Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

В Челябинской области дорожники игнорируют электронные аукционы

25 Декабря 2014
В Челябинской области дорожники игнорируют электронные аукционы

Повышение «контрактного залога» может оставить автотрассы без обслуживания и ремонта

Повышение «контрактного залога» может оставить автотрассы без обслуживания и ремонта

Известие о том, что аукционы по отбору подрядчиков по содержанию областных дорог общего пользования не состоялись из-за отсутствия участников, вызвало серьезные опасения за будущее наших автомагистралей.

По словам экспертов «ЮП», дорожники не подавали заявки на участие в аукционах из-за возросших экономических требований. Общая стоимость лотов на уборку дорог области составляла более 11 миллиардов рублей. Претенденты могли отказаться от участия в аукционе из-за дороговизны работ — сейчас многие переживают не лучшие экономические времена. Кроме того, условия «игры на понижение» могли не устроить дорожников. «Южноуральская панорама» встретилась с ремонтниками, заказчиками и другими участниками дорожного рынка, чтобы выяснить, кто же все-таки будет поддерживать наши автодороги в надлежащем виде, заботиться о них?

Залог не по карману

Напомним, что важность «дорожного вопроса» в своем Послании к Федеральному собранию особо отметил президент РФ Владимир Путин, поставивший задачу — в ближайшие годы удвоить объемы строительства и капремонта автотрасс. Но как выполнить эту амбициозную задачу?

— Думаю, нужно начать с создания равных и благоприятных условий для всех игроков дорожного рынка, — считает эксперт дорожно-транспортной сферы гендиректор консалтинговой компании «Кэмп» Яков Гуревич. — Чтобы участвовать сегодня в таких аукционах, по новому 44-му федеральному закону о контрактной системе государственного и муниципального заказа (он вступил в силу с 2014 года) претенденту нужно иметь большие оборотные средства. Вносится залог за участие, и еще один — за заключение контракта, это около 30 процентов от начальной стоимости контракта. Эти деньги, согласно закону, чтобы обеспечить надежность и качество работ, будут лежать обременением в залоге до окончания контракта. Но в условиях аукционов не был прописан объем работ, и на мой взгляд, невозможно корректно оценить их стоимость и качество.

Правда, как пояснил Яков Гуревич, вместо реального залога подрядчику достаточно оформить банковскую гарантию, которая стоит 1,5-2 процента от стоимости контракта. Но нынче банки резко повысили цены за свои услуги, и претенденты не смогли участвовать в аукционах.

Причем, как сообщают эксперты «ЮП», если раньше контракт заключался на год, то нынче, в связи с принятием трехлетнего бюджета области, были впервые объявлены аукционы на этот срок. Дело в том, что многие подрядчики не успевали за год выполнить свои планы, кроме того, плюс еще и в том, что за 3-4 года можно получить в лизинг дорожную технику и рассчитаться за нее. Однако благие пожелания привели к обратному результату. По мнению экспертов, для привлечения подрядчиков властям имеет смысл разбить лоты на более мелкие и смягчить условия аукциона.

Аукцион или конкурс?

В региональном минстрое сообщили, что на 2015-й и два последующих года по областной программе в связи с финансовыми сложностями бюджета не планируется увеличение дорожного фонда: на капремонт, строительство и содержание областных дорог в течение года заложено 8,2 миллиарда рублей. Из них 3,5 млрд — на содержание автотрасс, которые за 3 года составят «общий лот» в 11 миллиардов. Но 4 аукциона на выбор подрядчика по содержанию дорог и один — для мостов не состоялись из-за отсутствия заявок.

Между тем о важности «дорожного вопроса» говорит то, что в Челябинской области с 1 января 2015 года создается новое министерство дорожного хозяйства и транспорта, которое по решению губернатора возглавит нынешний и. о. заместителя министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства области Алексей Гущин. Что он думает по поводу несостоявшихся аукционов?

— СМИ пишут, что перенесены 4 аукциона по содержанию областных дорог и один — по содержанию мостов.

         — В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронных аукционах не подано ни одной заявки на участие в них, на основании части 16 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, электронные аукционы признаны несостоявшимися. Но слухи о том, что большинство дорожных структур обанкротилось, я считаю, мягко говоря, преувеличены. Сегодня в области достаточно дорожных организаций, которые способны выполнять работы по содержанию, ремонту и строительству автодорог.

         Есть ли возможность в некоторых случаях открытые аукционы заменить на более простую и понятную, как считают дорожники, конкурсную процедуру, как это было в прежние годы?

       Проведение открытых конкурсов на выполнение работ в области дорожной деятельности было бы нарушением 44 го федерального закона: в большинстве случаев заказчик обязан проводить электронный аукцион. Проведение же конкурсов с ограниченным участием возможно при выполнении работ по строительству, реконструкции, капремонту особо опасных, технически сложных объектов строительства, а также если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения государственных нужд превышает 150 миллионов рублей.

Москва поможет?

По мнению ряда экспертов, у прошедшей «дорожной революции» были и свои издержки. Оказывается, в погоне за «муниципальным автокомфортом» кое-где стали забывать о региональных дорогах…

— Направление больших финансовых средств в последние годы на автомобильные дороги муниципального значения (до 50 процентов от Дорожного фонда области) привело к определенному перекосу, — считает и. о. начальника управления дорожного хозяйства минстроя области Игорь Топорищев. — Если автомобильные дороги и улично-дорожную сеть муниципальных образований в основном привели к нормативному состоянию, то по региональным автотрассам ситуация ухудшилась. На сегодняшний день более 1,5 тысячи километров не соответствуют нормативу. Бюджетом области на 2015-2017 годы на ремонт региональных автодорог предусмотрено направить более 6,5 миллиарда рублей.

И все-таки, кто будет обслуживать 8678 километров областных дорог и 300 мостовых сооружений? Кто будет чистить снег, проводить другие работы?

— Соглашением между Федеральным дорожным агентством и правительством Челябинской области от 14 мая 2014 года предусмотрено перечисление субсидий в размере 26 миллионов 800 тысяч рублей в бюджет региона на софинансирование обеспечения круглогодичной связи с сетью автодорог с твердым покрытием, — пояснил Игорь Топорищев. — Кроме этого, из Резервного фонда Правительства РФ бюджету Челябинской области выделено 376 миллионов 958 тысяч рублей на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. А в 2015 году планируется софинансирование из федерального бюджета в 25 миллионов рублей. В 2014 году на финансирование дорожного хозяйства из областного бюджета было выделено более 9,3 миллиарда рублей, а на 2015 год планируется 8,2 миллиарда.

По данным экспертов «ЮП», сейчас рассматривается вариант с серьезной корректировкой условий торгов. Возможно, в связи с сложной финансовой ситуацией в экономике с 3 лет придется вернуться к годичному сроку контракта. Кроме того, звучат предложения выступить перед правительством и Госдумой РФ с инициативой об уменьшении суммы финансового обеспечения контракта.

Челябинская «рокировка»

Однако дорожная сеть области едина, и проблемы региональных трасс нельзя решать «в отрыве» от состояния муниципальных дорог. Муниципалитеты тоже проводят аукционы на их обслуживание, и при этом возникают весьма схожие нестыковки и тормоза…

      —  Мы уже объявляли несколько аукционов, и некоторые пришлось перенести из-за отсутствия заявок, — говорит Александр Шабалин, начальник управления дорожного хозяйства мэрии Челябинска. — Вероятно, наши возможные подрядчики тоже испытывают сложности с деньгами. А перед Новым годом объявили аукцион на обслуживание улично-дорожной сети города в 2015 году, и надеемся, что его не придется откладывать.

По словам Александра Шабалина, по закону при подаче заявки претендент должен внести 5 % от стоимости контракта, а победитель аукциона — от 10 до 30 % залога в качестве его обеспечения. Торги на выбор подрядчиков для муниципального заказа теперь проводятся тоже на федеральных электронных площадках, куда можно подать заявку по Интернету. По мнению муниципалов, прежняя система конкурсов, которые проводились горадминистрацией, при всех ее минусах (возможности создать преимущества отдельным игрокам дорожного рынка) все же была более привлекательной. Многие вопросы решать было проще, в том числе и по корректировке условий торгов. Главное — не было бездумной гонки на понижение цены.

Видимо, не случайно в 2015 году выбор подрядчика по обеспечению безопасности дорожного движения пройдет не на открытом аукционе, а на конкурсе. В соответствии с изменениями в новом законе о контрактной системе особо опасные объекты (мостовые сооружения, метро) подряд можно получить по конкурсу. А если сумма контракта не превышает 100 тысяч рублей, подрядчик выбирается вообще без проведения торгов.

Если же контракт не был выполнен до конца по независящим от подрядчика обстоятельствам, за ним сохраняется право работ. Примером тому — незавершенное строительство трамвайного моста в Металлургический район по Свердловскому проспекту. Из-за нехватки средств оно было заморожено, а теперь, поскольку мэрия нашла деньги (осталось 20 % от объемов контракта), работы возобновляются силами того же Мостоотряда 16. В 2015 году подрядчик обещает ввести этот особо важный объект транспортной инфраструктуры.

         —  Много слухов ходит по поводу банкротства МУП ДРСУ, — заявляет Александр Шабалин. — Но он уже 3 года не является генподрядчиком, а работал на субподряде, даже не участвуя в торгах. Дело в том, что в свое время ДРСУ брало большие кредиты, чтобы завершить «дорожную революцию», начатую на федеральные субсидии, а когда в 2012 году Москва перестала выделять деньги, рассчитаться не смогло. Тем самым МУП невольно стал заложником ситуации, и по иску банков и подрядных организаций по решению областного арбитражного суда была возбуждена процедура банкротства. Мы пошли на его добровольную ликвидацию, поскольку счета арестованы, и нет возможности вести дорожные работы.

В мэрии сообщили, что в 2012 году генподряд выиграло Карабашское ДРСУ, а два последующих — магнитогорская компания «Южуралавтобан». Магнитогорцы выручили челябинских дорожников, приняв в штат уволенных работников МУПа-банкрота, взяв в аренду у города технику. Правда, объемы снизились, но, как пояснил Александр Шабалин, это связано с финансовой ситуацией в городе и области, необходимостью завершить уже начатые работы. В целом, вынужденная «рокировка» со сменой генподрядчика себя оправдала. У «Южуралавтобана», по мнению экспертов, хорошие шансы на победу и в нынешнем дорожном аукционе.

Торги «в три приема»

А каково мнение самих дорожников — потенциальных участников аукционов?

— В областных торгах мы не участвуем уже несколько лет, поскольку нам такие затраты не по карману, — сетует Евгений Антонов, заместитель директора Миасского ДРСУ. — 30-процентный залог нам просто негде взять. Средств остро не хватает, 4 года назад едва не дошло до закрытия предприятия. Последний раз мы выиграли торги (тогда еще конкурсные) по обслуживанию региональных дорог Миасса в 2009 году. Но тогда было проще — работали по нормативам, а сейчас нужно составить смету на весь период контракта… А как можно предусмотреть, сколько, например, выпадет снега, всевозможные нештатные ситуации? Раньше была четкая схема: облавтодор и около 40 подрядчиков, а теперь все отдано на откуп стихийному рынку. Поэтому многие ДРСУ, не выдержав рыночных катаклизмов, канули в Лету, а те, что остались, еле сводят концы с концами.

По словам Евгения Антонова, ДРСУ в последние годы не участвует даже в муниципальных аукционах, работает только на субподряде. В Миассе теперь две дорожные структуры: 6 лет назад здесь появился сильный конкурент в лице «Группы Винэк», которая выигрывает торги и привлекает ДРСУ в качестве субподрядчика. Но и у «старых дорожников», котрые сохранили коллектив, производственную базу и не накопили долгов, есть желание поучаствовать в областных и муниципальных торгах. Конечно, если их условия сделают доступными и для «середнячков» дорожного рынка.

В мэрии Миасса из-за проблем с залогом у подрядчиков нынче, чтобы город не утонул в снежных заносах, были вынуждены аукцион на обслуживание муниципальных дорог проводить в 3 (!) этапа: первый — на 2 недели новогодних праздников, второй — до мая, а третий — на оставшийся до конца 2015 года срок.

— Это вынужденный шаг, — комментирует первый заместитель главы администрации Миасса Ольга Кроткова. — 19 декабря у нас был утвержден трехлетний бюджет, но на гигантский залог средств у дорожников не хватает, вот мы и «раздробили» аукцион на три части. В первом победил «Винэк», второй состоится 29 декабря, а третий — в будущем году. Но нас больше волнуют областные дороги (их немало на территории округа), которые, если срочно не проведут повторный аукцион, в начале 2015 года вполне могут остаться без обслуживания.

И все же, думается, чехарда с возможной сменой дорожной обслуги — тоже не выход. Не исключено, что после очередных муниципальных торгов на них победит новый подрядчик, которому все придется начинать сначала. Есть смысл подкорректировать федеральный закон, чтобы контракты на обслуживание и ремонт автотрасс стали доступными надежным игрокам «дорожного рынка»?


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты