Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Конкурентов в утиль?

4 Августа 2012
Конкурентов в утиль?

Что нового принесет рынку автотранспорта новый сбор.
С 1 сентября в России будет введен утилизационный сбор на импортируемые автомобили. За безопасную утилизацию транспорта, утратившего свои потребительские свойства, придется платить всем импортерам — лицам, осуществляющим ввоз авто в страну, и производителям иномарок.

Что нового принесет рынку автотранспорта новый сбор

С 1 сентября в России будет введен утилизационный сбор на импортируемые автомобили. За безопасную утилизацию транспорта, утратившего свои потребительские свойства, придется платить всем импортерам — лицам, осуществляющим ввоз авто в страну, и производителям иномарок.


По расчетам Минпромторга и Минэкономики, для новых легковых машин сбор составит 20–45 тысяч рублей, для грузовиков — 150–400 тысяч. Соответственно, в этих пределах подрастут и ценники. Официальная версия — утилизационный сбор продиктован заботой об окружающей среде, и его давно применяет ряд развитых и развивающихся стран. Неофициальную подхватили и активно обсуждают пользователи специализированных форумов: отечественному автопрому опять дают шанс поднять продажи, побаиваясь, что последний попросту не выдержит ценовой конкуренции в условиях ВТО.


Иными словами, в нашем случае сбор должен будет выполнять еще и дополнительную протекционистскую функцию. Эксперты, специализирующиеся на анализе цен авторынка, радужных прогнозов делать не спешат. Многие уверены, что стоимость иномарок бюджетного сегмента будет уже совсем не бюджетной. Словом, конкурентов АвтоВАЗа — с глаз долой.

«Похоронить» нельзя бросить


Но этот посыл, считают экологи, уже вторичен в сравнении с пользой для здоровья, которую принесет нововведение россиянам. Перерабатывать металлический хлам со всей его вредоносной в разлагающемся состоянии «начинкой» станет выгодно: за это будут платить немалые суммы, а значит вопросом наконец-таки займутся бизнес и инвесторы.


— Давно пора было это сделать, — ратует в поддержку новой меры декан химического факультета ЮУрГУ, заведующий кафедрой «Экология и природопользование», профессор, доктор химических наук Вячеслав Авдин. — Это общемировая практика. У нас же брошенные автомобили стоят где попало. Масло вытекает, резина разлагается, лежат битые стекла, искореженное ржавое железо — и никому нет дела...


Наш собеседник разводит руками: как минимум на таких свалках травмируются дети, которые играют в водителей в груде металлолома, как максимум — все мы получаем дополнительный источник загрязнения атмосферного воздуха фенолами и прочими прелестями таблицы Менделеева.


— Японцы давно научились извлекать прибыль из утилизации старых машин: переплавляют металл, перерабатывают стекло — в ход идут все материалы, — рассказывает Вячеслав Авдин. — Помню, три года назад мы ездили на один из таких заводов. Построен он на территории города, по численности жителей схожего с Челябинском. Система там следующая: производители автомобилей вперед проплачивают заводу сумму, которая будет затрачена на утилизацию их машин.


Из этого, по словам эксперта, и складывается доход «на отходах». Бизнес выгодный и претендующий на роль санитара леса. Аналогичной точки зрения придерживается член экспертного совета по вопросам экологии при Уполномоченном по правам человека в Челябинской области Андрей Талевлин.


— Инициатива ввести плату за утилизацию машин исходила непосредственно из «Гринписа», — рассказывает он. — В Москву в свое время пришло официальное письмо, после чего начала прорабатываться методика.


Принципы «попользовался — заплати» и «произвел — позаботься о переработке», считает наш собеседник, верные и обоснованные. Ведь, как ни крути, дешевая машина, которую пригнали из-за границы, все равно умрет на наших дорогах. И на том, что уже отжило свой век «у них», еще поездит не один добрый десяток наших автомобилистов. Чтобы система утилизации заработала в России, в принципе, всего достаточно: есть и опыт, и те, кто готов его повторить.


— Помните, в свое время была развернута кампания по поддержке отечественного производителя? — вспоминает Андрей Талевлин. — Автовладельцам, сдающим машины в утиль, выплачивали по 50 тысяч рублей с условием последующей покупки автомобиля российской сборки. Уже тогда стали открываться частные центры по утилизации автомобилей. Позже программу свернули из-за кризиса, а центры остались, и их немало.


Эксперт уверен, что с сентября они вновь оживятся: бизнес, связанный с металлом, пусть это даже и вторсырье, не привлекать не может. Однако пока все сводится к коммерции уровня шиномонтажки или металлоприемки.


— Почему-то никого не смущает тот факт, что утилизация в России практически не работает. То есть ее просто нет — нет ни инфраструктуры, ни законодательной базы, ни более-менее развитых мощностей по утилизации и переработке, — говорит Вячеслав Авдин. — Я не видел, чтобы какие-то серьезные предприятия по переработке устаревшего автотранспорта действовали у нас.


Нашлось, кстати, немало убежденных в том, что дело дальше и не сдвинется: деньги, полагающиеся на утилизацию, с иностранцев соберут, а «кина не будет» — в стране озабочены не вопросами защиты биосферы, а проблемой продаваемости автопрома местной сборки.


— Вся утилизация заключается в «облить машину бензином и спичку бросить», — не видит смысла ни в дополнительных затратах, ни в мощностях челябинский автовладелец Сергей Ярушин. — Что не расплавится, то сгорит, а дальше в пресс. Каждый вечер такое наблюдаю, база чермета в 100 метрах...


— Процедура уничтожения автомобилей сама по себе нецелесообразна и не стоит таких денег, — считает руководитель челябинского представительства компании «Автоюрист» Юлия Шагаева. — Фактически все выльется в удорожание бюджетных иномарок. Сбор непосредственно завязан на ввозных пошлинах: их снижение в рамках требований ВТО с легкостью «компенсирует» новый налог. Импортировать просто станет невыгодно.

Экономика экологии


Ставки утилизационного сбора и его механизм еще предстоит утвердить правительству РФ. Но предварительные цифры не радуют. Базовая ставка на иномарки составит 20 000 рублей. Рассчитываться сбор будет по следующей схеме: базовую ставку нужно умножить на коэффициент, определяемый техническими характеристикам автомобиля. Коэффициент зависит от возраста машины, объема двигателя и тоннажа. Словом, экономики здесь даже больше, чем экологии.


— Формула как будто специально «бьет» по наиболее массовым позициям иномарок на российском рынке, — отмечает Юлия Шагаева.

— Просто не получается связать сложность утилизации с объемом двигателя и годом производства... Не думаю, что прессу труднее справиться с авто объемом 1,8 литра 1998 года, чем с полуторалитровой иномаркой 2012-го.


Мы подсчитали, на сколько может подорожать наиболее востребованный сегодня по статистике вариант авто. Получается, что к пятилетней беспробежной машине с объемом двигателя 1,5 литра в сентябре на таможне надо будет прибавить 56 000 рублей. Согласитесь, довольно ощутимо для тех, кто рассчитывал купить машину в пределах 300 с небольшим тысяч...


— Утилизационный сбор серьезно ударит по рынку дешевых подержанных автомобилей, — убежден исполнительный директор ООО «Аудиторская фирма «Авуар» Константин Игонин.


С новыми машинами на первый взгляд проще: иностранные автоконцерны, запустившие производство в России, освобождаются от сбора. Но только на модели внутренней сборки. Словом, потребителей, ранее отдающих предпочтение «чистым японцам» или «чистым немцам», сейчас постепенно склоняют к мысли о том, что товар «местного разлива» тоже очень даже ничего... По крайней мере, купить машину в том же кузове, но в разы дешевле гораздо приятнее, чем ждать, пока пригонят чистокровного иностранца с накруткой за утиль. Чтобы спрогнозировать ситуацию и узнать, как изменятся цены на иномарки после сентября, мы обратились непосредственно к дилерам.


— Выпуск большинства бюджетных иностранных машин уже локализован в России, — заверил нас сотрудник отдела продаж компании «Планета Авто» Юрий. — Мало того, производство в России уже налаживают такие бренды как BMW и Volkswagen, а это уже совсем другая ценовая категория. Эти автоконцерны явно окажутся в выигрышной ситуации.


«Форды», заверил нас менеджер, уже порядка десяти лет собираются в России, и подорожание на третью линейку «Фокуса» будет только сезонным.


— Примерно на 10 тысяч, — уточнил Юрий. — Автомобили среднего класса российской сборки дорожают не более этого предела.
Особо не пострадают и китайские бренды, которым прогнозировали закат после присоединения России к ВТО: собирают их сейчас на черкесском заводе Derways (бренды Lifan, Haima, Great Wall, Geely) и таганрогском ТагАЗе (BYD). Так что конкурентное преимущество за счет низкой цены никто пока не отменял.


Для тех производителей, которые не «отдают» свои детали на российские заводы, дорожа именем марки или просто пока не имея возможности, сентябрь выйдет падением продаж, считает Константин Игонин.


Например, от марки Brilliace, которая «собирается» исключительно на китайском предприятии, челябинский дилер «ОланАвто» отказался. Говорят, возить эти машины станет невыгодно: покупать «китайца» по цене «немца» рука ни у кого не поднимется.
В «Тойота Центре» нам наглядно показали чего ждать от сентября. Auris турецкой сборки и Corolla — японской подрастут в цене на 30 –50 тысяч. Менеджерам отдела продаж уже раздали новый прайсы, и специалисты, не скрывая, связывают новые расценки с введением утилизационного сбора.


— Автомобили, которые до этого собирались за границей, будут стремиться собирать в России, — прогнозирует Константин Игонин. — Даже если здесь сборка будет обходиться дороже. Иностранцы изыщут любые варианты открытия своих производств на наших площадках, а цену будут сбивать в ущерб качеству. Особо это ожидаемо от китайских производителей.


В любом случае, уверен наш собеседник, ценники еще не раз подрегулирует рынок и экономическая ситуация:
— Пока только разыграли первую карту, и выводы делать рано. Не думаю, что утилизационный сбор все-таки введут, то есть утвердят ставки на уровне заявленных: последствия могут обернуться демонстрациями. В толпу сейчас бросили пробный камушек, посмотрели реакцию и оставили все на уровне обсуждений и лоббирования.

Остается только посетовать, что власти вряд ли услышат глас народа. Хотя предложения о том, как поддержать отечественный автопром, рациональны и элементарны. Словом, не надо ничего придумывать.

— Плохо собирают, раз народ брать наши машины не хочет, высказывается на одном из челябинских форумов владелец подержанной Mitsubishi. — Ценник опустите раза в 1,5—2 раза, как за границей, тогда и брать будут...


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты