Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Даешь бензин за 25! Челябинские автомобилисты подготовили петицию к производителям

26 Января 2015
Даешь бензин за 25! Челябинские автомобилисты подготовили петицию к производителям

Бензин по 25 рублей. Возможно ли снижение стоимости за литр топлива? Автовладельцы на Южном Урале считают, что это реально

Бензин по 25 рублей. Возможно ли снижение стоимости за литр топлива? Автовладельцы на Южном Урале считают, что это реально.

В Челябинске в выходные прошел автопробег «Вернем бензин по 25 рублей!». Автомобили с флагами и транспарантами проехали по улицам Челябинска, останавливаясь у заправок и офисов нефтяных компаний. Водители вручили их представителям петицию с требованием снизить цену на бензин до 25 рублей и сохранять ее низкой, пока не вырастут цены на нефть. Участники акции планируют проводить такие автопробеги ежемесячно.

Ценовой сговор?

В уфимском головном офисе компании «Лукойл-Уралнефтепродукт», главном игроке бензинового рынка Южного Урала, оперативный комментарий получить не удалось. Между тем в малых и средних компаниях этого профиля бьют тревогу, считают, что замалчивать ситуацию нельзя.

Внутрироссийские цены на бензин во многом результат согласованных действий монополистов нефтяного рынка, — считает Александр Ершов, владелец сети АЗС «Сугомак» (его бензоколонки обеспечивают автотопливом Кыштым, Касли, Снежинск и Озерск). — В экономике есть понятие «нетбэк» — сравнение доходности горючего, поступающего на внешний и внутренний рынки. Раньше внутренняя цена на нефть была не выше экспортной, но в последнее время ситуация резко изменилась, и теперь за рубеж ее продают на треть дешевле, чем в России. Дело в том, что произошла консолидация активов нефтедобывающих компаний и вся переработка сосредоточилась в руках вертикально интегрированных холдингов: федеральных — «Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть» и региональных — «Башнефть», «Татнефть» и «Сургутнфтегаз». А они, похоже, «играют на повышение», чтобы создать искусственный дефицит бензина и вызвать очередной скачок цен. Не исключен и вариант с картельным сговором нефтяных монополистов.

По словам Александра Ершова, на внутренних ценах горючего сказалась и череда аварий, произошедших на российских нефтеперерабатывающих заводах в 2014 году. По этой причине, например, надолго останавливалось производство на Ачинском НПЗ компании «Роснефть», Рязанском НПЗ,  Сургутском  ЗСК и Киришском НПЗ, на нефтеперерабатывающем заводе «Башнефти».

В итоге при годовом росте российских продаж на 2,5 млн машин за прошлый год реализация бензина в стране уменьшилась на 0,6 %. Причем, хотя «Лукойл» и «Газпромнефть» несколько нарастили внутренние поставки, «Роснефть» даже увеличила экспортную составляющую. И кое-где уже образовался локальный дефицит нефтепродуктов. Автомобилисты Челябинской области его пока не ощущают, но он может прийти и к нам.

В ноябре 2014 года, когда внутрироссийские оптовые цены на бензин зашкаливали за 40 тысяч рублей за тонну, он продавался за рубеж на 30 % дешевле, — продолжает Александр Ершов. — А с 1 января 2015 года государство предприняло так называемый налоговый маневр, существенно уменьшив вывозные пошлины на нефть. Кроме того, на 170 рублей за тонну вырос налог на добычу полезных ископаемых (за три года он поднялся на 30 %), увеличен акциз на производство бензина стандарта «Евро-5» — на 1000 рублей за тонну. Все это тоже сказалось на себестоимости, а значит, и цене бензина.

Сегодня самый ходовой бензин АИ-92 уходит за рубеж по цене 25 381 рубль за тонну, а на внутренний, в том числе и южноуральский, рынок «Газпромнефть» его поставляет по 34 100 рублей (причем цены снижены с 26 января, раньше было более 36 тысяч). По мнению экспертов, справедливая цена на бензин на внутреннем рынке не должна превышать 25 рублей за литр, по расчетам, ее нижний экономически обоснованный потолок — 22 рубля 50 копеек.

Все выше?

Участники автопробега приходили в УФАС, сообщили, что намерены направить в государственные органы обращение по поводу завышения, как они считают, розничных цен на бензин, — говорит Елена Семенова, заместитель руководителя Челябинского УФАС России. — Мы, в свою очередь, ведем еженедельный мониторинг цен на автомобильное топливо, и должна сказать, что в Челябинской области они одни из самых низких в УрФО. Хотя раньше ситуация была другая.

По словам Елены Семеновой, в начале этого года по жалобам мелких «альтернативных компаний» (они считают, что нефтяные короли завышают цену) была проведена проверка их крупных конкурентов, но доказательств нарушений не выявлено. С другой стороны, покупая горючее у неких перекупщиков, «малыши-альтернативщики» тоже делают свои накрутки, и в итоге цена почти не отличается от средней по региону.

В декабре 2014 года, когда произошло уменьшение оптовых цен на горючее, в области несколько снизилась и розница, но ненамного — на 30-50 копеек за литр, — подытоживает Елена Семенова. — Но оптовые цены более волатильны, то есть подвержены рыночным колебаниям, а розничные более стабильны. Причем стоимость нефти в структуре себестоимости автотоплива невелика — всего 10 %, основные затраты приходятся на переработку, акцизы и налоги (более 50 %). А для нашей области, в которой нет своих нефтеперерабатывающих заводов (ближайший НПЗ холдинга «Лукойл» расположен в Перми), сказываются и транспортные расходы. В результате в первой декаде января компания «Лукойл-Уралнефтепродукт» не только не снизила, но даже несколько подняла розничные цены на горючее.


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты