования нового поколения. В свою очередь на коксохимическом производстве ЧМК в прошлом году ввели современную биохимическую установку, а на Челябинском цинковом заводе утилизируются отводящие газы сернокислотного производства. На ЧТПЗ же и вовсе построен цех по выпуску труб большого диаметра «Высота 239», соответствующий всем мировым экостандартам с так называемой белой металлургией.
Выбросы — в минус
— И все же выбросы в атмосферу пока случаются?
— Это так, но они обычно в пределах нормы. Правда, в период неблагоприятных метеоусловий, в жару и безветрие они плохо рассеиваются и скапливаются, образуя дымный туман-смог. Во многом это вызвано потеплением климата, и в такие периоды промышленность, как правило, снижает объемы производства.
Но порой это и вина предприятий. Так, в марте 2013 года в прокуратуру обратились жители копейского поселка Октябрьский, страдающие от постоянного смога Коркинского разреза. В их интересах я обратился в суд с иском к Челябинской угольной компании, требуя остановить работу разреза до выполнения экозащитных мероприятий.
И все же в последнее время куда большую тревогу вызывают выхлопы автотранспорта, на который сегодня приходится около 60 % загрязнения атмосферы.
— Возможно ли развязать этот «транспортный» узел?
— Один из возможных путей решения — перевод автотранспорта на газ или бензин высоких экостандартов — «Евро-3» и «Евро-4». Кроме того, в городе явный перекос в работе общественного транспорта — уменьшается количество троллейбусов, которые ходят на электричестве и практически не загрязняют атмосферу. Сейчас в мэрии для исправления ситуации запускают проект с использованием так называемых электробусов «на батарейках».
Я считаю, нужно также ужесточать требования к маршруткам, среди которых немало устаревших авто, загрязняющих атмосферу. К сожалению, ушла в прошлое процедура контроля автовыхлопов. Почему бы не возродить ее?
— А как быть с предприятиями энергетики?
— Они тоже снижают выбросы, постепенно переходят на газ. К примеру, ТЭЦ-3 уже полностью работает на нем, а на ТЭЦ-1 и ЧГРЭС реализуется большая инвестиционная программа с грядущим выводом «угольных» мощностей и строительством мощных экологичных газогенераторных установок. А на Северо-Западе планируется построить с нуля новую ТЭЦ, которая будет работать на газе.
Чистая вода будет!
— И все же, если случаются нарушения, какие меры предпринимаются со стороны государства?
— Приведу конкретные примеры. Несколько лет назад при ЧЭМК было электродное производство, где из-за технических неисправностей загорелась печь. По предписанию прокуратуры это устаревшее производство закрыто.
А в 2013 году были выявлены факты загрязнения реки Миасс неочищенными стоками коллектора цинкового завода. В июне мы проводим проверку незаконных врезок в заводской коллектор. По предварительным данным в заводскую трубу самовольно врезались соседние предприятия, они-то и сбрасывали неочищенные стоки без всякого разрешения.
— Как обеспечить чистоту нашего водного бассейна?
— С нарушителей нужно спрашивать по полной. О том, что это серьезнейшая проблема, говорит следующее. Недавно нами выявлен факт подпольного сброса в реку Большой Бакал неочищенных стоков фирмой «Рифей». Саткинским судом иск в целом удовлетворен, за исключением приостановки работы. Подобная ситуация и с нелегальным сбросом сточных вод ОАО «Уральская кузница» в реку Коелгу. В ходе проверки выяснилось, что это предприятие сбросило в реку более 370 тысяч кубометров загрязненных стоков. По этому факту мы направили дело в суд.
А 29 июня 2012 года из-за неисправности обветшавшего коллектора в Златоусте случилась авария, и в реку Ай потекли зловонные стоки... Это привело к массовой гибели рыбы. Ущерб оценивается десятками миллионов рублей. Мы через суд добиваемся продолжения строительства замороженного тоннеля, который позволит отводить фекальные стоки, минуя изношенные трассы на берегу реки.
— Недавно много шума вызвало «порозовение» вод озера Смолино.
— Исследование проб лабораторией Роспотребнадзора показало, что это краситель одного из местных предприятий. Оно относится к железной дороге, и в причинах происшедшего, думаю, разберется транспортная прокуратура. Мы тоже держим ситуацию на контроле.
«Из той же серии» — недавние сбросы загрязненных стоков угольных шламов в реку Уй Троицкой ГРЭС. Как выяснилось, сброс отходов в шламохранилище на территории Казахстана был приостановлен, их стали сливать в переполненный отстойник ГРЭС. И он в половодье «потек»...
К слову, в 2013 году вступил в силу новый федеральный закон «О водоотведении», предусматривающий правовые нормы, призванные добиться кардинального снижения производственных и хозяйственно-бытовых сбросов. Санкции к нарушителям серьезно ужесточены.
Боры не свалка
— Чем угрожает наступление человека на наши красивейшие памятники природы?
— Эта серьезная угроза. Любители жизни на лоне природы стремятся застроить коттеджами берега Увильдов, Тургояка, причем зачастую без учета режима особо охраняемых территорий. Есть факты загрязнения вод, вырубки леса, захламления земли, нанесения вреда почве. К примеру, недавно выявлен самозахват земли и незаконное строительство объектов центра пейнтбола в памятнике природы — Челябинском городском бору. Его устроители, не имея на то разрешения, возвели дом, «полосу препятствий» для любителей этой игры. Почва вытоптана, все залито краской... По этим фактам возбуждено несколько административных дел, готовятся иски в суд. Принимаются и меры по незаконной застройке.
— Многие говорят, что куда большая проблема — захоронение и утилизация отходов...
— Это так. К примеру, челябинский полигон ТБО давно переполнен и исчерпал свой ресурс, его нужно закрывать и строить новый. Ранее местные власти пытались построить мусоросжигательный завод, но из-за отсутствия средств проект был закрыт. Но призывы общественности, прокурорские предписания все же взяты в зачет: сейчас выбрано место в Красноармейском районе для строительства нового полигона, выделены средства на его проектирование.
Словом, экологических проблем еще немало, но они постепенно решаются, и я надеюсь, что когда-нибудь и наша область попадет в первые строчки лидеров экорейтинга страны.
Поделиться