Казна слезам не верит

19 Января 2013
Казна слезам не верит

Минфин Челябинской области утвердил перечень муниципалитетов в зависимости от уровня их дотационности. Исходя из документа вопросы бюджетного планирования в регионе встают еще острее.

Минфин Челябинской области утвердил перечень муниципалитетов в зависимости от уровня их дотационности. Исходя из документа вопросы бюджетного планирования в регионе встают еще острее.

 

В целом — на уровне


Напомним, необходимость утверждения такого перечня регламентирована Бюджетным кодексом РФ с конца прошлого года. На его основе определяется режим финансовых взаимоотношений, которые выстраиваются между областью и муниципальными образованиями, учитывая то, к какой группе дотационности принадлежат последние.


Механизм определения финансовой зависимости таков. Города и районы, включая входящие в них поселения, делятся на четыре группы в зависимости от доли областных средств в доходах своих бюджетов. Первая группа — когда доля межбюджетных трансфертов в доходах составляет менее 10 %, вторая — от 10 до 30 %, третья — от 30 до 70 %, четвертая — высокодотационные территории со значением данного показателя свыше 70 %.


По итогам ранжирования южноуральских территорий оказалось, что на сегодняшний день все муниципальные образования дотационны в той или иной степени. Большинство из них входит в третью (172) и четвертую (118) группы, то есть зависят от областных средств более чем на 30 %. Ко второй группе отнесен 21 муниципалитет, к первой — 2 (по 1 поселению в Сосновском и Агаповском районах).


— Сама Челябинская область входит в число 27 субъектов федерации России, в которых доля межбюджетных трансфертов за последние 3 года составляла от 5 до 20 %, — комментирует «ЮП» Сергей Зырянов, директор Челябинского филиала РАНХиГС.


Отметим, что только 5 субъектов РФ имеют долю межбюджетных трансфертов менее 5 %, это Тюменская область, города Москва и Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ. И такая картина, как мы понимаем, в крупнейших мегаполисах и сырьевых территориях сложилась уже исторически. В частности, нам, как региону, опирающемуся на обрабатывающие производства и сельское хозяйство и не отличающемуся своим центровым положением, сложно что-либо противопоставить извечным козырям экономики столиц и «северов».

 

Ноша по силам


В зависимости от уровня дотационности муниципалитеты при управлении своими бюджетами должны соблюдать ряд условий. Для территорий, относящихся ко второй группе, обязательным является соблюдение нормативов расходов на оплату труда муниципальных служащих, которые установлены правительством области.


— Это касается 6,7 % всех областных муниципалитетов, — подытоживает Сергей Зырянов. — Среди них 12,5 % от числа городских округов области — это города Магнитогорск и Трехгорный, а также 7,1 % от числа городских и сельских поселений. В этой группе муниципальных образований проживает около 550 тысяч жителей области.

Муниципалитетам третьей категории одновременно с этим запрещено принимать на себя дополнительные обязательства, не отнесенные к их полномочиям.

— Таких муниципалитетов в регионе 54,9 %, — говорит наш эксперт. — Среди них 75 % от числа городских округов, в том числе Челябинск, Златоуст, Копейск, Миасс, Озерск, Снежинск и другие, 14,8 % от числа всех муниципальных районов области и 58,2 % городских (сельских поселений области). В этих муниципалитетах проживает около 2 590 000 жителей.


Наибольшее число ограничений существует для высокодотационных бюджетов. Наряду с вышеперечисленными запретами органы власти таких территорий обязаны ежегодно принимать меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению собственных доходов; представлять в правительство области свои бюджеты для экспертизы на предмет соответствия бюджетному законодательству, соблюдения уровня дефицита и муниципального долга. Кроме того, бюджеты этих муниципалитетов не реже одного раза в год должны проходить внешнюю проверку контрольными органами. И эти требования, по словам Сергей Зырянова, должны выполнять 37,7 % всех областных муниципалитетов.


— Среди них 12,5 % от числа всех городских округов области, в том числе Карабаш и Локомотивный, 85,2 % городских (сельских) поселений области. В этих муниципалитетах проживает около 295 000 жителей, — отмечает собеседник.


Что касается двух поселений региона, отнесенных к первой группе «отличников», это только 0,7 % всех муниципалитетов. Территории Сосновского и Агаповского районов имеют долю межбюджетных трансфертов в доходах бюджетов менее 10 %, поэтому они выполняют только общее условие о соблюдении бюджетного и налогового законодательства РФ.

— Но понятно, что из-за малочисленности жителей они, как говорится, хорошей погоды не сделают, — добавляет Сергей Зырянов.

Он также пояснил, что муниципалитеты, не желающие выполнять указанные требования, имеют право отказаться от их выполнения при одновременном отказе от получения трансфертов из бюджета области.


Как рассказал министр финансов области Андрей Пшеницын, перечень дотационных территорий пересматривается каждый год и пересчитывается по специально установленной методике. Практика его формирования призвана повысить прозрачность межбюджетных отношений и заинтересованность муниципалитетов в уменьшении их зависимости от областной помощи.


— Оценивая ситуацию в целом, следует отметить, что собственных источников формирования своего бюджета у муниципалитетов на данный момент явно недостаточно, особенно у сельских поселений, — делает заключение Сергей Зырянов.

Эльвира Копылова

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты