Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Конструкторы из Челябинской области разработали принципиально новый автомобильный двигатель

23 Декабря 2013
Конструкторы из Челябинской области разработали принципиально новый автомобильный двигатель

Инновационный проект строительства завода по производству таких чудо-двигателей стал изюминкой презентации ноу-хау южноуральских разработчиков в ЮУТПП с участием ученых, представителей машиностроительных предприятий и министерства промышленности и природных ресурсов области.

Инновационный проект строительства завода по производству таких чудо-двигателей стал изюминкой презентации ноу-хау южноуральских разработчиков в ЮУТПП с участием ученых, представителей машиностроительных предприятий и министерства промышленности и природных ресурсов области.

Уйти от кривошипа?

Напомним, что сегодня львиную долю продукции мирового автопрома занимают машины с традиционным кривошипно-шатунным механизмом двигателя. Но у таких моторов немало минусов: не говоря о загрязнении атмосферы, они слишком габаритны, потребляют много топлива и требуют массу деталей — так называемого литейного передела, что сказывается на себестоимости и цене. К тому же половину стоимости «моторного комплекта» занимает весьма затратная коробка скоростей.

Как, удешевив производство, избавиться от этих накладок, повысить энергоэффективность? Ученые придумали совершенно иную схему — роторно-поршневую, которая дает таким двигателям массу преимуществ. Получился бензиновый двигатель с характеристиками, скорее присущими электротранспорту. Для управления мощностью достаточно нажать на педаль «газа». Для такого мотора не нужна многоскоростная коробка, достаточно самой простой, что гораздо дешевле.

Подобные эксперименты уже ставились в Японии — к примеру, корпорацией «Мазда», но из-за высокой стоимости такие авто не получили широкого распространения. В них используется двигатель Ванкеля, работающий по тому же принципу, но он слишком дорогой в изготовлении, и у него высок расход горючего. Роторно-поршневые авто в свое время пытались выпускать и на ВАЗе, их конструкцию разрабатывала спецлаборатория, но с развалом 90-х ее закрыли, сочтя проект нерентабельным. И вот эту идею подхватили миасские конструкторы, выходцы из ГРЦ имени Макеева, в рамках проекта «Сатурн» сумевшие разработать конструкцию сравнительно недорогого и эффективного двигателя на «роторно-поршневой тяге».

«Планетарный» проект

— В числе плюсов нашего двигателя высокий крутящий момент — в 3 раза больший, чем у обычного, а значит, и быстрый разгон, что особенно ценно для гоночных машин, — говорит руководитель проекта Александр Саламатов. — Причем рабочий объем в 2 раза, а масса и габариты— в 4 раза меньше. В числе его плюсов и меньший расход горючего, бесклапанная система газораспределения, что намного упрощает эксплуатацию, низкая (в 5 раз меньше) себестоимость, а значит, и высокая рентабельность производства. Взяв за прототип двигатель от ВАЗ 2112, мы внесли кардинальные изменения. Одно из ноу-хау — более удобная кольцевая (как кольца планеты Сатурн, отсюда и название. — От авт.) конструкция камеры сгорания. Крутящий момент у нашего мотора не 20, как у традиционного, а 50-60. Спектр применения самый широкий: хотя двигатель рассчитан для автомобилей ценового класса от 500 тысяч до 800 тысяч рублей, но может использоваться и для вертолетов, маломерных судов, в качестве автономной мини-электростанции.

К слову, на проект уже выдано положительное заключение экспертов ЮУрГУ — декана автотракторного факультета Юрия Рождественского и профессора Евгения Лазарева.

По мнению разработчиков, большие перспективы у нового двигателя могут открыться, если его использовать в проекте бизнесмена Михаила Прохорова по созданию отечественного «е-мобиля». Поначалу планировалось, что в нем будет применен несколько иной, хоть и схожий вариант двигателя — роторно-лопастной в паре с электромотором. Но на испытаниях автомобиль не смог сдвинуться с места, и на сайте Михаила Прохорова появилась информация о том, что отечественный двигатель «е-мобиля» будет заменен на немецкий. Причем обычный, кривошипно-шатунный. Но почему бы не использовать новинку миасских инженеров?

Однако, по словам Александра Саламатова, когда бизнесмену направили такое предложение, тут же пришел ответ: «Пришлите чертежи». Причем без всяких гарантий! На это сегодня, когда процветает воровство интеллектуальной собственности, миасцы не решились. Запатентовывать же ноу-хау, по мнению авторов, пока резону нет, поскольку с патентами те же китайцы не считаются. Недавно проектом «Сатурн» заинтересовались японцы, но вкладывать в него деньги тоже не спешат.

«На коленке» не нарисуешь

— Сегодня мы подыскиваем инвесторов, чтобы открыть совместное производство, — говорит Александр Саламатов. — В одиночку нам эту ношу не потянуть. Стоимость строительства завода — около 2,5 миллиарда рублей, срок реализации 10 лет. На ввод первой очереди потребуется 400 миллионов рублей. Но уже на пятом году, когда предполагается выпустить 2,5 тысячи двигателей, по нашим расчетам, будет получена прибыль в 675 миллионов. Когда же завод выйдет на полную мощность и станет выпускать по 50 тысяч моторов в год, чистая прибыль составит 8 миллиардов рублей! Рентабельность по прогнозам небывалая: 500 — 800 процентов! Но нам остро нужны средства на покупку оборудования, чтобы выполнить модель в металле. «На коленке» такой проект не нарисуешь, а на изготовление опытной партии потребуются миллионы.

По словам председателя комитета по промышленному развитию, высоким технологиям и охране интеллектуальной собственности Станислава Твердохлеба, продвижению проекта готов помочь региональный центр промышленной кооперации. Наши заводы могли бы изготовить детали двигателя, который затем соберут в Миассе. Свою помощь, по словам первого вице-президента ЮУТПП Бориса Токарева, окажет и Южно-Уральская торгово-промышленная палата.

Проект очень интересный, перспективный, — считает Борис Бардин, начальник управления промышленности минпрома области. — Но он нуждается в доработке, привязке к реалиям региона. К примеру, почему бы не уйти от бензина, не перевести двигатель на более экологичный и дешевый газ? Думаю, с этим проблем не будет. Мы готовы помочь и с продвижением проекта на федеральном уровне: на днях я поеду в Москву, в Министерство промышленности РФ, и обязательно ознакомлю с ним руководство производственных отраслей.

 


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты