Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Бездушные мегабайты

20 Сентября 2011
Бездушные мегабайты

Общение человека с властью в сети часто оказывается безответным

Общение человека с властью в сети часто оказывается безответным

Как утверждают интернет-гуру, сайт — это виртуальный офис, который работает 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Любой желающий может в любое время зайти в этот офис и получить необходимую информацию. Без бюрократических проволочек, формальностей и чиновничьих барьеров.

Это в идеале. На деле же в интернет-пространстве есть целый комплекс ресурсов, созданных «для галочки» и живущих какой-то своей отдельной жизнью — муниципальные сайты.

Если русского человека заставить сделать что-то из-под палки, он сделает это средним пальцем левой ноги. Так произошло и в случае с сетевыми ресурсами муниципальных образований нашего региона. История имеет началом 1 января прошлого года, когда вступил в силу Федеральный закон № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Документ регулирует как раз порядок обеспечения этого доступа. Вкратце его суть можно сформулировать так: информация госструктур и подведомственных им организаций должна быть доступна всем и вся, если только не содержит сведений, составляющих государственную или служебную тайну.

Одним из способов обеспечения доступа граждан к такого рода фактуре закон называет ее размещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а основным средством публикации в ней — официальные сайты государственных органов и органов местного самоуправления. Смысл в том, что последние буквально обязали создавать. Что из этого получилось, мы увидели на примере ряда муниципальных веб-ресурсов Челябинской области. Сайты большинства территорий нашего региона — типичный образец работы, проделанной по принципу «надо — значит, сделаем», — как один сошлись во мнениях наши эксперты.

Чтобы было

Программисты и веб-дизайнеры по просьбе «ЮП» проанализировали интернет-ресурсы наших муниципалитетов и пришли к невеселым выводам. Многие сайты южноуральских городов, районов и ведомств — по сути, мертвые. Большинство из них можно смело окрестить «мемориальными табличками». Состоят они из нескольких страниц, где есть общая информация о территории или деятельности структуры, пара фото, контактные телефоны и электронный адрес.

При этом, хорошо, хотя бы, когда так. Часто половина страниц сайтов находится на вечной реконструкции. Иными словами, если хотите посмотреть на такие сайты, то в поисковиках ищите слово «извините»… Кстати, тот же Яндекс далеко не всегда поставит муниципальные «визитки» на первое место в своих списках. Даже если прописываешь конкретный запрос, например, «сайт Сосновского района», ресурс часто оказывается на второй странице среди найденного. Причина — необновляемость и непопулярность.

Огромная доля сайтов создана одной веб-студией по стандартным заготовленным шаблонам. Среди них — сайты Каслинского, Кизильского, Красноармейского, Нагайбакского, Пластовского, Троицкого, Чесменского районов. А также множество ресурсов правительственных министерств, управлений и прочих структур: на главной странице — триколор, «шапка» с названием ведомства и типичный рубрикатор. Такие «творения», по мнению наших экспертов из веб-студии «Айтилаб», не просто не имеют индивидуальности, но еще скучны и бездушны. Хотя стремление к бюджетной экономии понятно.

— Разработчики сайтов, как правило, имеют готовые решения по дизайну и оформлению, и этими недорогими шаблонами муниципалы пользуются очень охотно, — рассказывает ведущий программист компании Максим Софронов.

— Пожалуй, среди всех просмотренных сайтов порадовал только сайт Коркинского района, — дополняет технический директор компании Михаил Никитин. — Удобная навигация, чистый светлый дизайн, красивая анимация… Здесь хорошо все: страницы продуманы, тексты обработаны и представлены в читабельном виде. Плюс к этому новости, которые регулярно обновляются, и интернет-приемная, которая реально работает. Но, скорее всего, что это единственный такой пример. Попадаются даже сайты-призраки, созданные и совершенно не обновляемые. Как в случае с Нязепетровским районом: как мне кажется, здесь ресурс имеется лишь для того, чтобы не настучали по голове сверху.

Купи болт

Сравним сайты коммерческих организаций и муниципальные сайты хотя бы в одном аспекте. Задача первых — продавать, вторых закон обязал информировать. А вот каким именно образом и насколько все это должно быть живо и удобно для посетителей, документ не предусмотрел.

— ФЗ № 8 направлен вовсе не на упрощение контактов граждан с властями посредством сети, а всего лишь на информирование об их работе. Информация должна быть и точка, — поясняет руководитель отдела по развитию сайтов компании «X-page» Никита Егоров. — Это своего рода требование публичности и прозрачности.

Касается это в основном непростых тендерных отношений при дележе муниципальной земли: сайты буквально пестрят данными об условиях проведения аукционов, сроках и наделах, которые пустят с молотка. Информация часто выкладывается единым «кирпичом» прямо на главных страницах районных и городских ресурсов.

— Сейчас пропустить новость о каком-то тендере просто нереально, — уверен Никита Егоров, — Если вы — строительная компания, и хотите зайти на рынок Челябинска, первое, что необходимо будет сделать, — это посетить сайт городской администрации и на конкурентной основе начать выбивать право первенства. Хотя лет пять назад схема была далеко не так прозрачна, и госимущество распродавалось «тихо». Тогда обязательным было публиковать торги в газетах. Однако тираж в несколько тысяч экземпляров традиционно полностью скупался заинтересованными лицами.

И все же отголоски подобных сценариев присутствуют и сегодня. Только теперь они перекочевали в Интернет. Некоторые площадки — настоящее поле для разного рода махинаций, убеждены программисты.

— Например, вместо русских букв «о» в наименованиях заказов вставляются нули, — рассказывает о мелкой хитрости, призванной «душить» крупных конкурентов, Никита Егоров. — Хочу купить болт. Набираю здесь же в поисковике «болт»: «болт» и «б0лт» по сути ничем кардинальным не отличаются, но система сработает по буквенному запросу.

Рассмотрим хотя бы такой вариант: предприятию нужно закупить, допустим, дорогостоящий сплав металла. Поставляют его две-три компании в России. «Убираем» нехитрым вышеизложенным способом конкурентов, и тендер разыгран, вуаля. Иногда бывает, что 10 граммов металла «стоят» 3 миллиона рублей… Словом, сетевое пространство для фантазии бесконечно.

Без стука в дверь чиновника

Формально муниципальные сайты, конечно, выполняют требования законодательства. Однако представить, что их проектировщики будут задумываться об удобстве их использования, крайне сложно. Зарегистрированы даже компании, которые собирают тендерную информацию и выдают ее в удобоваримом виде.

— Есть задача — «выгрузить» сведения, но глобальной задачи сделать так, чтобы ресурс был реально полезен и удобен для использования, — нет. Есть стадия информирования, которая работает очень хорошо и есть стадия взаимодействия с аудиторией, которая, — плохо, — уверен Никита Егоров.

Примеров такой «сырой» обратной связи — масса.

— Видимо, есть определенные директивы сверху, какие рубрики должны быть на муниципальном сайте обязательно, и среди них, по всей видимости, — интернет-приемная, — приводит первый пример начальник отдела интернет-маркетинга компании «Tian Group» Тимур Валиахметов. — Однако в большинстве случаев общение с пользователем здесь сводится к сухому и объемному цитированию законодательства.

Пример «на закуску»: к вопросу о том, с кем мы общаемся посредством муниципального интерактива — с космосом или же все-таки с реальными назначенцами ведомственных структур. Есть такой сайт «gosuslugi.ru». Посредством него можно онлайн взаимодействовать с управлениями, министерствами и различными госорганами.

— Мысль свежая, портал хороший, — считает Тимур Валиахметов. — Он, по сути, создавался как отправная точка для гражданина РФ: не надо стучаться в различные подразделения.

Например, через этот сайт можно подать заявку на оформление загранпаспорта. Есть образцы заявлений. Необходимо зарегистрироваться, заполнить электронную бумагу и отправить в соответствующую структуру с помощью почтовой программы. Однако имеется проблема с гарантиями доставки документа до адресата. То есть, вероятность того, что ваше заявление уйдет «в пустоту», более чем велика, хотя теоретически сервис работает.

— Законодательство только недавно определило, что такое электронный документооборот и электронная подпись. И все это внедряется с большим скрипом, — поясняет Никита Егоров. — Лет через пять, думаю, очень многое можно будет посмотреть и сделать в сети, а не стучаться в двери чиновников или обрывать телефоны. Например, зайти на определенный сайт, и увидеть, когда дом будет подключен к горячему водоснабжению.

Идея такого общения с власть предержащими логически обоснована: чем меньше будет контактов с чиновниками, тем меньше будет коррупционная составляющая. Сейчас же подход к этой идее вероятностный: система, завязанная на технических аспектах онлайна, может работать, а может и нет. Радует хотя бы то, что структуры теперь готовы общаться с человеком в сети.

P.S.: Дизайнерская «фишка» на сайте Копейского городского округа особо повеселила наших экспертов. Первая страница перегружена мелким текстом о тендерах. То есть, на человека, который впервые зашел сюда и хочет познакомиться с территорией, сразу же обрушиваются огромные «кирпичи» ненужной ему фактуры. Но все продумано. Здесь же, на первой странице размещено нечто вроде баннера с надписью «Самый лучший город на Земле». Хотим узнать, почему. Кликаем по полю — а оно неактивно. Опускаем глаза, видим небольшую серую приписку на этом же фоне, и все встает на свои места — «так считают его жители». Без комментариев. Программисты смеялись минут пять.


Публикации на тему
  • Сегодня | 10:43
    Вокруг природы. Развитию туризма мешают земельные вопросы

    В Челябинской области структурировали работу по развитию туризма, сейчас власти региона приступают к проработке бизнес-планов. Одной из главных проблем чиновники называют отсутствие свободных земель вокруг потенциальных мест притяжения туристов.

  • 21.01.2021 | 11:06
    Невольные хлеба. Челябинские компании переводят работников на самозанятость

    Челябинские компании под шумок пандемии переводят работников на самозанятость, чтобы сэкономить на налогах. Такая схема оптимизации налогообложения противоречит закону, но ковидные ограничения помешали наработать практику выявления подобных нарушений, указывают юристы.

Новости   
Спецпроекты